• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2012 года  Дело N А70-13224/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Отческой Т.И.

судей Ильина В.И.

Новоселова В.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коврига Виктора Викторовича на решение от 25.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Прокопов А.В.) и постановление от 06.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу № А70-13224/2011 по иску индивидуального предпринимателя Коврига Виктора Викторовича к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Урицкого, 36, ИНН 7202065853, ОГРН 1027200788559), Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области (625002, город Тюмень, улица Сакко, 17, ИНН 7202137681, ОГРН 1057200722677) о взыскании 540 711 руб.

Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 2».

В заседании принял участие индивидуальный предприниматель Коврига Виктор Викторович, его представитель - Костырев А.А. по доверенности от 27.12.2011; представитель Департамента финансов Тюменской области - Рейзинг Л.А. по доверенности от 12.03.2012.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Коврига Виктор Викторович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее - УФК по Тюменской области, ответчик), Тюменской области в лице Департамента финансов Тюменской области (далее - департамент, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 199 020 руб. и за счет казны Тюменской области 341 691 руб. убытков в счет возмещения затрат, составляющих недополученную в результате введения льгот в 2008 году провозную плату.

Определением от 14.03.2012 Арбитражного суда Тюменской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (далее - предприятие).

Решением от 25.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 06.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.

Предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 25.04.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.08.2012, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области, поскольку совокупность необходимых оснований для взыскания убытков материалами дела подтверждена. Применение расчетного метода определения неполученной в 2008 году платы от льготной категории пассажиров, исходя из данных о количестве пассажиров, которые реально воспользовались правом льготного проезда в 2009 и 2010 годы, возможно. Факт причинения убытков ответчиками не опровергнут.

Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

В отзывах на кассационную жалобу УФК по Тюменской области и Департамент просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку основания для взыскания убытков с бюджета Тюменской области в пользу истца отсутствуют.

Отзыв на кассационную жалобу от предприятия не поступил.

Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из материалов дела следует, что на основании лицензии от 22.08.2003 № АСС-72-430468 предпринимателю предоставлено право осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

По утверждению истца, в 2008 году он осуществлял регулярные пассажирские перевозки автобусным транспортом и реализацию проездных документов для льготных категорий пассажиров. Затраты, составляющие недополученную в результате введения льгот в 2008 году провозную плату, возмещены истцу только в части льгот, установленных муниципальными правовыми актами города Тюмени. За счет средств бюджета Российской Федерации и бюджета Тюменской области указанные расходы возмещены не были.

Согласно расчету истца затраты на предоставление льготного проезда в указанный период составили 540 711 руб., из которых: за счет казны Российской Федерации подлежит возмещению 199 020 руб., за счет казны Тюменской области - 341 691 руб.

Считая, что неправомерными действиями ответчиков ему причинены убытки в сумме невозмещенных затрат, истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций признали необоснованным представленный истцом расчет расходов, понесенных вследствие предоставления льгот отдельным категориям потребителей.

Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - в случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2012 № 2224/11).

В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ расходы, предъявленные к взысканию в качестве компенсации неполученной провозной платы вследствие оказания услуг льготным категориям потребителей, являются реальным ущербом, расчет которого, с учетом отсутствия методики расчета компенсации таких затрат, подлежит проверки судами в каждом конкретном случае (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008 № 16069/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 23.06.2009 № 2992/09, от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10, от 25.07.2011 № 5481/11, от 06.12.2011 № 6497/10, от 15.12.2011 № 8576/10, от 21.02.2012 № 2508/11).

При рассмотрении данного спора судами установлено, что в период 2008 года предпринимателем осуществлялись регулярные пассажирские перевозки автобусным транспортом.

В обоснование заявленного к взысканию размера убытков за 2008 год истцом представлены расчеты и помесячные отчеты открытого акционерного общества «Тюменская транспортная система» о количестве перевезенных пассажиров льготных категорий за 2009 и 2010 годы.

Истцом применен расчетный метод, включающий в себя следующие показатели: стоимость дизельного топлива, заработная плата водителей и кондукторов, страховые взносы, затраты на ремонтный фонд и прочие расходы, а также использована Методика формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом, утвержденная постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 № 271-п.

Проверив представленный истцом расчет убытков, суды установили следующее.

Согласно условиям договора от 24.07.2008 № 94, заключенного с предприятием, предприниматель обязался осуществлять регулярные перевозки на автобусных маршрутах транспортными средствами, разрешенными к использованию согласно приложению № 1 к договору; оказывать меры социальной поддержки по проезду на транспорте граждан льготных категорий согласно законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актом Тюменской области без непосредственного взимания провозной платы, при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к соответствующим льготным категориям граждан, и последующего возмещения из бюджетов всех уровней в течение срока действия договора. Предприниматель ведет свою финансово-хозяйственную деятельность и учет своего дохода, получает компенсацию за провоз льготной части населения в соответствии с условиями, установленными Управлением по транспорту и МУПГТ «Тюменьгортранс».

Исследовав условия данного договора, суды пришли к выводу о том, что истец самостоятельно ведет свою финансово-хозяйственную деятельность и осуществляет учет, в том числе учет граждан, которым были предоставлены льготы.

Вместе с тем, судами установлено и предпринимателем не оспаривается, что в 2008 году учет пассажиров, в том числе пассажиров, которым были предоставлены льготы, предпринимателем не осуществлялся, ведение такого учета производилось в 2009 - 2010 годах, доказательств количества перевезенных пассажиров в 2008 году предпринимателем не представлено.

При этом суды указали, что в материалы дела не представлены сведения о доле, занимаемой истцом на рынке услуг по перевозке пассажиров. Кроме того, суды установили, что в 2008 году в городе Тюмени проездные социальные билеты не выдавались.

Исследовав с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что расчет истца не отражает фактические расходы и убытки, использованный истцом метод расчета убытков носит предположительный характер, отсутствуют подтверждающие документы.

В данном случае иск основан на применении статистического (расчетного) метода, без учета необходимости проведения натурных обследований с целью установления фактического количества поездок граждан-льготников в общественном транспорте. Реальные убытки подлежат определению исходя из количества граждан, которые реально воспользовались правом льготного проезда в городе и пригородах, а не от количества граждан, которые формально имели право на такой льготный проезд.

Судами признан необоснованным примененный истцом расчет количества льготных перевозок в 2008 году как среднее арифметическое от количества льготных перевозок в 2009 - 2010 годах, с учетом непредставления истцом в материалы дела сведений о количестве спорных перевозок, относящихся к периоду 2008 года.

Таким образом, суды при рассмотрении спора установили недоказанность факта оказания услуг и объема услуг по перевозке истцом льготных категорий граждан в 2008 году.

Исходя из установленных обстоятельств, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков.

Доводы, изложенные предпринимателем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства и оценены судами с учетом конкретных обстоятельств дела.

Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 06.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-13224/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    Т.И. Отческая

     Судьи
  В.И. Ильин

     В.И. Новоселов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А70-13224/2011
Ф04-4820/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 13 ноября 2012

Поиск в тексте