СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 октября 2012 года  Дело N А71-17766/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  04 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,

судей  Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,

при участии представителя истца - открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" - Шульгинова Н.С. (паспорт доверенность от 24.05.2012)

иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого

акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической технологии"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 16 апреля 2012 года

по делу № А71-17766/2011,

принятое судьей Абуязидовой Г.А.,

по иску открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт металлургической технологии» (ОГРН 1021801445588, ИНН 1832009303)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Филилалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике

третье лицо: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике

о внесении изменений в кадастр недвижимости,

установил:

Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт металлургической технологии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) с участием третьего лица Российской  Федерации  в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - управление) о внесении изменений в кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001, находящегося по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Азина, 2, установив её в размере рыночной стоимости участка 17 401 000 руб., определенной в отчете оценщика ООО «Инком-Эксперт» от 29.08.2011 № 41-125 (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 07.02.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - кадастровая палата).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2012 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой  просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Нарушение своих прав общество обосновывает тем, что согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» годовой размер арендной платы за использование земельных участков, в отношении которых право постоянного (бессрочного) пользования было переоформлено на право аренды, устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости земельных участков. То обстоятельство, что  в договоре аренды от 18.10.2006 № 218аз указан иной порядок определения арендной платы, не отменяет действие императивных норм, закрепленных в п. 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ и ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Считает, что несоответствие кадастровой стоимости  земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца, в связи с тем, что размер арендной платы должен определяться исходя из кадастровой стоимости. Кроме того указывает, что нарушается его право  на выкуп земельного участка, так как цена в соответствии с кадастровой стоимостью необоснованно завышена. Истец полагает ошибочным указание суда первой инстанции на то, что им оспаривается достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленная нормативным актом, в то время как предметом требований общества является установление в кадастре недвижимости сведений о стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку внесенная в кадастр стоимость не соответствует рыночной.

Управление Росреестра считает, что в удовлетворении требований, предъявленных к Управлению, отказано правомерно, поскольку оно не имеет никакого материального и имущественного интереса по заявленному предмету требований. Органом кадастрового учета является кадастровая палата, в полномочия которой входит внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что содержание в кадастре сведений о стоимости участка не нарушает прав общества, поскольку арендная плата установлена для общества в размере, не превышающем 2% от кадастровой стоимости. На момент установления кадастровой стоимости действующее законодательство не содержало требований о том, что она должна соответствовать рыночной стоимости участка, ввиду чего оснований для применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не имеется. Истец не доказал размер рыночной стоимости участка на дату, на которую была определена кадастровая стоимость.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с  кадастровым номером 18:26:041140:0001 с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2 (т.1, л.д.74-104), который принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.2, л.д. 56-57).

Обществу данный участок предоставлен в аренду по договору от 18.10.2006 № 218аз, заключенному в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общества в отношении этого участка.

Согласно кадастровому паспорту от 03.02.2012 № 1800/501/12-9015 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:0001 установлена в размере 517 258 648, 35 рублей (т.1, л.д.129-134). Данная кадастровая стоимость установлена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».

Обращаясь в арбитражный суд с иском о внесении изменений в кадастр недвижимости и установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, общество указало, что внесенная в кадастр стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, что в свою очередь нарушает права общества как арендатора этого участка, в том числе в части определения выкупной стоимости участка в случае приобретения его в собственность обществом. При этом в обоснование своих требований истец ссылался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесена в соответствии с нормами действующего в юридически значимый период законодательства (пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, части 4 статьи 15, части 3 статьи 16, пунктов 7-17 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Между тем, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275, на основании которого установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, истцом не оспорено. Ходатайства о проведении экспертизы отчета, на основании которого была определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, стороны не заявляли.

Кроме того, суд отметил, что избранный истцом способ защиты нарушенного права в случае удовлетворения требования истца не приведет к восстановлению его прав, поскольку арендная плата определена сторонами в договоре и не привязана к кадастровой стоимости участка, а намерений выкупить земельный участок истец не заявлял.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказан факт неправомерности и незаконности в действиях ответчиков, а также факт нарушений прав истца в пользовании земельным участком, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.

Однако с принятым решением суда нельзя согласиться в силу следующего.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав, на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Из содержания искового заявления следует, что заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Проведенной по делу экспертизой установлено, что рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 17 506 816 руб., что существенно отличается от кадастровой стоимости, содержащейся в кадастре недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041140:1, находящегося по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2, в размере 17 506 816 руб., что является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения о данном земельном участке с момента вступления в силу судебного акта.

Указание суда первой инстанции на то, что содержание в кадастре сведений о кадастровой стоимости участка не нарушает права общества, апелляционным судом не может быть признано обоснованным, так как факт нахождения земельного участка в аренде у истца под принадлежащими ему объектами недвижимости, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. Общество имеет исключительное право на выкуп земельного участка, занятого его объектами недвижимости, по цене, определяемой с учетом кадастровой стоимости участка, что является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе, а также судебные расходы по оплате услуг эксперта относятся на ответчиков, в том числе и Управление Росреестра, так как последнее осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).

Как следует из п. 5 названного Положения, к полномочиям Росреестра отнесены, в частности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.

Во исполнение приказа от 11.03.2010 N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

При этом кадастровая палата не подменяет Управление Росреестра, а лишь выполняет по его поручению возложенные на него функции, что не умаляет приоритет Управления Росреестра в отношениях с кадастровой палатой и не устраняет обязанности кадастровой палаты исполнять соответствующие акты Управления Росреестра.

На основании ст. 110, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 апреля 2012 года по делу № А71-17766/2011 отменить.

Заявленные требования  удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка  с кадастровым номером 18:26:041140:1, находящегося по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, 2, в размере  17 506 816 (семнадцать миллионов пятьсот шесть тысяч восемьсот шестнадцать) руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в пользу открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт металлургической технологии» (ОГРН 1021801445588, ИНН 1832009303) в возмещение судебных расходов 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по иску, 1000 (одна тысяча) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, 7500 (семь тысяч пятьсот) руб. расходов по  оплате экспертизы.

Взыскать с Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике» в пользу открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт металлургической технологии» (ОГРН 1021801445588, ИНН 1832009303) в возмещение судебных расходов 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины по иску, 1000 (одна тысяча) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, 7500 (семь тысяч пятьсот) руб. расходов по  оплате экспертизы.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

     Председательствующий

     Ю.В.Скромова

     Ю.А.Голубцова

     Т.Л.Зеленина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка