• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2012 года  Дело N А48-2528/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,

судей: Ольшанской Н.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на решение арбитражного суда Орловской области от 16.08.2012 по делу № А48-2528/2012 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВСД» (ОГРН 1055753063618) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании незаконными действий, выразившихся в списании с расчетного счета денежных средств,

при участии в судебном заседании:

от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Шолоховой О.А., специалиста 1 разряда по доверенности № 32 от 01.10.2012; Картелевой Н.И., специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности б/н от 10.01.2012;

от общества с ограниченной ответственностью «ВСД»: Панкратова В.В., представителя по доверенности от 17.11.2011,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВСД» (далее - общество «ВСД», общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в списании с расчетного счета общества денежных средств в сумме 3 471121,80 руб.

Решением арбитражного суда Орловской области от 16.08.2012 требования общества «ВСД» удовлетворены, действия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу, выразившиеся в списании с расчетного счета общества «ВСД» денежных средств в сумме 3 471 121,80 руб. на основании инкассового поручения № 2929 от 29.03.2012 № 34553969 признаны незаконными, также суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Налоговый орган, не согласившись с данным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта.

В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что основанием начисления пеней явилась образовавшаяся у общества «ВСД» задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость за период 2007-2009 годы вследствие завышения налоговых вычетов, выявленная при проведении выездной налоговой проверки.

При этом решение № 12 от 10.05.2011, принятое по результатам выездной налоговой проверки, в том числе, в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 10 683 515,93 руб., обществом «ВСД» оспорено не было ни в судебном порядке, ни в вышестоящий налоговый орган.

Также инспекция указывает, что налогоплательщиком не приведены нормы действующего законодательства, которые нарушены ею при списании с расчетного счета пеней в сумме 3 471 121,80 руб., являющейся частью суммы пеней 10 683 515,93 руб., начисленных решением № 12 от 10.05.2011.

По мнению инспекции, общество оспаривает не действия по списанию спорной суммы пеней со своего расчетного счета, а правомерность ее начисления, тем самым восстанавливая срок на обжалование решения налогового органа № 12 от 10.05.2011.

При этом, как считает инспекция, представление обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость после вынесения ею решения о привлечении к налоговой ответственности не свидетельствует о незаконности этого решения, в том числе, в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога, так как пени обоснованно были начислены еще до представления уточненных налоговых деклараций.

Кроме того, инспекция ссылается на неисполнимость решения суда первой инстанции от 16.08.2012, поскольку после возврата налогоплательщику денежных средств по решению суда в карточке «РСБ» у налогоплательщика все равно будет числиться задолженность по пене в сумме 3 471 121,80 руб., так как у инспекции отсутствуют основания для уменьшения начисленной суммы пени.

В дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что, поскольку решения о возмещении налога на добавленную стоимость по итогам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за 2 квартал 2010 года и 4 квартал 2010 года, представленных налогоплательщиком 31.05.2011 и 10.08.2011, приняты 01.09.2011 и 21.11.2011, то есть после вынесения решения по выездной налоговой проверке № 12 от 10.05.2011, то у налогового органа имелось право взыскивать пени, начисленные указанным решением.

Представитель налогоплательщика в представленном отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

При этом налогоплательщик ссылается на то, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей инспекции и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орлу была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «ВСД» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009. По результатам проверки составлен акт от 03.03.2011 № 11.

Рассмотрев акт, материалы проверки, возражения налогоплательщика, руководитель инспекции вынес решение № 12 от 10.05.2011 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество «ВСД» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в сумме 3 134192,48 руб.

Также указанным решением обществу предложено уплатить, в том числе, недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2007-2009 годы в сумме 29 297 638,13 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 10 683515,93 руб.

Основанием для доначисления указанных сумм налога, пеней и штрафа явился вывод налогового органа о преждевременном, ранее подписания актов о приемке законченных строительством объектов и принятия выполненных работ к учету, предъявлении налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость по подрядным работам.

С целью исправления допущенных нарушений, выразившихся в преждевременном заявлении в налоговых декларациях налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, обществом «ВСД» 31.05.2011 и 10.08.2011 были представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по указанному налогу за 2008 и 2010 годы, в которых налоговый вычет, исчисленный в сумме 30 747 604 руб., заявлен согласно позиции налогового органа, изложенной в решении № 12 от 10.05.2011.

Поскольку инспекцией заявленные налогоплательщиком налоговые вычеты были приняты, общество, полагая, что у налогового органа отпали основания для взыскания начисленных по решению № 12 от 10.05.2011 в полной сумме 10 683515,93 руб., обратилось в инспекцию с письмом № 273 от 09.21.2011 о перерасчете начисленных пеней с учетом поданных уточненных деклараций.

Инспекция, не усматривая оснований для перерасчета пеней, начисленных по вступившему в силу решению о привлечении к налоговой ответственности, действия по перерасчету пени не произвела, напротив, инспекцией были осуществлены действия по принудительному взысканию начисленной суммы пеней, в том числе:

- пени в сумме 6672232 руб. были погашены путем проведения зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость, образовавшейся после представления уточненных деклараций по налогу;

- пени в сумме 540161,48 руб. взысканы с расчетного счета общества «ВСД» по инкассовому поручению № 2601 от 15.08.2011;

- пени в сумме 3471121,80 руб. взысканы с расчетного счета общества «ВСД» по инкассовому поручению № 2929 от 29.03.2012.

Общество «ВСД», считая действия налогового органа по списанию с его расчетного счета денежных средств в сумме 3471121,80 руб. в счет уплаты пеней незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора, согласно статье 44 Налогового кодекса, возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьями 143, 146 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.

Пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Статьей 171 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В частности, пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса (абзац первый) предусмотрено право налогоплательщика заявить к вычету суммы налога, предъявленные ему подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

На основании пункта 1 статьи 172 Налогового Кодекса Российской Федерации (абзацы первый и второй) вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Из пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса следует, что вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 названной статьи.

Статьей 163 Налогового кодекса установлено, что налоговый период устанавливается как квартал.

В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Таким образом, применительно к каждому налоговому периоду обязанность налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет определяется как разница между суммами налога, начисленными к уплате в бюджет по операциям, являющимся объектами налогообложения в силу положений статьи 146 Налогового кодекса, и суммами налога, подлежащими вычету на основании статей 171-172 Налогового кодекса.

В случае превышения сумм налога, исчисленных к уплате в бюджет, над суммами налога, подлежащими вычету, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога в бюджет, которая, как это следует из статьи 45 Налогового кодекса, должна быть исполнена им самостоятельно в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается, в частности, пенями.

Статьей 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Кодекса).

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно статье 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей.

Данная обязанность по представлению уточненной декларации возложена на налогоплательщика в целях установления его действительной налоговой обязанности и поступления соответствующих сумм налогов (сборов) в бюджет и внебюджетные фонды.

При этом, как следует из пункта 4 статьи 81 Кодекса, уточненная налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком и за период, в отношении которого налоговым органом уже проведена выездная налоговая проверка, после проведения такой проверки.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), а статья 88 Налогового кодекса обязывает налоговый орган провести камеральную налоговую проверку представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Из пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса следует, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Такой же акт составляется и по результатам выездной налоговой проверки.

Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении налога на добавленную стоимость одновременно с этим решением, согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 176 Налогового кодекса, принимается решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

На основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются (пункт 5 статьи 176 Кодекса).

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (пункты 6, 7 статьи 176 Налогового кодекса).

Из статей 69, 70 Налогового кодекса следует, что при выявлении у налогоплательщика недоимки по уплате налога, а также на основании вступившего в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему должно быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени, под которым понимается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога, согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из пункта 2 статьи 11 Кодекса, следует понимать сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Требование об уплате налога, как это следует из пункта 4 статьи 69 Кодекса, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При этом, до направления требования налоговый орган должен составить документ о выявлении недоимки по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 2 статьи 70 Кодекса установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Абзацем 3 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса установлено, что требование об уплате налога подлежит исполнению налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании пункта 2 статьи 45, пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога (пеней) в установленный срок обязанность по уплате налога (пеней) исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках в порядке, определенном статьей 46 Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 46, пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Таким образом, налоговым законодательством установлена определенная последовательность осуществления налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов - процедура принудительного взыскания, первым этапом осуществления которой в любом случае является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафов.

Указанный порядок, в силу положений статей 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса, распространяется также на взыскание сборов, пеней и штрафов.

Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает также последствия изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога и сбора.

Из статьи 71 Кодекса следует, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, то есть после возбуждения процедуры принудительного взыскания недоимки, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Соответственно, в этом случае начавшаяся процедура взыскания прекращается и возбуждается новая процедура на основании уточненного требования.

В рассматриваемой ситуации, как это усматривается из материалов дела, в отношении общества «ВСД» налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой решением № 12 от 10.05.2011 обществу начислен, в том числе, налог на добавленную стоимость в сумме 29297638,13, пени по указанному налогу в сумме 10 683 515,93 руб. и штрафные санкции в сумме 3134192,25 руб.

Основанием для начисления указанных сумм налога, пеней и санкций послужил вывод налогового органа о несвоевременной уплате налогоплательщиком в бюджет налога на добавленную стоимость за проверяемый период в связи с ошибочным предъявлением налоговых вычетов при промежуточной приемке строительных работ у подрядчиков ранее оформления актов приемки законченных строительством объектов и принятия их к учету.

Как следует из решения № 12 от 10.05.2011, при оформлении актов приемки законченных строительством объектов в четвертом квартале 2008 года и во втором квартале 2010 года и возникновении права на налоговый вычет по выполненным строительным работам в указанных периодах, налогоплательщиком фактически налоговые вычеты были заявлены в июле, августе, сентябре и декабре 2007 года, в первом - третьем кварталах 2008 года и первом-четвертом кварталах 2009 года.

На основании решения № 12 от 10.05.2011 налоговым органом было направлено налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым в срок до 12.08.2011 ему предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 37871103,10 руб., пени в сумме 10876565,48 руб., штраф в сумме 3134192,48 руб., в том числе, недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 29297638,13, пени по указанному налогу в сумме 10 683 515,93 руб. и штраф по налогу в сумме 3134192,25 руб.

Поскольку в срок, установленный в требовании, указанные в нем суммы налогов, пеней и санкций налогоплательщиком добровольно в полном объеме уплачены не были, налоговым органом было принято решение о взыскании неуплаченных сумм в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, а также на электронные денежные средства № 2601 от 15.08.2011.

Согласно данному решению за счет денежных средств налогоплательщика подлежал взысканию налог на добавленную стоимость в сумме 28285554,88 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 10683515,93 руб., штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 3134192,48 руб.

Во исполнение данного решения к расчетному счету общества «ВСД» в АКБ «Пробизнесбанк» было выставлено инкассовое поручение от 29.03.2012 № 34553969, на основании которого со счета общества была списана и перечислена в бюджет по платежному поручению № 2929 от 29.03.2012 сумма 3471121,80 руб. в счет уплаты начисленной суммы пеней.

Кроме того, как это следует из совместных пояснений налогоплательщика и налогового органа, пени в сумме 6672232 руб. были погашены путем проведения зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость, образовавшейся после представления уточненных деклараций по налогу; пени в сумме 540161,48 руб. взысканы с расчетного счета общества «ВСД» по инкассовому поручению № 2601 от 15.08.2011.

Вместе с тем, как это следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, обществом «ВСД» 31.05.2011 и 10.08.2011 с целью исправления допущенных нарушений, выразившихся в преждевременном заявлении в налоговых декларациях налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, были представлены уточненные налоговые декларации по указанному налогу за четвертый квартал 2008 года и за второй квартал 2010 года, в которых налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость заявлен согласно позиции налогового органа, изложенной в решении № 12 от 10.05.2011.

Согласно пояснениям инспекции, данным ею суду первой и апелляционной инстанций, указанные налоговые декларации были проверены в рамках камеральных проверок, по итогам которых 01.09.2011 и 21.11.2011 вынесены решения о возмещении налога на добавленную стоимость в общей сумме 30 747 604 руб.

Инспекцией представлены суду выписки из лицевого счета по налогу на добавленную стоимость за 2008-2012 годы, которые подтверждают отражение уточненных налоговых деклараций в лицевом счете налогоплательщика.

С учетом изложенного, после представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций его налоговые обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость изменились, в частности, у него появилось право на налоговые вычеты за четвертый квартал 2008 года и за второй квартал 2010 года.

Указанное изменение не могло не повлиять на состояние уплаты налога, выявленное налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, поскольку уточненные декларации были представлены за налоговые периоды, вошедшие в период времени, проверенный налоговым органом по выездной налоговой проверке.

Так, согласно представленному инспекцией суду первой инстанции расчету пеней, выполненному с учетом сумм налоговых вычетов, заявленных налогоплательщиком в уточненных налоговых декларациях за четвертый квартал 2008 года и за второй квартал 2010 года, период существования у налогоплательщика недоимки, образовавшейся вследствие преждевременного заявления налогового вычета, в отношении сумм налога, необоснованно заявленных к вычету в июле, августе, сентябре, декабре 2007 года, первом-третьем квартале 2008 года, длился с 21.08.2007 по 20.01.2009; в отношении сумм налога, необоснованно заявленных к вычету в первом-четвертом кварталах 2009 года, длился с 21.04.2009 по 20.07.2010.

Применительно к указанным периодам существования недоимки сумма пеней, подлежащих начислению за несвоевременную уплату налога, составила, по расчету налогового органа, 3205 862,35 руб.

С учетом возникновения у налогоплательщика права на налоговые вычеты в четвертом квартале 2008 года и во втором квартале 2010 года в суммах, достаточных для погашения недоимки, возникшей вследствие преждевременного заявления налоговых вычетов, у налогового органа отпали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога в сумме, согласно расчету налогового органа, 4383505,68 руб. за периоды соответственно с 21.01.2009 и с 21.07.2010.

Учитывая, что пени в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, изменение обязанности по уплате налога влечет изменение последствий неуплаты налога, в том числе пени.

Таким образом, с учетом того, что к моменту выставления к расчетному счету общества инкассового поручения на списание пеней в сумме 3471212,80 руб. им уже была произведена уплата пеней в сумме 7212393,48 руб. (6672232 руб. + 540161,48 руб.) из начисленной суммы пеней 10683515,93 руб., у инспекции не имелось оснований для продолжения процедуры взыскания пеней по требованию, направленному налогоплательщику на основании решения по выездной налоговой проверки, после изменения его налоговой обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за спорные налоговые периоды в связи с представлением последующих уточненных деклараций.

В этой связи суд первой инстанции правомерно признал действия инспекции, выразившиеся в списании с расчетного счета налогоплательщика денежных средств в уплату пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 3 471121,80 руб. после изменения его налоговой обязанности незаконными, поскольку эти действия уже не соответствовали действительной налоговой обязанности налогоплательщика.

Довод налогового органа о том, что фактически, признавая недействительными действия по списанию денежных средств в уплату сумм пеней, начисленных по решению о привлечении налогоплательщика к ответственности, суд ревизовал указанное решение при том, что оно не было обжаловано налогоплательщиком, не может быть признан апелляционной коллегией обоснованным применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Из положений налогового законодательства, регулирующих порядок проведения выездной налоговой проверки и порядок принудительного взыскания недоимок по налогам следует, что это две самостоятельные процедуры.

При этом процедура принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности не предполагает совершение налоговым органом действий по осуществлению фактического взыскания доначисленной недоимки, на что указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС 4050/12 от 22.06.2012 по делу № А19-29/2011.

Вместе с тем, на стадии исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган обязан учитывать действительную налоговую обязанность налогоплательщика, в том числе, изменение налоговой обязанности вследствие представления уточненных деклараций.

Поскольку в рассматриваемом деле суд оценивал действия налогового органа, совершенные им на стадии принудительного взыскания сумм пеней, начисленных решением № 12 от 10.05.2012 применительно к тому обстоятельству, что налоговая обязанность налогоплательщика к моменту совершения этих действий изменилась, то решением суда не затронуто действие решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

Также апелляционная коллегия не может признать обоснованным довод о том, что в рассматриваемой ситуации период начисления пеней заканчивается не моментом окончания налоговых периодов, за которые представлены уточненные налоговые декларации, а моментом окончания камеральной проверки этих деклараций, так как применительно к определению налоговой обязанности значение имеет именно налоговый период, за который представлена уточненная декларации, а не момент ее представления и проведения камеральной проверки.

Оценивая довод о неисполнимости обжалуемого судебного акта по той причине, что в лицевом счете по учету уплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость останутся сведения о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате пеней в сумме 3471212,80 руб. из начисленной по результатам выездной налоговой проверки суммы пеней 10683515,93 руб., апелляционная коллегия исходит из того, что ведение лицевых счетов является формой внутреннего контроля инспекции, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, начисленных пенях и налоговых санкциях само по себе не означает невозможность исполнения судебного акта, которым признано неправомерным взыскание с налогоплательщика спорной суммы пеней.

В случае, если наличие в лицевом счете по учету уплаты налога на добавленную стоимость будет влечь какие-либо последствия в виде осуществления налоговым органом определенных действий по взысканию числящейся в лицевом счете недоимки, налогоплательщик не лишен будет возможности оспорить данные действия, что будет являться предметом самостоятельного спора.

Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Из пункта 2 статьи 46 Налогового кодекса следует, что взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

При этом пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) установлено, что решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Применительно к редакции данной нормы, действовавшей до 01.01.2006, устанавливавшей 60-дневный срок для принятия решения о взыскании недоимки по налогам за счет денежных средств налогоплательщика, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 № 8922/07, принятом по делу № А49-5369/2006, сформулирована правовая позиция, согласно которой срок, указанный в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса, включает в себя как срок на принятие решения о взыскании, так и срок для направления соответствующих инкассовых поручений в банк, в связи с чем инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока.

Указанная правовая позиция применима также и к редакции пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса, действующей с 01.01.2006, так как названная норма в этой редакции также устанавливает срок на принятие решения о взыскании, составляющий 2 месяца, и последствия несоблюдения этого срока - невозможность продолжения принудительной процедуры взыскания налога и возникновение права на судебное взыскание.

Из материалов рассматриваемого дела усматривается, что решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств № 2601 принято налоговым органом 15.08.2011.

Вместе с тем, инкассовое поручение № 2929 на списание денежных средств в сумме 3471121,80 руб. с расчетного счета общества «ВСД» № 40702810308160105070 в АКБ «Пробизнесбанк» поступило в банк, судя по отметке на нем, лишь 29.03.2012, то есть, по истечении двухмесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса.

Учитывая, что двухмесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса, является единым и для принятия решения и для направления в банк налогоплательщика соответствующего поручения на списание денежных средств, следует придти к выводу, что данный срок для взыскания спорной суммы пеней за счет денежных средств налогоплательщика налоговым органом был пропущен.

Следовательно, он не вправе был совершать действия по взысканию денежных средств со счета налогоплательщика.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, верного по существу.

Судом области верно установлены фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда Орловской области отмене не подлежит.

Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Орловской области от 16.08.2012 по делу № А48-2528/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
   Т.Л. Михайлова

     судьи
   Н.А. Ольшанская

     Н.Д. Миронцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А48-2528/2012
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 ноября 2012

Поиск в тексте