ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2012 года  Дело N А15-468/2012

17 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.

24 октября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ «Абдуллаев» Абдуллаева Абулферза Анверовича  на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 по делу №А15-468/2012

по иску главы КФХ индивидуального предпринимателя Абдуллаева Абулферза Анверовича (ОГРНИП 306055035300010, ИНН 053000860476)

к Комитету Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино» (в лице ликвидационной комиссии по упразднению комитета) (ОГРН 1020502633205, ИНН 0500000337)

о взыскании 2 833 055 рублей основного долга, 30 000 рублей компенсации морального вреда, а также судебных расходов,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан, Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан,

в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель глава КФХ «Абдуллаев» Абдуллаев Абулферз Анверович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино» (в лице ликвидационной комиссии по упразднению комитета) (далее - комитет по виноградарству) о взыскании 2 833 055 рублей основного долга, 30 000 рублей компенсации морального вреда, а также судебных расходов (уточненные требования). Заявленные требования мотивированы заключением сторонами договора от 21.03.2007 №07-11 (далее - договор №07-11), в соответствии с условиями которого комитет по виноградарству обязался финансировать выполненные истцом работы, в том числе в форме выделения необходимых расходных материалов.

Решением суда Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств обязательства со стороны комитета по оплате выполненных истцом работ по закладке виноградников и доведению их до плодоношения.

Не согласившись с данным решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что при рассмотрении дела  судом первой инстанции не учтены и не рассмотрены всесторонне все обстоятельства дела. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исковой давности. Также заявитель указал, что обязанность комитета по уплате субсидий  прямо предусмотрена договором, при этом никакой отчетности для этого предоставлять не нужно.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но  о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между предпринимателем и комитетом по виноградарству подписан договор от 21.03.2007 №07-11 о закладке виноградников.

В соответствии с указанным договором предприниматель в течение 2007 года закладывает 18 га виноградников и выполняет все агротехнические работы по подготовке почвы, посадке и уходу за кустами от составления проекта до вступления насаждений в плодоношение, а комитет по виноградарству по мере поступления выделяемых федеральным и республиканским бюджетами средств поэтапно финансирует выполненные работы в пределах, предусмотренных проектно-сметной документацией. Основную часть финансирования комитет по виноградарству осуществляет в форме выделения необходимых расходных материалов, посадочного материала, а также услуг по выполнению механизированных работ (раздел 1 договора).

Предприниматель обязался представить задание на проектирование закладки виноградников для согласования с комитетом по виноградарству и составления проектно-сметной документации; произвести подготовку участка и почвы, посадку указанных комитетом по виноградарству сортов соответствии с проектно-сметной документацией на 18 га в 2007 году; в течение 2007-2012 годов своевременно и качественно выполнять работы по уходу за молодыми посадками до их полного вступления в плодоношение, а с начала вступления виноградника в полное плодоношение в 2012 году весь выращенный виноград или выработанные из него виноматериалы ежегодно в течение 25 лет поставлять по договорным ценам перерабатывающим предприятиям республики (пункт 2.1 договора).

Комитет по виноградарству обязался оказывать предпринимателю всестороннюю методическую помощь по закладке виноградника; осуществлять поэтапную приемку выполненных хозяйством работ по объему, качеству и соответствию проектно-сметной документации; представлять предпринимателю в счет финансирования закладки виноградников необходимые для этого материально-технические средства, посадочный материал, пестициды, удобрения, шпалерные материалы, а также выполнение тяжелых механизированных работ по заявкам предпринимателя (пункт 2.2 договора).

Согласно пункту 4.1 договора предприниматель в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по настоящему договору, выразившихся в нарушении предписаний проектно-сметных документов на закладку виноградников, использовании им некачественного (нестандартного или не соответствующего ТУ) посадочного материала или другого сорта, непригодных удобрений или пестицидов, а равно несвоевременное или некачественное выполнение агромероприятий и приемов по агротехнике закладки новых виноградников и ухода за ними, повлекшие за собой полную или частичную гибель растений: за свой счет и своими силами полностью восстанавливает погибшие по его вине виноградники или возмещает комитету по виноградарству в полном размере стоимость понесенных последним затрат на закладку данных виноградников, выплачивает комитету по виноградарству неустойку от суммы понесенных последним затрат на закладку данных виноградников, а в случае нецелевого использования бюджетных средств обязан возвратить эти средства и уплатить штраф (неустойку) от такой суммы.

В соответствии с пунктом 6.1 договор вступил в силу с момента подписания его сторонами, срок действия установлен равным тридцати годам.

Постановлением Правительства РД от 18.07.2000 №126 "О Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности" в целях эффективного проведения единой государственной политики в виноградарско - винодельческой отрасли республики, возрождения и развития виноградарства, обеспечения государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличения поступлений платежей в бюджеты Дагестанское государственное унитарное предприятие "Дагвино" преобразовано в Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (Дагвино), утверждено Положение о Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (Дагвино), назначен председатель.

В соответствии с указанным положением комитет по виноградарству является государственным органом Правительства Республики Дагестан, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области виноградарства, виноделия, производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Основными задачами комитета по виноградарству определены:

проведение единой государственной политики в виноградарско - винодельческой отрасли, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Дагестан;

обеспечение контроля за соблюдением государственной монополии на производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции (далее - алкогольная продукция) в части, отнесенной к ведению субъектов Российской Федерации;

разработка комплексных программ, приоритетных направлений развития виноградарства, виноделия, спиртовой и ликероводочной отраслей Республики Дагестан;

содействие сохранению и расширению коллекционных и районированных сортов винограда, наиболее продуктивных в условиях Республики Дагестан;

обеспечение рынка алкогольной продукцией.

Основные функции комитета по виноградарству:

координирует работы по восстановлению и развитию питомниковедческой базы по производству сертифицированного посадочного виноградного материала в целях обеспечения потребности виноградарских, фермерских хозяйств и населения;

оказывает содействие предприятиям подведомственной отрасли в материально -техническом обеспечении;

формирует информационно - техническую базу данных предприятий и организаций, осуществляющих на территории республики производство и оптовую продажу этилового спирта и алкогольной продукции;

организует работы по обобщению, распространению и внедрению в виноградарских хозяйствах достижений науки, новых технологий, передового опыта и индустриальных технологий в виноградарской отрасли;

осуществляет методическое и правовое обеспечение деятельности подведомственных предприятий и организаций;

обеспечивает координацию научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в виноградарстве, виноделии, спиртовой и ликероводочной промышленности;

готовит предложения и участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и программ по развитию подведомственной отрасли;

осуществляет в установленном порядке управление находящимися в республиканской собственности пакетами акций (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ подведомственной отрасли;

распределяет по согласованию с Правительством Республики Дагестан и контролирует целевое использование централизованных капитальных вложений, выделяемых из федерального и республиканского РД бюджетов, а также из других источников финансирования, направляемых на развитие виноградарства и алкогольной отрасли;

подготавливает и выдает заключения о целесообразности и необходимости лицензирования предприятий подведомственной отрасли;

решает вопросы организации подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров;

организует работы по эффективному использованию производственных отходов;

обеспечивает сбор и анализ деклараций, выявляет нарушения для принятия санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах компетенции Комитета;

по согласованию с Правительством Республики Дагестан распределяет предприятиям - производителям алкогольной продукции квоты на закупку этилового спирта из пищевого сырья, являясь его фондодержателем;

проводит экспертизы проектно - сметной документации на закладку и реконструкцию виноградных насаждений, строительство и реконструкцию винодельческих, спиртовых и ликероводочных предприятий за счет бюджетных средств;

участвует в подготовке материалов к программам социально - экономического развития республики;

организует и проводит республиканские совещания работников виноградарско -винодельческой, спиртовой и алкогольной отраслей;

осуществляет контроль за формированием оптового рынка этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе ввозимых в республику;

проводит анализ отчетных статистических данных, разрабатывает мероприятия по соблюдению государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции;

размещает государственный заказ на подведомственных предприятиях, организует их участие в выставках и ярмарках;

осуществляет в соответствии с законодательством иные функции.

Основные права комитета по виноградарству:

запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, организаций и учреждений необходимую информацию по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета и отчетности путем проведения ревизий финансово - хозяйственной деятельности подведомственных предприятий;

устанавливать по согласованию с органами ценообразования закупочные цены на сырье и цены на готовую продукцию, выпускаемую на подведомственных предприятиях;

утверждать по согласованию с Мингосимуществом РД уставы подведомственных предприятий и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями;

вносить в установленном порядке предложения о приостановке производства и реализации алкогольной продукции, не отвечающей требованиям ГОСТов, техническим условиям и другим нормативам по качеству безопасности тары, упаковки и маркировке;

создавать в установленном порядке целевые фонды за счет отчислений от прибыли и других источников и использовать их на развитие виноградарства и виноделия, а также решение социальных вопросов;

давать заключения о целесообразности строительства предприятий подведомственной отрасли;

осуществлять в установленном порядке оперативное управление закрепленным за ним имуществом;

учреждать в установленном порядке представительства в регионах, фирменные магазины, торговые дома и другие организации.

Указом Президента РД от 14.11.2008 №228 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности "Дагвино" упразднен, его функции переданы Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан.

Распоряжением Правительства РД от 01.12.2008 №300-р «О ликвидационной комиссии по упразднению Комитета Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности "Дагвино"» образована ликвидационная комиссия комитета по виноградарству.

Постановлением Правительства РД от 30.12.2008 №448 "Вопросы Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан" образовать Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан и утверждено его положение

Указом Президента РД от 03.03.2010 №54 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" образован Комитет по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан с передачей ему функций в установленной сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и Министерства экономики Республики Дагестан; Указ Президента РД от 14.11.2008 №228 признан утратившим силу.

Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 03 марта 2010 г. №54 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" Правительство Республики Дагестан приняло Постановление Правительства РД от 23.04.2010 №100 "Вопросы Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка республики Дагестан", которым утверждено Положение о Комитете по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан, упразднен Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан, признано утратившим силу Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2008 г. №448 "Вопросы Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан".

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, комитет по виноградарству к настоящему времени не ликвидирован, данное обстоятельство сторонами и третьими лицами не оспаривается.

Из действовавшего на дату подписания договора №07-11 Положения о комитете по виноградарству следует, что он является государственным органом по управлению и координации в соответствующей отрасли хозяйства, оказывает содействие предприятиям подведомственной отрасли в материально - техническом обеспечении.

Вместе с тем из положения о комитете по виноградарству не следует, что он вправе заключать договоры подряда, поставки, возмездного оказания услуг, не относящиеся к обеспечению его деятельности и финансирование которых должно производиться за счет средств республиканского и иных бюджетов.