ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2012 года  Дело N А75-1567/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  06 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 ноября 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Новоселова В.И.

судей  Ильина В.И.

Шабалковой Т.Я.

рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» на решение от 12.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-1567/2012  по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (628508, Ханты-Мансийский автономный округ, Ханты-Мансийский р-н, д. Шапша,  ул. Северная, 6, ИНН 8618006063, ОГРН 1058600001118) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089,  ОГРН 1048600006179) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2012  № 193-ГК/29 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 12.05.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы считает, что отсутствует событие вменяемого Обществу административного правонарушения.

По мнению заявителя жалобы, при принятии обжалуемых судебных актов судами не учтено то обстоятельство, что Зимнее месторождение территориально разделено и эксплуатируется в соответствии с двумя лицензиями. Во исполнение требований лицензионного соглашения (лицензия ХМН 14468 НР) Общество обязано достичь уровень утилизации попутного газа на Зимнем месторождении ХМАО-Югра в размере - 95% к 28.02.2014, исходя из установленного уровня, начиная с четвертого календарного года с момента ввода месторождения в разработку (начиная с 28.02.2010).

Отзыв на кассационную жалобу от Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлен.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Судами установлено и следует из материалов дела, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране недр и атмосферного воздуха при добыче и утилизации (использовании) попутного нефтяного газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нефтегазодобывающими предприятиями.

В ходе проверки были установлены факты нарушения  ООО «Газпромнефть-Хантос» требований законодательства о недрах, а именно: Общество в 2011 году вело разработку Зимнего нефтяного месторождения с отклонениями от проектного документа в части утилизации попутного нефтяного газа, чем нарушило условия лицензии ХМН 14468 НР.

По материалам проверки исполняющего обязанности Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Материалы проверки и постановление о возбуждение административного дела прокурором были направлены в Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре для принятия решения.

По представленным материалам дела административным органом вынесено постановление от 07.02.2012 № 193-ГК/29 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Считая принятое постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и о соблюдении административным органом процедуры привлечения данного юридического лица к административной ответственности.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, исходя из конкретных обстоятельств дела и норм действующего законодательства.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Права и обязанности пользователя недр указаны в статье 22 Закона о недрах. Одной из его обязанностей пользователя недр является соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживание и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2 части 2 статьи 22); выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 часть 2).

В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с техническими проектами.

Из пункта 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.03.2007 № 61 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» (далее - Приказ № 61) следует, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.

Согласно пункту 6 указанного Приказа № 61 в качестве проектных технологических документов могут рассматриваться: проекты пробной эксплуатации, технологические схемы разработки и дополнения к ним, проекты разработки и дополнения к ним, технологические схемы опытно-промышленных работ на отдельных участках и залежах, авторские надзоры за реализацией проектных технологических документов.

В соответствии с части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в нарушении недропользователем заранее оговоренных условий пользовании участком недр в определенных лицензией границах.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, Общество является владельцем лицензии ХМН № 14468 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Зимнего участка недр в Кондинском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В пределах Зимнего лицензионного участка недр находится Зимнее месторождение нефти. Срок окончания лицензии - 14.04.2033.

Неотъемлемыми составными частями лицензии являются лицензионное соглашение об условиях пользования недрами Зимнего участка, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Пунктом 7.1.8 названного лицензионного соглашения предусмотрено, что нижний предельный уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается, начиная с четвертого календарного года с момента ввода месторождения в разработку в размере 95%.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Протоколом Центральной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (далее - ЦКР Роснедра по УВС)  № 5022 от 29.12.2010 утилизация попутного нефтяного газа по Зимнему месторождению в 2011 за 12 месяцев должна составлять 90%, а в 2012 году - 95%.

Данный показатель является проектно-технологическим и фактическое выполнение рассчитывается за календарный год и отчетным периодом является первое число следующего года, каким по настоящему делу является 2011 год.

Никаких промежуточных показателей в части утилизации попутного нефтяного газа в данном проекте не предусмотрено, так как все проектно-технологические показатели являются годовые согласно Приказу № 61.

По факту утилизация попутного нефтяного газа за 2011 год по Зимнему лицензионному участку за 2011 год составила 61,9%. (вместо 90%).

При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и Обществом не приняты все зависящие от него меры.

Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы арбитражными судами и получили соответствующую оценку.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов суда первой и апелляционной инстанций.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили к рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требований.

Государственная пошлина, ошибочно уплаченная Обществом по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, подлежит возврату из бюджета.

Учитывая изложенное, и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 12.05.2012 Арбитражного суда  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 31.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1567/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 7870 от 16.08.2012 государственную пошлину в размере 2 000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    Новоселов В.И.

     Судьи
    Ильин В.И.

     Шабалкова Т.Я.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка