ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2012 года  Дело N А70-1245/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  24 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  28 сентября 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Лотова А.Н.

судей  Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Бондарь И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-6903/2012) Департамента лесного комплекса Тюменской области и апелляционную жалобу (регистрационный номер  08АП-6942/2012) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2012 по делу № А70-1245/2012 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Тюменского муниципального района

о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 26» от 03.08.2009 №4600-ро,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Наталья Александровна,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Камальдинов Р.Т. по доверенности от 21.05.2012 № 49;

от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Лысова Т.А. по доверенности от 13.12.2011;

от Администрации Тюменского муниципального района - не явился, извещена;

от Карчагиной Натальи Александровны - Хижняк А.В. по доверенности от 13.03.2012;

установил:

Решением от 21.06.2012 по делу № А70-1245/2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в ТО, заявитель, Управление), заявленных  к Администрации Тюменского муниципального района (далее по тексту - Администрация) о признании недействительным распоряжения Администрации Тюменского муниципального района «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул.Сосновая, дом 26» от 03.08.2009 №4600-ро.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что заявителем не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования, предоставленного оспариваемым распоряжением заинтересованного лица, в земли лесного фонда, граница и площадь которой определены в установленном законодательством порядке.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в ТО и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее по тексту - Департамент) обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

ТУ Росимущества в ТО ссылается на то, что спорные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.

Податель жалобы ссылается на наличие в материалах дела таксационного описания лесного участка, свидетельствующего о наложении испрашиваемого участка на лесной участок, принадлежащий Российской Федерации.

Заявитель не согласен с тем, что материалы лесоустройства не могут быть надлежащим доказательством факта нарушения границ земель государственного лесного фонда.

Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции безосновательно не принята в качестве доказательства карта-схема, что противоречит действующему законодательству и сложившейся судебной практике, при этом судом первой инстанции также отказано в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы.

В целом доводы Департамента, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в ТО.

В судебном заседании представители Управления и Департамента поддержали доводы апелляимонных жалоб.

Представитель Карчагиной Н.А. в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционные жалобы, в письменном отзыве Карчагина Н.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Администрация в письменном отзыве просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Администрации Тюменского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу. Ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Администрацией не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Постановлением Администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 №95 утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Карчагиной Н.А. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Со-сновая, участок №10 (л.д.63 том 1).

На основании заявления Карчагиной Н.А. ООО «Ремстройсервис» проведены землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный перебор, ул. Сосновая, д.10.

Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 17.01.2008 №27ро Карчагиной Н.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204 общей площадью 5575 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов (л.д.67 том 1)

На основании договора аренды земельного участка №17-16/12 от 17.01.2008, заключенного между Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области с Карчагиной Н.А. и кадастрового паспорта индивидуального жилого дома от 21.11.2008, выданного Богандинским отделением Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Корчагиной Н.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, на-значением жилое по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26, о чем 08.12.2008 выдано свидетельство 72 НЛ 191669 (л.д.79 том 1).

На основании распоряжения Администрации Тюменского муниципального района от 03.08.5009 №4600-ро Карчагиной Н.А. в собственность за плату предоставлен земельный участок общей площадью 5575 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1603001:0204 под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26, с Корчагиной Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка от 09.11.2009 №17-16/995К (л.д.80-82 том 1).

17.02.2009 Карчагиной Н.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:204 из земель населенных пунктов, разрешенным использованием под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д.26 (л.д.82 том 1).

В результате проведенной прокуратурой Тюменской области проверки и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, Департамент лесного комплекса Тюменской области письмом от 15.11.2011 №08/3887-11 сообщил Территориальному управлению о нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки в д.Железный Перебор, а именно Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, на основании свидетельства о государственной регистарции права от 23.04.2010 72 НЛ 531975.

Департаментом лесного комплекса Тюменской области подготовлена карта-схема местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал №8 (л.д.41 том 1), которой, по мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Тюменской области, подтверждается факт наложения земельного участка с када-стровым номером 72:17:1603001:204 на земли лесного фонда.

В этой связи, заявитель, считая распоряжение Администрации Тюменского муниципального района от 03.08.2009 №4600-ро не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.

Решением от 21.06.2012 по делу № А70-1245/2012 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований Управлению.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.

В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз (л.д.40 том 1).

Согласно дополнению к отзыву Департамента лесного комплекса Тюменской области, поступившее в суд 16.05.2012, и представленных документам, право собственности на участок лес-ного фонда общей площадью 152886 га по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, в том числе территория Богандинского лесничества (кварталы 1-92) было зарегистрировано за Российской Федерацией еще 19.03.2004, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д.109 т. 1).

Впоследствии в связи с перераспределением лесных участков ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций по границам сельских поселений Тюменского района изменены сведения государственного реестра прав на недвижимое имущество и получены новые свидетельства (л.д.110,112,113,114 т. 1).

Вместе с тем, право собственности Карчагиной Н.А. на предоставленный на основании оспариваемого распоряжения земельный участок также зарегистрировано в установленном законом порядке.

По объяснениям представителей заявителя и Департамента лесного комплекса Тюменской области документами, подтверждающими существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при регистарции права Российской Федерации явились материалы лесоустройства, проведенного в 1998 году.

По запросу суда по аналогичному делу №А70-1244/2012 в отношении соседнего с Карчагиной Н.А. земельного участка Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило из регистрационного дела копию кадастрового плана земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра) № 17/05-651 от 10.02.2005 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039. Дополнительно Управление пояснило, что копия плана лесного участка не представлялась на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039.

В кадастровом плане земельного участка № 17/05-651 от 10.02.2005 указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1089770000 кв.м ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.

Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок серии № 72 НЛ 731975 от 23.04.2010 и документы технического учета объекта недвижимого имущества, находящиеся в регистрационном деле, не позволяют точно определить границу лесного участка относительно других земельных участков.

В свою очередь, основанием государственной регистрации права Карчагиной Н.А. на земельный участок явились материалы землеустройства.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона №221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 72:17:1603001:203, в которой указано, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» и используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют (л.д.90 том 2).

Согласно межевому делу по установлению и закреплению на местности границ этого участка он поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.

Действия по межеванию этого участка и кадастровому учету никем не оспорены и не признаны незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу части 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.