• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2012 года  Дело N А15-486/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.06.2012 года по делу № А15-486/2012 (судья Батыраев Ш.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Мамаева Шапи Багаутдиновича (ИНН 056100620787; ОГРНИП 304056121600043) к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан представителей: от Дагестанской таможни - Хаджимурадов А.Т. по доверенности, Гусейнова Н.М. по доверенности, Белая Н.А. по доверенности от 09.10.12, Шумейко С.А. по доверенности от 09.10.12; от индивидуального предпринимателя Мамаева Ш.Б. - Магомедов М.Г. по доверенности от 21.12.11,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.06.2012 удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя Мамаева Шапи Багаутдиновича (далее - предприниматель, заявитель) к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить 2 164 476 рублей 38 копеек таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, производство по делу в части возврата 206 622 рублей 29 копеек прекращено в связи с отказом от иска в этой части. Суд указал на необоснованность корректировки таможней таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение в части удовлетворенных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает правомерной корректировку таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости в связи с недостаточным документальным обоснованием заявленных декларантом данных о таможенной стоимости, а также ее занижением. В этой связи таможня просит отказать предпринимателю в иске.

Предприниматель в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.

Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что в адрес предпринимателя от фирмы «ЕПАХ ЕОЛИ ТРЕЙДИНГ КО ЛЛС» (Объединенные Арабские Эмираты) поступили товары - «игрушки на колесах для катания детей ходунки - каталки ...», общим весом 4650 кг, которые оформлены в Махачкалинском таможенном посту по грузовой таможенной декларации №10302070/110209/0000699.

При этом таможенная стоимость предпринимателем заявлена в сумме 231 738 рублей 83 копеек.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладная №87-416, манифест от 02.02.2009, инвойс от 08.01.2009 №13355-2009, справка - калькуляция от 11.02.2009.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, в связи с чем необходимо откорректировать заявленную таможенную стоимость товара до 2,83 долларов США за 1 кг на основании ценовой информации, содержащейся в ГТД №10317110/120808/0000643.

Требованием от 16.02.2009 у предпринимателя запрошены дополнительные документы: экспортная декларация, прайс-лист, банковские платежные документы, пояснения по условиям продажи и договор страхования.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу до 472 801 рубля 10 копеек на основании ценовой информации, указанной в решении по таможенной стоимости от 17.02.2009 №19-12/194.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 43 391 рубля 20 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступила очередная партия этого же товара общим весом 5 170 кг, которая оформлена по ГТД №1030209/030809/0000074.

Заявленная таможенная стоимость составила 191 686 рублей 25 копеек.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладная №88/83SP, манифест от 25.07.2009, инвойс от 28.06.2009 №114132-2009, справка - калькуляция от 03.08.2009.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, в связи с чем необходимо откорректировать заявленную таможенную стоимость товара до 4,20 долларов США за 1 кг на основании ценовой информации, содержащейся в ГТД №10716052/160509/0000300.

Требованием от 03.08.2009 у предпринимателя запрошены дополнительные документы: экспортная декларация, прайс-лист, договор перевозки.

Письмом от 14.08.2009 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и согласии с окончательной оценкой товара.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу до 672 462 рублей 76 копеек на основании ценовой информации, указанной в решении по таможенной стоимости от 12.08.2009 №19-12/1298.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 87 259 рублей 77 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступил товар - «мебель металлическая в разобранном виде...», общим весом 9 800 кг, который оформлен по ГТД №1030209/030909/0000124. Заявленная таможенная стоимость составила 188 640 рублей 40 копеек.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладная №86/94SP, манифест от 07.08.2009, инвойс от 01.07.2009 №14136-2009, справка-калькуляция от 03.09.2009.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены, в связи с чем необходимо откорректировать заявленную таможенную стоимость товара до 2,57 долларов США за 1 кг на основании ценовой информации, содержащейся в ГТД №10122030/241008/0017412.

Требованием от 03.09.2009 у предпринимателя запрошены дополнительные документы: экспортная декларация, прайс-лист, договор перевозки, пояснения по условиям продажи.

Письмом от 11.09.2009 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и согласии с окончательной оценкой товара.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу до 805 271 рубля 98 копеек на основании ценовой информации, указанной в решении по таможенной стоимости от 09.09.2009 №19-12/1502.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 143 916 рублей 18 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступили следующие товары:

- товар №1: «сорокафутовый контейнер», общим весом 4 000 кг, заявленная таможенная стоимость составила 19 332 рубля 90 копеек;

- товар №2: «камеры новые резиновые для велосипедов...», общим весом нетто 4 000 кг, заявленная таможенная стоимость составила 106 515 рублей 04 копейки;

- товар №3: «шины (покрышки) пневматические резиновые, новые для велосипедов .», общим весом 2 400 кг, заявленная таможенная стоимость составила 31 021 рубль 25 копеек;

- товар №4: «шины (покрышки) пневматические резиновые, новые для велосипедов.», общим весом 3 000 кг, заявленная таможенная стоимость составила 36 950 рублей 51 копейка;

- товар №5: «шины (покрышки пневматические резиновые, новые для велосипедов.», общим весом 3 600 кг, заявленная таможенная стоимость составила 40 255 рублей 77 копеек;

- товар №6: «шины (покрышки) пневматические резиновые, новые для велосипедов.», общим весом 6 300 кг, заявленная таможенная стоимость составила71 903 рубля 09 копеек;

- товар №7: «шины (покрышки) пневматические резиновые, новые для велосипедов...», общим весом 2 700 кг, заявленная таможенная стоимость составила 28 439 рублей 13 копеек.

Товары оформлены по ГТД №10302090/131009/0000177.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены инвойс от 11.07.2009 №14137-2009, накладная от 29.09.2009, справка-калькуляция от 13.10.2009, коносамент №88/144.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены, в связи с чем необходимо откорректировать заявленную таможенную стоимость товара №1 до 0,45 долларов США за 1 кг на основании ценовой информации, содержащейся в ГТД №10126010/200509/0005891, товара №2 - до 1,68 долларов США за 1 кг (ГТД №10216100/110709/0057742), товаров №3-7 - до 1,47 долларовСША за 1 кг (ГТД №10216020/230209/0004203).

Требованием от 13.10.2009 у предпринимателя запрошены дополнительные документы: экспортная декларация, прайс-лист, пояснения по условиям продажи, банковские платежные документы по оплате счета - фактуры.

Письмом от 27.10.2009 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и согласии с окончательной оценкой товара.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу: по товару №1 -до 53 270 рублей 10 копеек, по товару №2 - до 198 875 рублей 04 копеек, по товару №3 -до 104 409 рублей 40 копеек, по товару №4 - до 130 511 рублей 75 копеек, по товару №5 -до 156 614 рублей 09 копеек, по товару №6 - до 274 074 рублей 66 копеек, по товару №7 -до 117 460 рублей 57 копеек на основании ценовой информации, указанной в решении по таможенной стоимости от 20.10.2009 №19-12/819.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 182 393 рублей 86 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступили следующие товары:

- товар №1: «игрушки на колесах для катания детей ходунки - каталки.», общим весом 1 900 кг, заявленная таможенная стоимость составила 62 149 рублей 51 копейка;

- товар №2: «мебель детская для сидения, из пластмассы», общим весом нетто 1 150 кг, заявленная таможенная стоимость составила 32 006 рублей 81 копейка;

- товар №3: «детские прогулочные коляски - трансформер.», общим весом 3 100 кг, заявленная таможенная стоимость составила 68 386 рублей 84 копейки;

- товар №4: «мебель металлическая в разобранном виде.», общим весом 1 950 кг, заявленная таможенная стоимость составила 5 5 293 рубля 96 копеек;

- товар №5: «мебель металлическая в разобранном виде...», общим весом 9 800 кг, заявленная таможенная стоимость составила 192 106 рублей 51 копейка;

Товары оформлены по ГТД №10302090/020410/0000080.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладные №88/231SP , №88/233SP, манифест от 18.03.2010, инвойсы от 31.01.2010 №14974-2010 и от 01.02.2010 №14990-2010, справка-калькуляция от02.04.2010.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены, в связи с чем необходимо откорректировать заявленную таможенную стоимость товара №1 до 125рублей 11 копеек за 1 кг на основании ценовой информации, содержащейся в ГТД №10216100/300310/0030338, товара №2 - до 95 рублей 08 копеек за 1 кг (ГТД №10126040/150310/0001791), товара №3 - до 138 рублей 09 копеек за 1 кг (ГТД №10102120/040210/0000792), товара №4,5 - до 77 рублей 50 копеек за 1 кг (ГТД №10125120/130210/П001137).

Требованием от 02.04.2010 у предпринимателя запрошены дополнительные документы: экспортная декларация, прайс-лист, пояснения по условиям продажи.

Письмом от 08.04.2010 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и согласии с окончательной оценкой товара.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу: по товару №1 -до 237 709 рублей, по товару №2 - до 109 342 рублей, по товару №3 - до 428 079 рублей, по товару №4 - до 151 125 рублей, по товару №5 - до 759 500 рублей на основании ценовой информации, указанной в решении по таможенной стоимости от 07.10.2010 №19-12/0530.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 1 67 595 рублей 80 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступил товар- «игрушки на колесах для катания детей ходунки - каталки.», общим весом 16 000 кг, заявленная таможенная стоимость составила 314 171 рубль 60 копеек. Товар оформлен по декларации на товары№10801050/130111/0000001.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладные №89/123SP, манифест от 01.12.2010, инвойсы от 30.09.2010 №15514-0040АК, 15515-0041АК, 15516-0042АК.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены, в связи с чем в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) приняла решение о проведении дополнительной проверки от 13.01.2011 и предложила предпринимателю в срок до 14.02.2011 представить дополнительные: экспортная декларация, прайс-лист, пояснения по условиям продажи, банковские документы об оприходовании товаров.

Письмом от 14.01.2011 предприниматель сообщил таможне о невозможности представить дополнительные документы и согласии с окончательной оценкой товара.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 13.01.2011 №19-12/35 в соответствии со статьей 10 Соглашения с использованием ценовой информации, содержащейся в ДТ №10216100/301210/0161423 (127 рублей 70 копеек за 1 кг).

Предпринимателем оформлены декларации таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости КТС-1.

В результате корректировки таможенной стоимости доначислены таможенные платежи в сумме 311 225 рублей 11 копеек.

После уплаты доначисленных таможенных платежей товар выпущен для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступили следующие товары:

- товар №1: «велосипеды трехколесные в разобранном виде, детские.», общим весом 10 000 кг, заявленная таможенная стоимость составила 136 281 рубль 23 копейки;

- товар №2: «велосипеды двухколесные, детские.», общим весом нетто 9 800 кг, заявленная таможенная стоимость составила 94 857 рублей 91 копейка;

- товар №3: «велосипеды двухколесные, детские.», общим весом 6 200 кг, заявленная таможенная стоимость составила 60 641 рубль 90 копеек.

Товары оформлены по ГТД №10801050/310311/0000089.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены инвойсы от 29.10.2010 №15570-0058АК, от 12.12.2010 №15575-0063АК, коносаменты №89/155SP, №89/156SP.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены.

Таможня откорректировала таможенную стоимость по шестому (резервному) методу: по товару №1- до 1 134 500 рублей, по товару №2 - до 1 114 260 рублей, по товару№3 - до 704 940 рублей.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 956 627 рублей 26 копеек, после уплаты которых товары выпущены для внутреннего потребления.

От указанной фирмы в адрес предпринимателя поступили следующие товары:

- товар №1: «велосипеды трехколесные в разобранном виде, детские...», общим весом 11 168 кг, заявленная таможенная стоимость составила 218 944 рубля 69 копеек;

- товар №2: «бытовые перчатки хозяйственные.», общим весом 2 265 кг, заявленная таможенная стоимость составила 1 24 323 рубля 61 копейка.

Товары оформлены по декларации на товары №10801020/280711/0004772.

В обоснование заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможню представлены накладная №1 от 22.07.2011, инвойс от 22.05.2011 №SDEF1105053, упаковочный лист от 22.05.2011.

Рассмотрев представленные предпринимателем документы, таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость товаров недостаточно документально подтверждена и занижена по сравнению с данными ИАС «Мониторинг Анализ», поставка товара осуществлена не во исполнение договора, расходы по доставке товара документально не подтверждены, в связи с чем в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса приняла решение о проведении дополнительной проверки от 28.07.2011 и предложила предпринимателю в срок до 28.08.2011 представить дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров, экспортную декларацию, документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущим поставкам в рамках одного договора, банковские документы, а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара, договор перевозки.

В связи с непредставлением дополнительно запрошенных документов, таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.07.2011 в соответствии со статьей 10 Соглашения с использованием ценовой информации, содержащейся: для товара №1- в ДТ №10716050/100511/0006681 (110 рублей 90 копеек за 1 кг), для товара №2 - в ДТ №10108030/030511/0003453 (57 рублей 21 копейка за 1 кг).

Предпринимателем оформлены декларации таможенной стоимости (форма ДТС-2) и формы корректировки таможенной стоимости КТС-1.

В результате корректировки таможенной стоимости доначислены таможенные платежи в сумме 272 067 рублей 20 копеек.

После уплаты доначисленных таможенных платежей товар выпущен для внутреннего потребления.

Общая сумма таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным декларациям, составила 2 164 476 рублей 38 копеек.

Полагая, что указанные суммы таможенных платежей, являются излишне уплаченными, предприниматель 19.01.2012 обратился в таможню с заявлением об их возврате.

Письмом от 20.01.2012 таможня отказала предпринимателю в возврате таможенных платежей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.

Часть деклараций оформлялись в период действия положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства, правильно применил статьи 322, 323, 367 Кодекса, статьи 19, 20, 24 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе), учел разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», и принял законное и обоснованное решение на основании следующего.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 323 Кодекса таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В силу пункта 5 статьи 323 Кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.

В соответствии со статьей 12 Закона о таможенном тарифе определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем последовательного применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (статья 19 Закона о таможенном тарифе). В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 20 - 24 Закона о таможенном тарифе. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие предусмотренных Законом о таможенном тарифе оснований.

В силу статьи 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

По смыслу статьи 21 Закона о таможенном тарифе, а также с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.

Непредставление дополнительно запрошенных у предпринимателя документов (отсутствующих у него в силу объективных причин) не обосновывает правомерность произведенной таможней корректировки, поскольку положения статьи 323 Кодекса позволяют таможенным органам истребовать лишь документы, необходимые для определения таможенной стоимости товаров в силу закона либо обычая делового оборота. Эти положения не могут рассматриваться как позволяющие таможенным органам произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров и не позволяют руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если последние не способны повлиять на таможенное оформление и определение таможенной стоимости товаров.

С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно пункту 2 статьи 65 Таможенного кодекса декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 Таможенного кодекса).

Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее - Соглашение), согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с данным Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

При этом в силу пункта 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

21 октября 2010 года вступил в силу Порядок контроля таможенной стоимости товаров, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок).

Порядок определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, разработан на основании Кодекса и Соглашения, и применяется при осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров, при проведении дополнительной проверки в целях принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.

В данном случае в решениях о проведении дополнительных проверок указано, что заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с данными программы ИАС "Мониторинг-Анализ" и недостаточно документально подтверждена, товары ввезены не во исполнение внешнеторгового контракта. Декларанту предложено представить банковские платежные документы по оплате за предыдущие поставки товара в рамках контракта, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта), прайс-листы изготовителя, договор на перевозку, экспортные декларации.

Предприниматель не представил запрошенные документы в силу объективной невозможности их представления и отсутствия обязанности их иметь в силу закона и обычаев делового оборота, а таможня в свою очередь не доказала необходимость их представления для принятия заявленной предпринимателем стоимости товаров.

Как указано в инвойсах, представленных предпринимателем в обоснование заявленной стоимости, товары ввезены на условиях CIF Махачкала.

В соответствии с предусмотренным базисом поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт), согласно Инкотермс 2000, продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки и обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, обеспечить морское страхование товара и выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.

Это означает, что все расходы по перевозке товара до порта назначения г. Махачкала и его страхованию несет продавец и они включены в стоимость товаров, указанную в инвойсах.

Поэтому таможня необоснованного требовала от предпринимателя договор страхования и договор перевозки, которые он не обязан иметь в данном случае.

В решениях по стоимости и о проведении дополнительной проверки таможня ссылается на то, что товары ввезены предпринимателем не во исполнение внешнеэкономического контракта, в то же время предлагает ему представить бухгалтерские документы об оприходовании товара по предыдущим поставкам в рамках одного договора, что также является необоснованным.

Экспортная декларация и прайс-листы производителя товара также не являются документами, которые предприниматель обязан иметь в силу закона или обычаев делового оборота.

По декларации на товары №10801050/310311/0000089 таможня не представила и отсутствует в материалах дела доказательства проведения дополнительной проверки (нет решения о проведении дополнительной проверки) и направления предпринимателю требования о представлении дополнительных документов в обоснование заявленной таможенной стоимости, что противоречит пункту 13 Порядка.

По декларации №10801050/130111/0000001 таможня приняла решение от 13.01.2011 о проведении дополнительной проверки и предпринимателю в срок до 14.02.2011 предложила представить дополнительные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости.

Письмом от 14.01.2011 предприниматель сообщил об отсутствии возможности их представления.

В то же время в нарушение пункта 21 Порядка решение о корректировке таможенной стоимости принято таможней на день раньше (13.01.2011), указав на непредставление запрошенных документов.

Ссылаясь лишь на то, что товары ввезены не во исполнение внешнеторгового договора, таможня необоснованно не выполнила требования статьи 33 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную стоимость Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2011 №272, при осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со статьей 10 Соглашения, по проверке правомерности отказа предпринимателя от применения в качестве основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимости сделки с этими товарами.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Из представленных предпринимателем документов видно, что между ним и иностранной компанией состоялись разовые сделки купли-продажи, в соответствии с которыми продавец предложил предпринимателю купить товары по ценам, указанным в инвойсах (с учетом транспортных расходов), а предприниматель принял эти предложения продавца.

Кроме того, исполнение указанных разовых сделок, отсутствие между сторонами сделки спора по ее условиям, оплата за товары таможней не опровергаются.

Следовательно, доводы таможни о ввозе товаров не во исполнение внешнеторгового договора и о невозможности определения таможенной стоимости по цене сделок не имеют правового обоснования.

Кроме того, таможня не проверила соблюдение предпринимателем требования о последовательности применения статей 4 и 6-9 Соглашения, а также правильность выбора предпринимателем (таможенным представителем) основы для определения таможенной стоимости.

Таможня ссылается на то, что декларант самостоятельно заполнил формы ДТС-2 и КТС, произвел расчет и уплату таможенных платежей, что свидетельствует о его согласии с корректировкой таможенной стоимости товара.

Однако следует отметить, что декларант заполнил бланки ДТС-2 и КТС после получения от таможни уведомления о принятых решениях о корректировке таможенной стоимости в соответствии со статьей 10 Соглашения, в которых содержится информация о цене за 1 кг каждого товара.

Поэтому указанные действия таможни лишили предпринимателя возможности воспользоваться предоставленным законом правом на подтверждение заявленной стоимости, и он был вынужден во избежание задержки таможенного оформления товара уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи.

При этом тот факт, что предприниматель по указанию таможни самостоятельно оформил формы ДТС-2 и КТС-1 и уплатил дополнительно начисленные таможенные платежи, не имеет принципиального значения, поскольку последним избран способ защиты своих прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Судом обоснованно отклонен довод таможни о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, поскольку различие цены сделки с ценовой информацией, содержащихся в других источниках (в том числе с ИАС «Мониторинг-Анализ»), не относящихся непосредственно к сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки.

Таможней также нарушен принцип последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров, не обосновав невозможность применения предыдущих методов и не проверив правомерность их неприменения декларантом.

При применении таможенным органом метода определения таможенной стоимости использована содержащая в ИАС «Мониторинг - Анализ» ценовая информация, однако таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенными предпринимателем товарами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не представила доказательства законности своих действий по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным декларациям, в связи с чем таможенные платежи в сумме 2 164 476 рублей 38 копеек являются излишне уплаченными.

Досудебный порядок урегулирования спора предпринимателем соблюден.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка.

Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.06.2012 года по делу № А15-486/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

     Председательствующий
  М.У. Семенов

     Судьи
   Д.А. Белов

     И.А. Цигельников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А15-486/2012
Принявший орган: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 23 октября 2012

Поиск в тексте