• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2012 года  Дело N А15-468/2012

17 октября 2012 года объявлена резолютивная часть постановления.

24 октября 2012 года постановление изготовлено в полном объеме.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Фриева А.Л.,

судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ «Абдуллаев» Абдуллаева Абулферза Анверовича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 по делу №А15-468/2012

по иску главы КФХ индивидуального предпринимателя Абдуллаева Абулферза Анверовича (ОГРНИП 306055035300010, ИНН 053000860476)

к Комитету Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино» (в лице ликвидационной комиссии по упразднению комитета) (ОГРН 1020502633205, ИНН 0500000337)

о взыскании 2833055 рублей основного долга, 30000 рублей компенсации морального вреда, а также судебных расходов,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан, Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан,

в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети «Интернет»,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель глава КФХ «Абдуллаев» Абдуллаев Абулферз Анверович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Комитету Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности «Дагвино» (в лице ликвидационной комиссии по упразднению комитета) (далее - комитет по виноградарству) о взыскании 2 833 055 рублей основного долга, 30 000 рублей компенсации морального вреда, а также судебных расходов (уточненные требования). Заявленные требования мотивированы заключением сторонами договора от 21.03.2007 №07-11 (далее - договор №07-11), в соответствии с условиями которого комитет по виноградарству обязался финансировать выполненные истцом работы, в том числе в форме выделения необходимых расходных материалов.

Решением суда Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств обязательства со стороны комитета по оплате выполненных истцом работ по закладке виноградников и доведению их до плодоношения.

Не согласившись с данным решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтены и не рассмотрены всесторонне все обстоятельства дела. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о продлении сроков исковой давности. Также заявитель указал, что обязанность комитета по уплате субсидий прямо предусмотрена договором, при этом никакой отчетности для этого предоставлять не нужно.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между предпринимателем и комитетом по виноградарству подписан договор от 21.03.2007 №07-11 о закладке виноградников.

В соответствии с указанным договором предприниматель в течение 2007 года закладывает 18 га виноградников и выполняет все агротехнические работы по подготовке почвы, посадке и уходу за кустами от составления проекта до вступления насаждений в плодоношение, а комитет по виноградарству по мере поступления выделяемых федеральным и республиканским бюджетами средств поэтапно финансирует выполненные работы в пределах, предусмотренных проектно-сметной документацией. Основную часть финансирования комитет по виноградарству осуществляет в форме выделения необходимых расходных материалов, посадочного материала, а также услуг по выполнению механизированных работ (раздел 1 договора).

Предприниматель обязался представить задание на проектирование закладки виноградников для согласования с комитетом по виноградарству и составления проектно-сметной документации; произвести подготовку участка и почвы, посадку указанных комитетом по виноградарству сортов соответствии с проектно-сметной документацией на 18 га в 2007 году; в течение 2007-2012 годов своевременно и качественно выполнять работы по уходу за молодыми посадками до их полного вступления в плодоношение, а с начала вступления виноградника в полное плодоношение в 2012 году весь выращенный виноград или выработанные из него виноматериалы ежегодно в течение 25 лет поставлять по договорным ценам перерабатывающим предприятиям республики (пункт 2.1 договора).

Комитет по виноградарству обязался оказывать предпринимателю всестороннюю методическую помощь по закладке виноградника; осуществлять поэтапную приемку выполненных хозяйством работ по объему, качеству и соответствию проектно-сметной документации; представлять предпринимателю в счет финансирования закладки виноградников необходимые для этого материально-технические средства, посадочный материал, пестициды, удобрения, шпалерные материалы, а также выполнение тяжелых механизированных работ по заявкам предпринимателя (пункт 2.2 договора).

Согласно пункту 4.1 договора предприниматель в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по настоящему договору, выразившихся в нарушении предписаний проектно-сметных документов на закладку виноградников, использовании им некачественного (нестандартного или не соответствующего ТУ) посадочного материала или другого сорта, непригодных удобрений или пестицидов, а равно несвоевременное или некачественное выполнение агромероприятий и приемов по агротехнике закладки новых виноградников и ухода за ними, повлекшие за собой полную или частичную гибель растений: за свой счет и своими силами полностью восстанавливает погибшие по его вине виноградники или возмещает комитету по виноградарству в полном размере стоимость понесенных последним затрат на закладку данных виноградников, выплачивает комитету по виноградарству неустойку от суммы понесенных последним затрат на закладку данных виноградников, а в случае нецелевого использования бюджетных средств обязан возвратить эти средства и уплатить штраф (неустойку) от такой суммы.

В соответствии с пунктом 6.1 договор вступил в силу с момента подписания его сторонами, срок действия установлен равным тридцати годам.

Постановлением Правительства РД от 18.07.2000 №126 "О Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности" в целях эффективного проведения единой государственной политики в виноградарско - винодельческой отрасли республики, возрождения и развития виноградарства, обеспечения государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, увеличения поступлений платежей в бюджеты Дагестанское государственное унитарное предприятие "Дагвино" преобразовано в Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (Дагвино), утверждено Положение о Комитете Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности (Дагвино), назначен председатель.

В соответствии с указанным положением комитет по виноградарству является государственным органом Правительства Республики Дагестан, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области виноградарства, виноделия, производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Основными задачами комитета по виноградарству определены:

проведение единой государственной политики в виноградарско - винодельческой отрасли, в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Дагестан;

обеспечение контроля за соблюдением государственной монополии на производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции (далее - алкогольная продукция) в части, отнесенной к ведению субъектов Российской Федерации;

разработка комплексных программ, приоритетных направлений развития виноградарства, виноделия, спиртовой и ликероводочной отраслей Республики Дагестан;

содействие сохранению и расширению коллекционных и районированных сортов винограда, наиболее продуктивных в условиях Республики Дагестан;

обеспечение рынка алкогольной продукцией.

Основные функции комитета по виноградарству:

координирует работы по восстановлению и развитию питомниковедческой базы по производству сертифицированного посадочного виноградного материала в целях обеспечения потребности виноградарских, фермерских хозяйств и населения;

оказывает содействие предприятиям подведомственной отрасли в материально -техническом обеспечении;

формирует информационно - техническую базу данных предприятий и организаций, осуществляющих на территории республики производство и оптовую продажу этилового спирта и алкогольной продукции;

организует работы по обобщению, распространению и внедрению в виноградарских хозяйствах достижений науки, новых технологий, передового опыта и индустриальных технологий в виноградарской отрасли;

осуществляет методическое и правовое обеспечение деятельности подведомственных предприятий и организаций;

обеспечивает координацию научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в виноградарстве, виноделии, спиртовой и ликероводочной промышленности;

готовит предложения и участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан по вопросам государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции и программ по развитию подведомственной отрасли;

осуществляет в установленном порядке управление находящимися в республиканской собственности пакетами акций (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ подведомственной отрасли;

распределяет по согласованию с Правительством Республики Дагестан и контролирует целевое использование централизованных капитальных вложений, выделяемых из федерального и республиканского РД бюджетов, а также из других источников финансирования, направляемых на развитие виноградарства и алкогольной отрасли;

подготавливает и выдает заключения о целесообразности и необходимости лицензирования предприятий подведомственной отрасли;

решает вопросы организации подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров;

организует работы по эффективному использованию производственных отходов;

обеспечивает сбор и анализ деклараций, выявляет нарушения для принятия санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах компетенции Комитета;

по согласованию с Правительством Республики Дагестан распределяет предприятиям - производителям алкогольной продукции квоты на закупку этилового спирта из пищевого сырья, являясь его фондодержателем;

проводит экспертизы проектно - сметной документации на закладку и реконструкцию виноградных насаждений, строительство и реконструкцию винодельческих, спиртовых и ликероводочных предприятий за счет бюджетных средств;

участвует в подготовке материалов к программам социально - экономического развития республики;

организует и проводит республиканские совещания работников виноградарско -винодельческой, спиртовой и алкогольной отраслей;

осуществляет контроль за формированием оптового рынка этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе ввозимых в республику;

проводит анализ отчетных статистических данных, разрабатывает мероприятия по соблюдению государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции;

размещает государственный заказ на подведомственных предприятиях, организует их участие в выставках и ярмарках;

осуществляет в соответствии с законодательством иные функции.

Основные права комитета по виноградарству:

запрашивать и получать в установленном порядке от республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, организаций и учреждений необходимую информацию по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета и отчетности путем проведения ревизий финансово - хозяйственной деятельности подведомственных предприятий;

устанавливать по согласованию с органами ценообразования закупочные цены на сырье и цены на готовую продукцию, выпускаемую на подведомственных предприятиях;

утверждать по согласованию с Мингосимуществом РД уставы подведомственных предприятий и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями;

вносить в установленном порядке предложения о приостановке производства и реализации алкогольной продукции, не отвечающей требованиям ГОСТов, техническим условиям и другим нормативам по качеству безопасности тары, упаковки и маркировке;

создавать в установленном порядке целевые фонды за счет отчислений от прибыли и других источников и использовать их на развитие виноградарства и виноделия, а также решение социальных вопросов;

давать заключения о целесообразности строительства предприятий подведомственной отрасли;

осуществлять в установленном порядке оперативное управление закрепленным за ним имуществом;

учреждать в установленном порядке представительства в регионах, фирменные магазины, торговые дома и другие организации.

Указом Президента РД от 14.11.2008 №228 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Комитет Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности "Дагвино" упразднен, его функции переданы Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан.

Распоряжением Правительства РД от 01.12.2008 №300-р «О ликвидационной комиссии по упразднению Комитета Правительства Республики Дагестан по виноградарству и алкогольной промышленности "Дагвино"» образована ликвидационная комиссия комитета по виноградарству.

Постановлением Правительства РД от 30.12.2008 №448 "Вопросы Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан" образовать Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан и утверждено его положение

Указом Президента РД от 03.03.2010 №54 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" образован Комитет по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан с передачей ему функций в установленной сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан и Министерства экономики Республики Дагестан; Указ Президента РД от 14.11.2008 №228 признан утратившим силу.

Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 03 марта 2010 г. №54 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" Правительство Республики Дагестан приняло Постановление Правительства РД от 23.04.2010 №100 "Вопросы Комитета по виноградарству и регулированию алкогольного рынка республики Дагестан", которым утверждено Положение о Комитете по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан, упразднен Департамент по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан, признано утратившим силу Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2008 г. №448 "Вопросы Департамента по виноградарству и алкогольной промышленности при Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан".

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, комитет по виноградарству к настоящему времени не ликвидирован, данное обстоятельство сторонами и третьими лицами не оспаривается.

Из действовавшего на дату подписания договора №07-11 Положения о комитете по виноградарству следует, что он является государственным органом по управлению и координации в соответствующей отрасли хозяйства, оказывает содействие предприятиям подведомственной отрасли в материально - техническом обеспечении.

Вместе с тем из положения о комитете по виноградарству не следует, что он вправе заключать договоры подряда, поставки, возмездного оказания услуг, не относящиеся к обеспечению его деятельности и финансирование которых должно производиться за счет средств республиканского и иных бюджетов.

Как правильно указал суд первой инстанции, из условий договора №07-11 не следует, что комитет по виноградарству при подписании данного договора преследовал цель получения материальной выгоды в виду получения им либо бюджетом Республики Дагестан дохода в результате исполнения указанного договора.

Благоприятные агроклиматические условия, сложившийся опыт и традиции ведения сельского хозяйства, признание Республики Дагестан как региона, в экономике которого виноградарско-винодельческая отрасль занимает значительный удельный вес, являются общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ч. 1 ст. 69 АПК РФ).

В связи с этим органами государственной власти данной отрасли уделяется особое внимание, в том числе посредством выделения бюджетных средств на поддержку в различных формах предприятиям виноградарско-винодельческой отрасли республики.

Так, Народным Собранием Республики Дагестан 30 ноября 2000 года принят Закон Республики Дагестан «О винограде и вине», в соответствии с которым перспективы развития виноградарско-винодельческой отрасли определяются Правительством Республики Дагестан через соответствующий уполномоченный орган с учетом экономической и социальной целесообразности.

В соответствии со статьей 17 названного закона финансирование виноградарско-винодельческой отрасли осуществляется из средств федерального, республиканского бюджетов, а также за счет инвестиций российских и иностранных инвесторов, собственных средств предприятий и других не запрещенных законом источников. Источником финансирования закладки и реконструкции виноградников, технического перевооружения перерабатывающих предприятий является республиканский фонд развития виноградарства и виноделия.

Постановлением Правительства РД от 27.06.2001 №135 «О состоянии виноградарско-винодельческой и ликероводочной отраслей республики и неотложных мерах по их дальнейшему развитию» комитету по виноградарству Правительства РД по предусматривать, согласно Программе, ежегодное выделение целевых бюджетных средств предприятиям всех форм собственности, производящим виноград. При этом установлено, что данные средства должны направляться предприятиями на увеличение налогообразующей базы, включая акцизы и рост производства винограда путем закладки виноградников, финансирование строительства и реконструкции производственных объектов отрасли, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, а также на производство сертифицированных виноградных саженцев.

Согласно пункту 6 указанного постановления, комитету по виноградарству с целью эффективного использования выделяемых бюджетных средств поручено контролировать ведение виноградарческими хозяйствами накопительной ведомости по затратам на закладку и уход за виноградниками, требовать от них представления отчетов по установленной форме и осуществлять оплату за выполненные работы только после проверки соответствия фактически выполненных объемов работ отчетным данным; в соответствии с определенным Правительством РД заданием на производство алкогольной продукции установить предприятиям государственный заказ на сдачу винограда, виноматериалов для обеспечения сырьевой базой предприятий вторичного виноделия (пункт 7).

Комитет по виноградарству Правительства РД уполномочен выдавать соответствующее разрешение юридическим и физическим лицам на производство сертифицированного посадочного материала винограда (пункт 8).

Предприятиям независимо от форм собственности, занимающимся виноградарством, виноделием, а также производством ликероводочной продукции, указанным в приложении (истец в их число не включен), рекомендовано заключить договоры о совместной деятельности с Комитетом Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности (пункт 9).

Данным постановлением также утвержден Порядок выделения средств из республиканского бюджета РД на развитие виноградарства по статье "Государственная поддержка виноградарства".

В соответствии с названным порядком получателями средств из республиканского бюджета РД на развитие виноградарства являются: государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия; сельхозкооперативы, акционерные общества и другие предприятия и организации независимо от формы собственности (при условии передачи ими в республиканскую собственность акций, прав в основном капитале на сумму представляемых средств).

Средства республиканского бюджета, заложенные по статье "Государственная поддержка виноградарства", выделяются на выполнение "Программы развития виноградарства и виноделия Республики Дагестан на 2001 -2006 г.г." (далее - Программа), в т.ч.:

на выращивание и приобретение сертифицированных виноградных саженцев;

на создание прививочных мастерских, привойных и подвойных маточников;

на закладку виноградников и уход за молодыми виноградниками (приобретение шпалеры, винкольев, проволоки, ГСМ, заказ ПСД);

на ликвидацию изреженности в плодоносящих виноградниках и омоложение (реконструкцию) насаждений;

на организацию работ по подготовке почвы к посадке виноградников, в т.ч. на приобретение и аренду спецтехники для поднятия плантажа и обслуживания молодых виноградников;

на приобретение средств защиты виноградников и питомников от вредителей и болезней;

на научно-техническое обеспечение Программы; на проведение мелиоративных работ;

на приобретение оборудования для предприятий первичного виноделия;

на временное отвлечение средств (на возвратной основе), т.е. на пополнение временного недостатка оборотных средств предприятий.

При рассмотрении представления Комитета о выделении средств Комиссия руководствуется следующими критериями:

наличие проектно-сметной документации на конкретный объект;

наличие документов, подтверждающих фактическое исполнение соответствующих объемов работ и их качество (т.е. акты по приемке работ и формы П-2) и соответствие их ПСД;

наличие акта о комиссионной приемке работ (виноградников) Комитетом при участии представителей администраций районов;

наличие договоров предприятий с Комитетом на выполнение работ по закладке и уходу за молодыми виноградниками и договоров на выращивание саженцев (сертифицированных привитых или корнесобственных комплексно-устойчивых сортов винограда);

продуктивность и состояние существующих виноградников, а также валовые сборы и объемы реализации продукции переработки винограда в Республике Дагестан.

Предприятия, получившие средства из республиканского бюджета, отчитываются об их использовании и ежеквартально представляют соответствующие отчеты Комитету.

Постановление Правительства РД от 27.06.2001 №135 признано утратившим силу Постановлением Правительства РД от 24.12.2010 №485 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011 -2020 годы" (вместе с "Перечнем мероприятий республиканской целевой программы "Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011 -2020 годы").

Постановлением Правительства РД от 30.08.2005 №140 «О Программе развития виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2005-2010 годы» утверждена указанная программа. Целью программы является увеличение производства винограда и продуктов его переработки за счет расширения площадей и увеличения продуктивности виноградников и на этой основе обеспечение роста объемов реализации винограда населению в свежем виде и обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем (раздел II). Установлено, что для реализации программы планируется привлечение средств федерального бюджета, республиканского бюджета РД и внебюджетных источников. Основным условием выполнения планируемых мероприятий по развитию виноградарства и виноделия в Республике Дагестан является выделение целевых бюджетных ассигнований на закладку и уход за молодыми насаждениями, установку шпалер, финансирование строительства и реконструкции производственных объектов отрасли, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Постановлением Правительства РД от 27.05.2011 №162 утвержден Порядок выделения средств из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию республиканской целевой программы «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011 -2020 годы». Согласно названному порядку средства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Дагестан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год:

из федерального бюджета - на закладку и уход за виноградниками по ставкам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. При этом получатели должны иметь на начало текущего года не менее 50 гектаров площади виноградников;

из республиканского бюджета Республики Дагестан:

на закладку и уход за виноградниками по ставкам, устанавливаемым Комитетом по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан. При этом для получения средств на закладку и уход за виноградниками получатели должны иметь не менее 5 гектаров площади виноградников.

Таким образом, действующее в 2000-2012 годах правовое регулирование отношений государства (Республики Дагестан) в лице его уполномоченных органов и сельхозпроизводителей, осуществляющих деятельность в виноградарско - винодельческой отрасли, направлено на стимулирование развития указанной отрасли в целом путем выделения бюджетных средств в качестве финансовой помощи.

Из вышеприведенных нормативных актов следует, что Республика Дагестан, в том числе посредством комитета по виноградарству, не предполагает непосредственного получения дохода или сырья от такой финансовой помощи, а лишь стимулирует как создание продукции, так и ее переработку и оборот.

Из условий договора №07-11 следует, что комитет какой-либо материальной выгоды из исполнения договора не преследует. Его обязанности по договору соответствуют возложенным на него функциям и задачам, направлены на исполнение программ развития виноградарства и виноделия и последовательную реализацию государственных полномочий по финансовой помощи.

Условия договора №07-11 о приемке комитетом работ свидетельствуют не о потребительской ценности для комитета результата выполняемых истцом работ по закладке виноградников и доведения их до плодоношения и передачу такого результата истцом комитету, а об обеспечении комитетом контроля за надлежащим расходованием предпринимателем денежных средств и материалов, получаемых от комитета в качестве финансирования (под которым следует понимать оказываемую государством финансовую помощь).

Договор №07-11 не является по своему содержанию ни договором подряда, ни договором поставки, ни договором возмездного оказания услуг, ни договором о совместной деятельности.

В результате исполнения указанного договора истец сохраняет за собой права на земельный участок, виноградники, продукцию и результаты ее переработки. Кроме того, при надлежащем выполнении условий договора за предпринимателем сохраняются переданные ему в счет финансирования денежные средства, материально-технические средства, посадочный материал, пестициды, удобрения, шпалерный материал и т.д.

Из указанного договора не следует, что комитет по виноградарству принимает на себя обязательства по оплате выполненных истцом и принятых ответчиком работ по закладке виноградников и доведению их до плодоношения.

Договор №07-11 не содержит условий о размере денежных средств и количестве подлежащих передаче комитетом по виноградарству предпринимателю посадочных и шпалерных материалов, пестицидов и удобрений. Выделение денежных средств на развитие виноградарства предусмотрено порядком, утвержденным Постановлением Правительства РД от 27.06.2001 N 135. Согласно указанному порядку предложения о выделении средств готовит Комитет Правительства РД по виноградарству и алкогольной промышленности по предложениям администраций районов. Выделение бюджетных средств оформляется соответствующим решением Правительства РД.

Доказательств обращения администраций района в комитет по финансированию, а также принятие решения Правительства РД о финансировании хозяйства в материалы дела не представлено. Более того, в материалы дела не представлены доказательства задолженности комитета по финансированию. Более того, договором №07-11 предусмотрено финансирование по мере поступления выделяемых бюджетами РД и РФ средствами.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика задолженности по указанному договору, поскольку требования основаны на неверном понимании характера правоотношений по договору и ошибочном толковании норм материального права.

Представленные истцом в подтверждение понесенных на закладку виноградников и их доведение до плодоношения проектно-сметная документация, акты, накладные, квитанции, в том числе акты об объемах выполненных работ, акты по уходу за виноградниками, акты выполненных работ, при установленном судом характере отношений сторон правового значения в настоящем споре не имеют, доводы истца и ответчика относительно их подписания и принятия (не подписания и непринятия) комитетом, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данные доказательства не могут подтверждать наличие и размер денежных обязательств комитета по виноградарству перед истцом в рамках договора №07-11 с учетом предусмотренного порядка финансирования.

При рассмотрении дела заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

Течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ).

Как видно из материалов дела, иск предъявлен в суд 14.03.2012.

Таким образом, по обязательствам о финансировании расходов, понесенных в 2007-2008 годах (применительно к договору №07-11 в период с 21.03.2007 по 31.12.2008, поскольку за первый квартал 2009 года акт об объемах работ в соответствии с условиями договора должен быть представлен не позднее 10 апреля 2009 года в комитет для утверждения), срок исковой давности пропущен.

В части финансирования расходов предпринимателя, понесенных после указанной даты, срок исковой давности к дате предъявления иска не истек.

Ссылка на необоснованный отказ в восстановлении срока исковой давности судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 ГК РФ). Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 №18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", далее - постановление №15-18).

В силу статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок менее шести месяцев - в течение срока давности.

Вместе с тем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что истец непрерывно болел в течение всего времени и не мог защищать свои права в суде, в том числе через представителей.

Таким образом, основания для восстановления срока исковой давности не представлено.

Ссылка на перерыв течения срока исковой давности также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.

В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Как разъяснено в пункте 15 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12(15).11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела.

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам) (пункты 19-20 постановления №15/18).

В письме комитета по виноградарству от 09.06.2011 №05-03/06-421 отсутствует признание обязательств перед предпринимателем с указанием механизма образования обязательств, размера и времени возникновения, кроме того, данное действие совершено комитетом за пределами срока исковой давности по обязательствам 2007 и первого квартала 2008 года. В письме комитета по виноградарству от 29.12.2011 №05-06/40-898 указано на необоснованность претензий предпринимателя, что не может свидетельствовать о признании долга.

Таким образом, обращение кредитора к должнику не прерывает течения срока исковой давности, в связи с чем ссылки истца на письма в комитет по виноградарству, Правительство РД и Президенту РФ обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Довод истца о частичном получении субсидий обоснованно не принят во внимание, поскольку из представленных платежных документов не следует, что указанные денежные средства получены истцом в рамках обязательств по договору №07-11.

Предпринимателем также заявлено требование о возмещении морального вреда, однако ввиду отсутствия задолженности ответчика, требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате просрочки денежного обязательства, обоснованно отклонено судом первой инстанции.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобах доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2012 по делу №А15-468/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
  А.Л. Фриев

     Судьи
   Г.В. Казакова

     О.В. Марченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А15-468/2012
Принявший орган: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 24 октября 2012

Поиск в тексте