ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2012 года  Дело N А15-1167/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни  на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2012 года по делу № А15-1167/2012 (судья Батыраев Ш.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Исабекова Элмана Саидметовича (ИНН 053037518090; ОГРНИП 307055014100023) к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) об оспаривании решений и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан представителей: от Дагестанской таможни - Тагирова Ш.Г.; Хаджимурадов А.Т. по доверенности; от индивидуального предпринимателя Исабекова Э. С. - Алиев М.А. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2012 удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя Исабекова Элмана Саидметовича (далее - предприниматель, заявитель) к Дагестанской таможне (далее - таможня):

об оспаривании решений: от 19.03.2012 и от 26.03.2012 о проведении дополнительной проверки; от 12.05.2012 и от 15.05.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по декларациям № 10801020/130312/0001537 и № 10801020/130312/0001511;

об обязании возвратить 3 251 398 рублей 83 копейки излишне уплаченных таможенных платежей.

Суд указал на необоснованность проведения дополнительных проверок и корректировки таможней таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает правомерным проведение дополнительных проверок и корректировку таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости, в связи с выявлением недостаточного документального обоснования заявленных декларантом данных о таможенной стоимости ввезенного товара, а также ее занижением.

Предприниматель в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что между предпринимателем и китайской фирмой «SHENZHEN MAHAN TRADING CO., LTD» заключены контракты от 14.01.2012 №1201 и от 16.01.2012 №1203 на поставку товара - фурнитуры для оконного карниза (крепления, кольца, наконечники и т.д.). По условиям контрактов единицей измерения продукции являются штуки. Цена и количество продукции указываются в инвойсе и упаковочном листе. Стоимость доставки товара из любого порта Китая до порта города Новороссийск входит в стоимость товара. Товар поставляется на условиях CFR Новороссийск в течение 90 рабочих дней с даты заключения контракта. Покупатель осуществляет 100% оплату в течение 120 календарных дней после его отгрузки. Общая сумма контракта №1201 составляет 19 816,80 доллара США, а контракта №1203 - 20 654,53 доллара США.

Во исполнение указанных контрактов в адрес предпринимателя поступили фурнитура для оконного карниза из черных металлов (кольца, крепления, наконечники, соединители), аксессуары для карнизов пластмассовые (кольца для карнизов окрашенные, крючки для колец), лента самоклеящаяся декоративная для наклеивания на карниз, которые оформлены по декларациям на товары №10801020/130312/0001537 и № 10801020/130312/0001511.

При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена предпринимателем в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение), т.е. по стоимости сделки.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены следующие документы: контракты от 14.01.2012 №1201 и от 16.01.2012 №1203; инвойсы от 14.01.2012 №1201 и от 16.01.2012 №1203; упаковочные листы от 14.01.2012 и от 16.01.2012; международные накладные.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, в соответствии со статьей 69 Кодекса таможня приняла решения о проведении дополнительной проверки от 19.03.2012 - в отношении декларации на товары №10801020/130312/0001537 и от 26.03.2012 - в отношении декларации на товары № 10801020/130312/0001511.

В качестве оснований принятия данных решений таможня указала на то, что: цена товара не дифференцирована в зависимости от марки, вида и технических характеристик, что исключает возможность проследить изменение цен на товар; согласно пунктам 4.1 контрактов товар поставляется на условиях CFR Новороссийск, вместе с тем в таможенную стоимость включены затраты на транспортировку и не представлены документы, подтверждающие изменение условий поставки товара; согласно пунктам 5.2 контракта покупатель осуществляет 100% оплату за товар в течение 120 календарных дней после его отгрузки, что исключает возможность проследить выполнение контрактных сроков по оплате за товар; заявленная таможенная стоимость документально не подтверждена, не представлены договор перевозки, счет на оплату транспортных услуг, отсутствуют прайс-лист, экспортная декларация; в инвойсах отсутствуют банковские реквизиты сторон; заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с ценовой информацией, содержащейся в ИАС «Мониторинг - Анализ».

Для подтверждения правильности определения заявленной таможенной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены решением от 19.03.2012 - прайс-листы, экспортная декларация страны отправления, а решением от 26.03.2012 - бухгалтерские документы об оприходовании товаров, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, договор перевозки товара, прайс - лист, экспортная декларация.

Срок для представления дополнительных документов установлен до 14.05.2012.

Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 21.03.2012 заполнить формы корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме 1 591 018 рублей 83 копеек по декларации на товары №10801020/130312/0001537 и 1 660 380 рублей 63 копеек по декларации на товары № 10801020/130312/0001511.

Товар выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей.

Решениями о корректировке таможенной стоимости товара от 12.05.2012 и от 15.05.2012 таможня определила таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым общая сумма таможенных платежей, подлежащая взысканию в результате корректировки, составила 1 591 08 рублей 83 копейки по декларации на товары №10801020/130312/0001537 и 1 660 380 рублей 63 копеек по декларации на товары № 10801020/130312/0001511.

На заявления предпринимателя от 09.06.2012 о возврате указанных сумм как излишне уплаченных таможня ответила отказом.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность доводов таможни на основании следующего.

С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 №17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Кодексу (пункт 2 статьи 1 , пункт 2 статьи 8 Кодекса).

Частью 1 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).

Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.

Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).

На основании пункта 1 статьи 69 Кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В  этом  случае  таможенным  органом  принимается  решение  о  проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.

Если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом (пункт 2 статьи 69 Кодекса).

Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Кодекса).

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса).

По смыслу статьи 69 Кодекса при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.

Приведенные положения статьи 69 Кодекса подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.

Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Согласно статье 111 Кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 №29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме  или  отсутствие  в  документах,  выражающих  содержание  сделки,  ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Как следует из решений о проведении дополнительной проверки, основанием для их принятия послужило то, что цена товара не дифференцирована в зависимости от марки, вида и технических характеристик товар, что исключает возможность проследить изменение цен на товар.

Обоснованно отклонен данный довод таможни судом первой инстанции, поскольку в инвойсах и упаковочных листах содержатся сведения о наименовании товара, их размере, цвете, количестве, о цене за единицу товара и общая стоимость товара, которая соответствует цене контракта.

В решениях о проведении дополнительной проверки также указано, что товар ввезен на условиях CFR Новороссийск, в то же время в таможенную стоимость включены затраты на транспортировку и не представлены документы, подтверждающие изменение условий поставки товара.

Данный довод таможни противоречит материалам дела, поскольку в графе 17 декларации таможенной стоимости (Форма ДСТ-1) отсутствуют сведения о транспортных расходах.

Таможня также ссылается на то, что по условиям контрактов покупатель осуществляет 100% оплату за товары в течение 120 дней после их отгрузки, что исключает возможность проследить выполнение контрактных сроков по оплате за товары. Между тем, в решениях о проведении дополнительной проверки отсутствует конкретизация, каким образом данное условие влияет на заявленную таможенную стоимость и может свидетельствовать о ее недостоверности и документальной неподтвержденности.

Ссылка таможни на отсутствие в коммерческих инвойсах банковских реквизитов сторон является также необоснованной, поскольку в коммерческих инвойсах (на бумажных носителях), представленных в суд первой инстанции, имеются сведения о расчетных счетах покупателя и продавца товаров.

В решении о проведении дополнительной проверки также указано, что заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможни.

Однако решение о проведении дополнительной проверки не содержит ссылок на конкретную ценовую информацию, с которым таможня сравнивала заявленную таможенную стоимость по спорной декларации. Данные решения в части изложения признаков недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости составлены формально, с использованием общих фраз, не позволяющих декларанту установить, в чем конкретно выражаются данные признаки. Указанное также касается ссылки на информацию, полученную при помощи программы ИАС «Мониторинг-Анализ».