• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 декабря 2012 года Дело N А07-1457/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу № А07-1457/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан приняли участие представители:

инспекции - Кузьмина Ю.В. (доверенность от 10.01.2012 № 14-09/00035);

общества с ограниченной ответственностью «Аквилон» (ОГРН 1020200881480, ИНН 0224006175) (далее - общество «Аквилон», налогоплательщик) - конкурсный управляющий Байтимирова Д.Ф.

Общество «Аквилон» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции о зачете от 30.06.2009 № 79608 (далее - решение инспекции).

Решением суда от 22.06.2012 (судья Сакаева Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ст. 5, 134 Федерального закона от 26.10.2012 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, если налоговым законодательством предусмотрено несколько периодов уплаты того или иного налога и окончание срока уплаты налога наступило после принятия заявления о признании должника банкротом, то данная задолженность является текущей. Задолженность общества «Аквилон» по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) образовалась в связи с неисполнением налоговой обязанности 20.02.2009 в сумме 932629 руб., 20.03.2009 - 932630 руб., следовательно, указанные суммы являются текущими платежами, подлежащими взысканию налоговым органом в процедуре наблюдения в бесспорном, внесудебном порядке (вне рамок дела о банкротстве). Вопреки выводам судов наличие расчетных ведомостей не подтверждает наличие требований к должнику по оплате труда. В материалах дела не имеется доказательств того, что указанные в расчетных ведомостях лица обращались к арбитражному управляющему за защитой нарушенных прав по выплате заработной платы. Кроме того, обществом «Аквилон» пропущен срок подачи заявления о признании недействительным решения инспекции, процессуальный срок восстановлен судом первой инстанции неправомерно.

В представленном отзыве общество «Аквилон» возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Как следует из материалов дела, 20.01.2009 общество «Аквилон» представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2008 года с отражением к уплате в бюджет налога в сумме 2 797 887 руб.

Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.01.2009 по делу № А07-938/2009 принято к производству заявление о признании общества «Аквилон» несостоятельным (банкротом), от 09.02.2009 в отношении должника введена процедура наблюдения.

В связи с неуплатой НДС за IV квартал 2008 года в сумме 1 776 889 руб. по срокам уплаты - 20.02.2009, 20.03.2009 налогоплательщику направлены требования об уплате от 11.03.2009 № 364603, от 27.03.2009 № 365277.

Поскольку указанные требования налогового органа налогоплательщиком не исполнены и у общества «Аквилон» имелась переплата по налогу на прибыль организаций в сумме 1 105 971 руб. решением инспекции от 30.06.2009 произведен зачет переплаты в сумме 1 105 971 руб. в счет погашения задолженности по НДС за IV квартал 2008 года.

Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество «Аквилон» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязательство по уплате НДС по налоговой декларации за IV квартал 2008 года возникло после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и является текущим платежом, в связи с чем проведенный инспекцией зачет является правомерным.

Апелляционный суд признал указанный вывод ошибочным, отменил решение суда и удовлетворил требования налогоплательщика, признав неправомерным проведение налоговым органом зачета.

Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.

По правилам п. 5, 9 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном пунктом 5 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

По ст. 63 Закона о банкротстве в даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 данного Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

На основании п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В силу п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В п. 1 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 разъяснено, что исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве.

Согласно п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 « О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность по НДС, в счет погашения которой инспекцией произведен оспариваемый зачет, является мораторной, а не текущей. Делая указанный вывод, суд руководствовался тем, что датой окончания налогового периода по НДС - IV квартала 2008 года является 31.12.2008, а производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества «Аквилон» возбуждено определением суда от 26.01.2009.

Таким образом, инспекция погасила задолженность, не являющуюся текущей, во внеочередном и индивидуальном порядке, чем фактически нарушила порядок удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов.

Также суд принял во внимание, что материалы дела свидетельствуют о наличии у общества «Аквилон» задолженности по заработной плате на 01.01.2009 (до даты возбуждения производства по делу о банкротстве) в сумме 969 000 руб., а также о последующих обязательствах по оплате труда, предшествующих по правилам ст. 134 Закона о банкротстве в очередности требованиям по обязательным платежам. Ссылка налогового органа на то, что требования по выплате заработной платы должны быть подтверждены исполнительными листами, отклонена как несостоятельная.

Довод инспекции о пропуске обществом «Аквилон» срока обращения с заявлением о признании недействительным решения инспекции и неправомерном восстановлении данного срока судами рассмотрен и обоснованно отклонен. Поскольку начало течение срока на подачу заявления о признании недействительным ненормативного акта связано с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, ввиду отсутствия надлежащих доказательств получения налогоплательщиком оспариваемого решения инспекции суды сочли уважительными причины пропуска срока подачи соответствующего заявления, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделаны выводы о том, что оспариваемое решение инспекции о зачете не соответствует положениям законодательства о несостоятельности (банкротстве), нарушает права налогоплательщика, в связи с чем обоснованно признано недействительным.

Основания для переоценки выводов суда и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что окончание срока уплаты НДС наступило после принятия заявления о признании общества «Аквилон» банкротом, в связи с чем данная задолженность является текущей и подлежит взысканию налоговым органом в бесспорном, внесудебном порядке (вне рамок дела о банкротстве), основан на неверном толковании законодательства и не может быть принят.

Доводы жалобы о том, наличие в материалах дела расчетных ведомостей не подтверждает задолженность налогоплательщика по выплате заработной платы, а также об отсутствии оснований для восстановления срока подачи заявления о признании недействительным решения инспекции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу № А07-1457/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Республики Башкортостан - без удовлетворения.

     Председательствующий
  Г.В. Анненкова

     Судьи
  О.Л. Гавриленко

     Е.А. Кравцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: Ф09-11400/2012
А07-1457/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 04 декабря 2012

Поиск в тексте