ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 ноября 2012 года  Дело N А75-1559/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Ильина В.И.

судей  Беловой Л.В.

Новоселова В.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» на решение  от 12.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры (судья Загоруйко Н.Б.) и постановление от 19.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П.,  Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-1559/2012 по заявлению открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (628684,  Ханты-Мансийский автономный округ, город Мегион, улица Кузьмина, 51, ИНН 8605003932, ОГРН 1028601354088) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, город  Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089,  ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении  к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» Толстунов А.П. (доверенность от 26.12.2011 № 49).

Суд установил:

Открытое акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее - ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2012 № 76-ОК/22 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представления от 27.01.2012 № 17-ОК/22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 12.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных  ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» требований отказано.

Постановлением от 19.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

По мнению заявителя, административным органом не представлены документы, подтверждающие, что шламовый амбар кустовой площадки  № 21 Ново-Покурского месторождения оказывает негативное воздействие на окружающую его природную среду и соответствующее технико-экономическое обоснование, на основании которого ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» должно было осуществить захоронение промышленных отходов IV класса опасности на участок захоронения токсических промышленных отходов; арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не указан действующий нормативный акт, которым запрещено размещение, в том числе захоронение бурового шлама в шламохранилищах (шламовых амбарах).

Кроме того, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» полагает, что основанием для отмены обжалуемых судебных актов являются необоснованные выводы суда первой инстанции о том, что территория кустовой площадки № 21 Ново-Покурского месторождения расположена в пределах родового угодья, и суда апелляционной инстанции о наличии нефти в буровом растворе, а также выводы обеих судебных инстанций о том, что на момент проведения работ по бурению скважин (2008 г.) действующим проектным документом являлась Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения 1994 г.

В связи с этим заявитель утверждает, что согласно положительному заключению государственной экспертизы № 437-09/ХМЭ-1027/02 захоронение твердой, обезвоженной массы бурового шлама в шламовом амбаре соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательными актами и нормативными документами Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную  жалобу - без удовлетворения.

Участвовавший в судебном заседании представитель  ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» Толстунов А.П. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» осуществляет добычу нефти на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в границах Ново-Покурского лицензионного участка на основании лицензии ХМН 00646 НЭ.

Осуществляя лицензируемый вид деятельности, названное общество произвело бурение скважин на кусте № 21 Ново-Покурского месторождения, которое сопровождалось образованием отходов, в том числе бурового шлама.

При рассмотрении поступивших от ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» материалов по приемке рекультивированных земельных участков лесного фонда административным органом установлено, что этим обществом не выполнены мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов и в нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, осуществлено захоронение отходов бурения IV класса опасности в шламовом амбаре.

В связи с этими обстоятельствами Управлением Росприроднадзора 11.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол от 11.01.2012 № 34-ОК/22, вынесено постановление от 27.01.2012 № 76-ОК/22 о привлечении ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление от 27.01.2012 № 17-ОК/22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора,  ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» обратилось в арбитражный суд  с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные административным органом доказательства подтверждают вину  ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в совершении вменяемых административных правонарушений.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Пунктом 8.12 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии ХМН 00646 НЭ, предусмотрено, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» должно осуществлять разработку лицензионного участка согласно проектным документам (технологической схеме).

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период проведения ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» работ по бурению скважин с 03.07.2008 по 23.09.2008 действующим проектным документом являлась Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения 1994 года (далее - Технологическая схема 1994 года).

В разделе 4.1 данного документа «Требования к конструкции кустового основания» указано, что строительство земляных шламовых амбаров исключается.

В разделе 4.9.1 Технологической схемы 1994 года предусмотрено, что основной объем буровых сточных вод (далее - БВС) поступает с буровой площадки, насосного и дизельного блока и системы очистки бурового раствора в емкость или амбара для сбора БВС, из которых после предварительного отстоя она попадает на узел реагентной очистки. Обработанная коагулянтом и флокулянтом  БВС поступает на центрифугу, после которой осветленная часть направляется в емкость (амбар) для сбора очищенной воды, а обезвоженная твердая фаза (осадок), сбрасывается в емкость (амбар) для сбора осадка.

Далее производится обработка твердых отходов бурения вяжущим компонентом, после чего обработанная масса помещается в контейнеры для вывоза с последующим захоронением в специально отведенном месте.

В период проведения ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в 2010 году рекультивации шламового амбара действовал Рабочий проект под названием «Расширение кустов скважин № 10, № 15,  № 16, № 21, № 25,  № 27, № 31 Ново-Покурского месторождения нефти» (далее - Рабочий проект).

Рабочим проектом предусматривалось бурение скважин на кустовых площадках амбарным способом, поскольку площадки расположены вне водоохранных зон.

Разделом 6.7 Рабочего проекта предусмотрены  мероприятия по рекультивации и ликвидации шламовых амбаров на кустовых площадках, включающие в себя следующие виды работ: естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров; откачку жидкой фазы из амбаров в нефтесборные коллекторы; засыпку шламовых амбаров.

Амбар считается ликвидированным, если он полностью засыпан грунтом, спланирован, ликвидированы замазученные места и произведен биологический этап рекультивации (посев трав).

Рабочий проект получил положительное заключение государственной экспертизы № 437-09/ХМЭ-1027/02, в соответствии с которым мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и природоохранные мероприятия, предусмотренные указанным проектом, соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательными актами и нормативными документами Российской Федерации и обеспечивают допустимый уровень воздействия на окружающую среду.

Кроме того, в период рекультивации шламового амбара действовала Технологическая схема разработки Ново-Покурского месторождения 2009 года (далее - Технологическая схема 2009 года).

В соответствии с разделом 9.4.4 Технологической схемы 2009 года, озаглавленной как «Технология очистки бурового раствора и утилизации отходов бурения», конечными отходами после очистки, обезвреживания и осветления отработанного бурового раствора и буровых сточных вод, является обезвоженный буровой шлам и техническая вода. Буровой шлам утилизируется на специальный полигон, где с помощью установки «МЕСТЕК» может перерабатываться в специальные стеновые строительные блоки. Техническая вода, полученная в результате осветления отработанного бурового раствора, используется для технических нужд - для разбавления бурового раствора при регулировании его параметров. Таким образом, отходы бурения не должны попадать в окружающую среду.

Если работы ведутся вне зоны приоритетного природопользования, захоронение обезвоженного шлама возможно в теле (насыпи) самой площадки, поскольку вывозить его в другое место в данном случае нецелесообразно.

Этим же разделом также предусмотрено, что если бурение осуществлялось на нефтеэмульсионном растворе, либо в процессе вскрытия имели место нефтепроявления, то есть когда в растворе присутствует нефть, пути утилизации включают, в том числе утилизацию твердых отходов бурения на специально отведенном полигоне. При этом если химическим анализом будет подтверждено отсутствие нефти в шламе, утилизация его производится в обычном порядке.

Обеими судебными инстанциями установлено, что согласно Отчету по результатам ведения локального экологического мониторинга состояния компонентов окружающей среды, подготовленному Аккредитованной аналитической лабораторией общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирская научно-исследовательская инженерно-экологическая академия» в 2010 году содержание нефтепродуктов в буровом шламе кустовой площадки № 21 составляла от 103,2 мг/кг до 133,9 мг/кг.

В кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие данные выводы судов.

Следовательно, в соответствии с требованиями раздела 9.4.4 Технологической схемы 2009 года наличие в буровом шламе нефтепродуктов является основанием для утилизации отходов бурения на специально отведенном полигоне, а не в теле (насыпи) самой площадки.

Между тем согласно договору подряда от 03.07.2010 № 10/71, заключенному ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с  ООО «Нефтеспецстрой», были произведены работы по рекультивации шламовых амбаров, в том числе куста № 21, способом засыпки амбара песком, без утилизации отходов бурения на специально отведенном полигоне, что в кассационной жалобе не опровергается.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Исходя из смысла и содержания статей 3, 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; статей 1, 3, 11, пунктов 3-4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; статей 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации; статей 22, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1  «О недрах»; пунктов 1 и 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; пунктов 8.1, 8.5, 8.13 статьи 8 лицензионного соглашения, пунктов 3.5, 4.1.8, 4.1.12, 4.2. Дополнения № 1 к лицензионному соглашению, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что действия ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» по захоронению отходов бурения IV  класса опасности в шламовом амбаре, не отвечающем требованиям, установленным законодательством к объектам захоронения отходов и способом, не позволяющим гарантировать экологическую безопасность в будущем, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.04.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1559/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    В.И. Ильин

     Судьи
    Л.В. Белова

     В.И. Новоселов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка