ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2012 года  Дело N А59-423/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 30 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2012 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Шевченко,

судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ЗАО «Лэндлиз» Флинтюка О.А.

апелляционное производство № 05АП-8714/2012

на определение от 03.09.2012 г.

судей Н.Н. Поповой, С.А. Назаровой, Ю.С. Учанина

по делу № А59-423/2011 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению ликвидатора ЗАО «Лэндлиз» Журавлева В.Б.

к ЗАО «Лэндлиз»

о признании несостоятельным (банкротом), жалобы ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест», Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего ЗАО «Лэндлиз» Флинтюка О.А.

при участии:

лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились;

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.05.2011 ликвидируемый должник ЗАО «ЛЭНДЛИЗ» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Флинтюк О.А.

Определением суда от 11.05.2012 срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего продлены на три месяца, то есть до 10 августа 2012 года, рассмотрение отчета арбитражного управляющего назначено на 13.08.2012. Определением суда от 13.08.2012 срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего Флинтюка О.А. продлены на три месяца, то есть до 10 ноября 2012 года.

Кредиторы ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест», Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России №1 по Сахалинской области обратились в суд с жалобами на действия (бездействие) конкурсного управляющего Флинтюка О.А., в которых также поставлено требование об его отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением от 03.09.2012 жалобы ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест» и Федеральной налоговой службы признаны обоснованными частично. Отказано в удовлетворении жалобы Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего Флинтюка Олега Анатольевича в части нарушения сроков уведомления о собрании кредиторов на 08.02.2012. Отказано в удовлетворении жалобы ОАО «МАБЭС «Сахалин-Вест» на действия конкурсного управляющего Флинтюка Олега Анатольевича в части непроведения собрания кредиторов в период с 12.05.2011 по 03.11.2011, неосуществления инвентаризации имущества. Флинтюк Олег Анатольевич отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ЗАО «Лэндлиз».

Не согласившись с определением суда, арбитражный управляющий Флинтюк О.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Не согласен с выводом суда о нарушении срока проведения собрания, предусмотренного пунктом 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Указывает, что суд первой инстанции не дал оценки доводу арбитражного управляющего о незначительности нарушения трехмесячного срока проведения собрания кредиторов. Считает, что вывод суда о неопубликовании сообщения о проведении торгов по продаже дебиторской задолженности 16.02.2012 противоречит фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что банк не заявлял требование о признании незаконными действий по несвоевременному размещению информации о признании должника банкротом в Едином государственном реестре сведений о банкротстве. Считает, что банком не представлено доказательств нарушения прав банка несвоевременным размещением информации на Федеральном ресурсе. По мнению заявителя жалобы, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не содержит положений, обязывающих конкурсного управляющего предоставлять какие-либо документы по требованию отдельного кредитора. Определение суда о признании незаконным бездействия арбитражного управляющего в части неотражения в отчете информации о специалисте Долине Ю.Г. не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Ссылается на вынужденное использование кассы для целей конкурсного производства. Указывает, что кредиторы не были лишены возможности контролировать движение заемных денежных средств должника. Арбитражный управляющий ссылается на отсутствие денежных средств для регистрации прекращения права собственности должника на сгоревший объект недвижимости. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права при рассмотрении требования о незаконном списании безнадежной дебиторской задолженности. По мнению заявителя жалобы, кредиторы не доказали каким образом нарушены их права и законные интересы списанием дебиторской задолженности. Полагает, что допущенные нарушения конкурсным управляющим являются несущественными и непричинившими ущерба должнику и кредиторам.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.

Определение проверяется в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что определение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Пунктом 1 статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями арбитражного управляющего.

По смыслу данной нормы права, основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действием  (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника, что повлекло или могло повлечь за собой убытки должника.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

В силу пункта 1 статьи 145 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

Пунктом 4 статьи 20.3. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено общее правило, согласно которому при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В качестве основания для признания бездействия конкурсного управляющего Флинтюка О.А. незаконным ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест» указал на непроведение им собраний кредиторов и непредоставление отчета о совей деятельности в период с 12.05.2011 по 03.11.2011, а также  нарушение сркоков проведения им собрания кредиторов с 03.11.2011 по 03.02.2012, с 04.05.2012 по 10.08.2012 (пункт 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Согласно пункту 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку по правилам статьи статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы банка в части непроведения конкурсным управляющим собрания кредиторов в период с 12.08.2011 по 03.11.2011, поскольку статус ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест», как кредитора ЗАО «ЛЭНДЛИЗ», установлен только определением суда от 25.08.2011, требования уполномоченного органа включены в реестр требований кредиторов должника только 23.08.2011, ООО «Восток-Лизинг» - 23.08.2011 (в качестве требований, подлежащих удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ЗАО «ЛЭНДЛИЗ»). Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно данных выводов суда.

Между тем, судом первой инстанции установлены нарушения конкурсным управляющим срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при проведении собрания кредиторов 08.02.2012 (за период с 03.11.2011 по 03.02.2012), 10.08.2012 (за период с 04.05.2012 по 04.08.2012), предоставлении отчета о своей деятельности.

Несвоевременное проведение собраний кредиторов нарушило права кредиторов на своевременное получение информации о ходе конкурсного производства и финансовом состоянии должника. Таким образом, довод арбитражного управляющего о том, что незначительное нарушение срока проведения собрания не могло нарушить право кредиторов на своевременное получение информации о ходе конкурсного производства и причинить убытки кредиторам, судебной коллегией не принимается, как основанные на неверном толковании норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, о собрании кредиторов должника, назначенном на 10.08.2012, ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест» уведомлено 06.08.2010, то есть за четыре дня до его проведения.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, согласно штемпелю налогового органа, конкурсный управляющий уведомил кредитора - ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест» о проведении собрания кредиторов менее чем за пять дней, установленных действующим законодательством, нарушение срока составило 1 день. Таким образом, конкурсным управляющим нарушен установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» пятидневный срок уведомления о проведении собрания кредиторов.

В силу пункта 3 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» продажа имущества должника в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 9 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника.

На основании пункта 15 статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов.

Судом установлено, что 24.12.2011 в газете «Коммерсантъ» опубликовано объявление о проведении 16.02.2012 торгов по продаже дебиторской задолженности ООО КапСтрой 2003» перед должником. Вместе с тем, в средствах массовой информации по месту нахождения должника данное сообщение не опубликовывалось.

16.02.2012 торги не состоялись. Соответствующее сообщение в газете «Коммерсантъ» опубликовано 17.03.2012 (а не до 13.03.2012).

В средствах массовой информации по месту нахождения должника данное сообщение, а также сообщение о последующих результатах торгов не опубликовывались.

Тогда как неопубликование сведений в средствах массовой информации по месту нахождения должника снижает вероятность участия в торгах местных покупателей, не способствует созданию соответствующей конкуренции и извлечению большей прибыли от результатов торгов, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы кредиторов.

Ссылка конкурсного управляющего на своевременное направление заявки в газету «Коммерсантъ» на опубликование сообщения о признании торгов несостоявшимися (23.02.2012) и оплату заказа до истечения необходимого срока (10.03.2012, то за три дня до истечения срока) не свидетельствует об отсутствии нарушения действующего законодательства в его действиях.

Конкурсный управляющий, действуя разумно и добросовестно, должен учитывать периодичность выхода печатного издания (опубликования) и заблаговременно обратиться с соответствующей заявкой о публикации, оплатить заказ, учитывая установленный законом срок.

Согласно пункту 1 статьи 128 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.

Пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2010 №429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве с 1 апреля 2011 года является обязательным.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2011 №121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве» установлено, что до отбора оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве, функции оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляет ЗАО «Интерфакс».

В нарушение изложенных требований сведения о признании ЗАО «ЛЭНДЛИЗ» несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (решение от 12.05.2011) размещены в Едином федерального реестра сведений о банкротстве только 17.08.2011.

Судом первой инстанции правильно не принята во внимание ссылка конкурсного управляющего на то, что вышеуказанная норма закона начала действовать только с 01.04.2011 и для ее применения необходимо оформление электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для размещения сведений о банкротстве, для установления программного обеспечения ЭЦП пришлось решить ряд технических проблем по переоборудованию системы компьютера, обеспечению дополнительными программными продуктами систем ПК, организация-распространитель ЭЦП несвоевременно уведомила о доступе к работе и выдала ключ с задержкой в 1 месяц, поскольку из отчета конкурсного управляющего от 27.11.2011 следует, что оплата сертификата электронной цифровой подписи была произведена им еще 24.05.2011.

Доказательств приведенных доводов о невозможности своевременного исполнения вышеуказанной обязанности конкурсным управляющим Флинтюком О.А. в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

На основании пункта 1 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с п.п.11,13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства от 22.05.2003 №299, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.

К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

В связи с неприложением конкурсным управляющим Флинтюком О.А. к отчету, рассматриваемому на собрании кредиторов от 04.05.2012, подтверждающих указанные в нем сведения документов ОАО МАБЭС «Сахалин-Вест» письмом от 11.05.2012 потребовало от конкурсного управляющего ознакомить с актами о списании дебиторской задолженности; документами, подтверждающими уничтожение пожаром в 2003 году склада, расположенного п.Ноглики, Советская, 44; документами, подтверждающими привлечение специалиста (помощника) Долина Ю.Г.; с документами, подтверждающими привлечение займов в размере 302 303, 28 руб.; с документами, подтверждающими сумму всех понесенных в ходе конкурсного производства расходов; с актами инвентаризации.