• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2012 года  Дело N А24-3022/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2012 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачёва,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ирлайн +»

апелляционное производство № 05АП-9520/2012

на решение от 10.09.2012 года

судьи Д.Н. Довгалюка

по делу № А24-3022/2012 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ирлайн+» (ИНН 4101133269, ОГРН 1094101004945)

об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147) от 04.05.2012 № 03/3381-01-09

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ирлайн+» (далее по тексту - заявитель, ООО «Ирлайн+», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее по тексту - Министерство) в вынесении распоряжения об изменении юридического лица, которому постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045 было согласовано место размещения здания офиса и цеха по изготовлению жалюзи и штор, с ООО «Ирлайн» на ООО «Ирлайн+», оформленного письмом от 04.05.2012 № 03/3381-01-09.

Решением суда от 10.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 10.09.2012, ООО «Ирлайн+» просит его отменить как вынесенное с неправильным применением норм материального права и неверным установлением фактических обстоятельств по делу. Общество указывает на то, что по соглашению об отступном от 15.12.2009 передавались не права по аренде земельного участка, а права, которые были предоставлены ООО «Ирлайн» принятием постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045. Реализуя принцип свободы договора, установленный статьей 421 ГК РФ, стороны соглашения об отступном вправе были его заключить именно в таком виде и на условиях, как это определено соглашением об отступном. Заявитель считает неверным вывод суда о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является основанием для возникновения имущественных прав на спорный земельный участок, поскольку отсутствие такого решения исключает получение заявителем земельного участка в аренду.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, Министерства не явилиcь, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.

Министерство в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу заявителя с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045 ООО «Ирлайн» согласовано место размещения здания офиса и цеха по изготовлению жалюзи и штор на земельном участке площадью 0,2753 га по ул. Академика Королева, утвержден акт выбора земельного участка № 109.

15.12.2009 ООО «Ирлайн» (должник) и ООО «Ирлайн+» (кредитор) заключили соглашение об отступном, по условиям которого должник передал в качестве отступного кредитору права по использованию земельного участка площадью 0,2753 га место размещения здания офиса и цеха по изготовлению жалюзи и штор по ул. Ак. Королева в г. Петропавловске-Камчатском в порядке исполнения кредитором постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045.

30.03.2012 ООО «Ирлайн+» на основании соглашения об отступном от 15.12.2009 обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в постановление от 12.10.2009 № 3045 в части наименования заявителя, а именно произвести замену ООО «Ирлайн» на ООО «Ирлайн+».

Письмом от 04.05.2012 № 03/3381-01-09 Министерство отказало обществу во внесении изменений. Основанием для отказа послужило указание на отсутствие у ООО «Ирлайн» прав по использованию спорного земельного участка, поскольку решение о согласовании места размещение объекта не является основанием для возникновения у лица права на земельный участок как объект недвижимости и не может являться предметом отступного.

Считая отказ Министерства от внесения изменений в постановление в части наименования заявителя, оформленный письмом от 04.05.2012 №03/3381-01-09, незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 №506 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском» распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

На основании Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 № 710, Министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.

Таким образом, Министерство является органом, уполномоченным на рассмотрение заявления общества от 30.03.2012 о внесении изменений в постановление о предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно статье 31 ЗК РФ процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения инициируется заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства лицом, путем подачи заявления, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Выбор земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).

Согласно пункта 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов предоставления земельного участка, на котором определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта на участке, выбранном для строительства и основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, но не является актом по распоряжению земельным участком и не означает, что данный земельный участок в обязательном порядке будет предоставлен заявителю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, пункта 2 статьи 223 ГК РФ право осуществлять юридически значимые действий в отношении земельного участка возникает у заинтересованного лица с момента государственной регистрации перехода соответствующего права на земельный участок или договора аренды, заключенного на срок более года.

Из материалов дела коллегией установлено, что ООО «Ирлайн» ликвидировано по решению учредителей и 09.04.2010 снято с учета налоговым органом.

Судом также установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства в порядке статьи 32 ЗК РФ лицо, которое получило предварительное согласование места размещения объекта, а именно ООО «Ирлайн», в уполномоченный орган не обращалось, что лицами, участвующими в деле, не опровергнуто.

Таким образом, коллегия приходит к выводу, что поскольку соответствующее решение о предоставлении ООО «Ирлайн» спорного земельного участка в порядке статьи 32 ЗК РФ не принималось и договор о предоставлении спорного земельного участка в аренду или в собственность не заключался, то, соответственно, у ООО «Ирлайн» не возникло прав на осуществление юридически значимых действий в отношении спорного земельного участка, в том числе права на его использование, переданное заявителю (ООО «Ирлайн+») по соглашению об отступном от 15.12.2009.

Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является основанием для возникновения имущественных прав на спорный земельный участок, в связи с чем не может быть объектом гражданских прав и предметом договора, в том числе и соглашения об отступном.

В связи с этим коллегией отклоняется как не имеющий правового значения довод общества о том, что по соглашению об отступном от 15.12.2009 передавались не права по аренде земельного участка, а права, которые были предоставлены ООО «Ирлайн» принятием постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045.

С учетом изложенного коллегией также отклоняется для целей рассмотрения настоящего спора довод заявителя о том, что, реализуя принцип свободы договора, установленный статьей 421 ГК РФ, стороны соглашения об отступном вправе были заключить его именно в таком виде и на условиях, как это определено соглашением об отступном.

На основании вышеизложенного, поскольку оспариваемый отказ Министерства в вынесении распоряжения об изменении юридического лица, которому постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.10.2009 № 3045 было согласовано место размещения здания офиса и цеха по изготовлению жалюзи и штор, с ООО «Ирлайн» на ООО «Ирлайн+», оформленный письмом от 04.05.2012 № 03/3381-01-09, не противоречит действующему законодательству и, с учетом изложенного выше по тексту постановления, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказано в удовлетворении заявленных обществом требований. Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества - нет.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.09.2012 по делу №А24-3022/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     О.Ю. Еремеева

     Судьи

     А.В. Гончарова

     Г.М. Грачёв

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А24-3022/2012
Принявший орган: Пятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 29 ноября 2012

Поиск в тексте