ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2012 года  Дело N А67-3999/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Ильина В.И.

судей  Новоселова В.И.

Отческой Т.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области на решение  от 22.06.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Черская Ю.М.)  и постановление от 09.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу № А67-3999/2011  по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Томска «Томский энергокомплекс» (634021, город Томск, улица Шевченко, 41а, ИНН 7017002104, ОГРН 1027000900365) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области  (634050, город Томск, проспект Ленина, 111, 50, ИНН 7019027633,  ОГРН 1027000886384) об оспаривании постановления о привлечении  к административной ответственности.

Суд установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Томска «Томский энергокомплекс» (далее - МУП «Томский энергокомплекс», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Управление ФАС по Томской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2011 по делу  № 02-09/229-11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере  8 017 041, 86 руб.

Решением от 22.06.2012 Арбитражного суда Томской области заявленные МУП «Томский энергокомплекс» требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление от 27.06.2011 признанно незаконным в части назначения административного штрафа, размер которого снижен судом до 100 000 руб.

Постановлением от 09.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление ФАС по Томской области, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и необоснованное снижение судами размера штрафа до 100 000 руб., просит изменить указанные судебные акты в части определения меры ответственности МУП «Томский энергокомплекс».

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления ФАС по Томской области и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки условий оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, предоставленных   МУП «Томский энергокомплекс» гражданам за период с декабря 2010 года по февраль 2011 года, Управлением ФАС по Томской области принято решение от 29.04.2011 по делу № 02-10/55-11, которым названное предприятие признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ему выдано предписание от 29.04.2011 о прекращении нарушения и устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

МУП «Томский энергокомплекс» обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными и отмене упомянутых решения и предписания.

Решением Арбитражного суда Томской области от 18.11.2011  по делу № А67-4314/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 23.05.2012, в удовлетворении заявленных МУП «Томский энергокомплекс» требований отказано.

На основании протокола об административном правонарушении  от 14.06.2012 № БМ/3524 уполномоченным должностным лицом Управления ФАС по Томской области вынесено постановление  от 27.06.2012 по делу № 02-09/229-11 о привлечении МУП «Томский энергокомплекс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 8 017 041, 86 руб.

Не согласившись с выводами Управления ФАС по Томской области, МУП «Томский энергокомплекс» обратилось в арбитражный суд   с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  от 27.06.2012 по делу № 02-09/229-11.

Принимая решение об отмене постановления антимонопольного органа в части назначения заявителю административного штрафа, суд первой инстанции пришел к выводу, что антимонопольный орган не обосновал расчет штрафных санкций в размере 8 017 041, 86 руб. и, учитывая наличие смягчающих вину МУП «Томский энергокомплекс» обстоятельств, признал возможным снизить сумму взыскиваемого штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным вывод суда первой инстанции о необоснованности антимонопольным органом расчета штрафных санкций. Вместе с тем, учитывая наличие обстоятельств, смягчающих вину МУП «Томский энергокомплекс», и изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2011  № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 404-ФЗ), суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в части назначения административного штрафа без изменения.

Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения, обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Санкция статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в период привлечения заявителя к административной ответственности) предусматривала размер штрафа исходя из выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб.

Действующей в период рассмотрения дела в суде санкция части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает расчет штрафа исходя из выручки правонарушителя, но не менее 100 000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

В качестве смягчающих вину МУП «Томский энергокомплекс» обстоятельств антимонопольный орган признал совершение административного правонарушения впервые и добровольное прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав материалы дела, суды пришли к выводу о наличии иных смягчающих вину обстоятельств, предусмотренных пунктами 5-7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона № 404-ФЗ).

Кроме этого, суды установили, что МУП «Томский энергокомплекс», оказывающее коммунальные услуги в области водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, находится в тяжелом материальном положении, что в кассационной жалобе не опровергается.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой Управлением ФАС по Томской области части.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.05.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-13294/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    В.И. Ильин

     Судьи
    В.И. Новоселов

     Т.И. Отческая

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка