• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2012 года  Дело N А75-3472/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Мартыновой С.А.

Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение от 06.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Шабанова Г.А.) и постановление от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу № А75-3472/2012 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (628240, Тюменская область, г.Советский, ул.Гастелло, 39, ОГРН 1028601843676, ИНН 8615011072) к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» (628240, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Советский, ул.Киевская, 33, ОГРН 1028601844303, ИНН 8615010093) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений о страховых взносах и трудовом стаже в Пенсионный фонд России.

В заседании приняли участие представители Муниципального автономного учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» - Яненко С.П. по доверенности от 25.06.2012 № 20, Станкина Н.В. по доверенности от 01.01.2012 № 3.

Суд установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к муниципальному автономному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» (далее - МАУЗ «Советская ЦРБ», Учреждение здравоохранения) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений о страховых взносах и трудовом стаже в Пенсионный фонд России в размере 1 574209,70 руб.

Решением от 06.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении требований отказано в полном объеме.

Постановлением от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт. Подробно доводы Пенсионного фонда изложены в кассационной жалобе.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение здравоохранения считает доводы Пенсионного фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Учреждения здравоохранения, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что МАУЗ «Советская ЦРБ» за третий отчетный период - 3 квартал 2011 года по электронным каналам связи представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц - 14 ноября 2011 года, однако, при проверке индивидуальных сведений на застрахованных лиц были выявлены ошибки у ста застрахованных лиц: сумма уплаченных страховых взносов у них была выше суммы начисленных страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2010 года по 30.09.2011 года, о чем страхователь был уведомлен по телефону и путем направления протокола проверки с указанием ошибок.

15 ноября 2011 года Учреждением здравоохранения были предоставлены исправленные индивидуальные сведения, но они также содержали ошибки в фамилиях у шестерых застрахованных лиц.

Исправленная отчетность Учреждением здравоохранения предоставлялась 17.11.2011, 22.11.2011 и 29.11.2011, но также содержала недостоверные сведения.

Достоверные индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 3 квартал 2011 год были представлены Учреждением здравоохранения лишь 06.12.2011, что подтверждается реестром полученных документов, описью сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд, а также записью в журнале приема-сдачи индивидуальных сведений за 3 квартал 2011 года от 06.12.2011 № 539.

По факту предоставления недостоверных индивидуальных сведений Пенсионным фондом 30.12.2011 был направлен в адрес Учреждения здравоохранения акт №327 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.12.2011 с указанием даты, места и времени рассмотрения материалов дела по факту данного нарушения.

По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом в присутствии представителей Учреждения здравоохранения было вынесено решение от 09.02.2012 № 10 о привлечении МАУЗ «Советская ЦРБ» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 1 574209,70 рублей.

На основании решения от 09.02.2012 № 10 о привлечении страхователя к ответственности, а также в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), Учреждению здравоохранения направлено 12.03.2012 требование № 5 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1574209,70 рублей в срок до 03 апреля 2012 года.

Неисполнение Учреждением здравоохранения требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании 1 574 209,70 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 2, 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьями 1, 3, 5, 11, 15, 16, 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция), во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения МАУЗ «Советская ЦРБ» к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

При этом суды исходили из того, что: 1) исправленные сведения представлялись Учреждением здравоохранения в пределах двухнедельного срока, установленного пунктом 41 Инструкции; 2) выявленные заявителем недостатки в сведениях о застрахованных лицах не относятся к 3 кварталу 2011 года; 3) при вынесении решения № 10 о привлечении Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, Пенсионным фондом необоснованно не было учтено, что в случае предоставления страхователем недостоверных сведений, сумма штрафных санкций исчисляется не от общей суммы, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от суммы платежей за застрахованных лиц, сведения на которых признаны недостоверными, неполными.

Вывод судов об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения МАУЗ «Советская ЦРБ» к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, кассационная инстанция считает правильным, исходя из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Судами установлено, что в представленном 14.11.2011 Учреждением здравоохранения отчете выявлена разница сумм начисленных страховых взносов с нарастающим итогом с 01.01.2010 по 30.09.2011.

Судами также установлено, что за отчетные периоды 2010 года (полугодие и календарный год) Учреждением здравоохранения были представлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета своевременно (до 01.08.2010 и до 01.02.2011) без ошибок и замечаний. Однако, после предоставления Учреждением здравоохранения сведений за 3 квартал 2011 года Пенсионный фонд в декабре 2011 года указал на наличие ошибок в сведениях за 2010 год, а также выявил ошибки и за 1 и 2 кварталы 2011 года, которых в ранее принятых заявителем отчетах не было обнаружено. Данное обстоятельство Пенсионным фондом не опровергнуто.

Учитывая, что все отчеты, представляемые до 3 квартала 2011 года, были приняты органом Пенсионного фонда без каких-либо ошибок и замечаний; доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Пенсионным фондом не представлено, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за недостоверность индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 3 квартал 2011 года.

При этом арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно, руководствуясь положениями статей 38, 39, 44 Закона № 212-ФЗ, указал на недопустимость формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности без установления обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность; без учета ряда принципов, таких как виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Принимая во внимание, что в письменных возражениях на акт проверки Учреждением здравоохранения было указано на то, что выявленные заявителем недостатки в сведениях о застрахованных лицах не относятся к 3 кварталу 2011 года; из акта проверки от 30.12.2011 № 327 и решения от 09.02.2012 № 10 не усматривается, что органом Пенсионного фонда выявлялись обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, вывод суда о том, что виновность заинтересованного лица в совершении правонарушения Пенсионным фондом должным образом не исследована и не доказана, является правильным.

При этом арбитражные суды учли, что при вынесении решения от 09.02.2012 № 10 о привлечении Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть 1 574209,70 руб., Пенсионным фондом необоснованно не было учтено, что в случае предоставления страхователем недостоверных сведений, сумма штрафных санкций исчисляется не от общей суммы, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от суммы платежей за застрахованных лиц, сведения на которых признаны недостоверными, неполными, на что указано в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Довод Пенсионного фонда, изложенный в кассационной жалобе, о том, что размер финансовой санкции расчитан верно, поскольку Учреждение здравоохранения представило сведения с ошибками в отношении всех застрахованных лиц, опровергается имеющимся в материалах дела протоколом проверки файлов от 14.11.2011, в котором указаны файлы с отметкой «без замечаний» (л.д. 18 том 1).

При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения МАУЗ «Советская ЦРБ» к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, является правильным.

Кассационная инстанция соглашается с доводом Пенсионного фонда, изложенным в кассационной жалобе, о том, что статья 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за недостоверность предоставленных индивидуальных сведений независимо от того, были или нет они исправлены в двухнедельный срок, в связи с чем, по мнению Пенсионного фонда, вывод суда о своевременном исправлении представленных сведений как основание для освобождения от ответственности является неправомерным. Однако данный вывод суда не повлек принятия неверного решения, поскольку судом установлено, что выявленные недостатки в сведениях о застрахованных лицах не относятся к 3 кварталу 2011 года (в кассационной жалобе Пенсионный фонд данный вывод суда не оспаривает), что в свою очередь является самостоятельным обстоятельством для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 06.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-3472/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    И.В. Перминова

     Судьи
    С.А. Мартынова

     Е.В. Поликарпов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А75-3472/2012
Ф04-5417/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 14 ноября 2012

Поиск в тексте