ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года Дело N А35-901/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  12 декабря 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2012 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Сергуткиной В.А.,

судей    Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,

при участии:

от Комитета по управлению имуществом Курской области: Овчинникова К.Н., доверенность № 02.2 пр-01-20/49 от 10.01.2012 г.,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области: Соколовой М.Д., доверенность № 46/2012-11 от 08.08.2012 г.,

от общества с ограниченной ответственностью фирма «Радиал»: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Курской области

на решение Арбитражного суда Курской области от 09.08.2012 по делу № А35-901/2012 (судья М.Н. Морозова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма «Радиал» к Комитету по управлению имуществом Курской области,

о признании незаконными пунктов 1 и 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 19.01.2009 №01-18/19, в части, изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 8321 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б», с кадастровым номером 46:29:103065:3;

об обязании Комитета по управлению имуществом Курской области направить информацию об отмене оспариваемого Решения от 19.01.2009 №01-18/19 в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Курской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области.

и на дополнительное решение от 29.08.2012 г. Арбитражного суда Курской области по делу № А35-901/2012,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью фирма «Радиал» (деле - Общество, ООО фирма «Радиал», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными пунктов 1 и 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - КУИ Курской области, Комитет) от 19.01.2009 №01-18/19 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 8 321 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б», с кадастровым номером 46:29:103065:3; и об обязании Комитета  направить информацию об отмене оспариваемого Решения от 19.01.2009 №01-18/19 в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Курской области, с учетом принятых судом уточнений.

Решением Арбитражного суда Курской области от 09.08.2012 пункты 1 и 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 19.01.2009 №01-18/19 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 8 321 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142 «Б», с кадастровым номером 46:29:103065:3, признаны незаконными. Комитет обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО фирма «Радиал» в части вида разрешенного использования земельного участка площадью 8321 кв.м., расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142 «Б», с кадастровым номером 46:29:103065:3, предприняв все предусмотренные действующим законодательством меры. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Дополнительным решением от 29.08.2012, принятым по данному делу (с учетом определения от 28.09.2012 об исправлении опечатки), арбитражный суд распределил судебный расходы по уплате государственной пошлины, взыскав с Комитета в пользу Общества 2 000 рублей.

Не согласившись с принятыми решением и дополнительным решением, КУИ Курской области обратился с апелляционными жалобами, в которых просит отменить принятые судебные акты Арбитражного суда Курской области, как вынесенные с нарушением норм материального права.

В обоснование своих доводов податель жалоб ссылается на то, что суд области без наличия уважительных причин необоснованно восстановил пропущенный процессуальный срок на оспаривание ненормативного акта, указывает, что заявителю было известно содержание вынесенного Комитетом решения №01-18/19 еще в начале 2009 года. По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае собственником земельного участка является государство, и  органом, уполномоченным от его имени на распоряжение таким участком, является КУИ Курской области. Полагает, что суд в обжалуемом решении ограничил права Комитета по управлению указанным имуществом. Ссылается на то, что Комитет  действующим законодательством был уполномочен издать акт государственной власти об изменении вида разрешенного использования, а Правила землепользования и застройки не устанавливают и не могут определять полномочия государственного органа на распоряжение участками земли. Комитет считает, что ч. 4 ст. 37 ГрК РФ не запрещает органу государственной власти выбирать виды разрешенного использования, а лишь определяет  его специальную правоспособность на участие в определенном круге гражданских правоотношений.

Податель жалобы указывает на отсутствие в материалах дела свидетельства о праве собственности, в котором был бы установлен вид разрешенного использования спорного участка - для хозяйственной деятельности. Ссылается на то, что проведя в пределах своих полномочий проверку соблюдения Обществом земельного законодательства, Комитет выявил несоответствие установленного вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию. Указывает, что обнаруженное нарушение отразилось на поступлении платежей в консолидированный бюджет г. Курска Курской области, размер которых зависит от вида использования участка. Кроме того, Комитет ссылается на то, что на момент принятия оспариваемого решения действовал Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 №П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», в таблицу №1 которого был включен вид разрешенного использования -  для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, к которым считает необходимым относить автосервис. Указывает, что понятие «мастерские по ремонту машин» (используемые Обществом на спорном участке) идентично понятию «автосервис».

В апелляционной жалобе на дополнительное решение Комитет указывает, что опечатка в номере дала во вводной части дополнительного решения не позволила Комитету обжаловать такой судебный акт в установленный законом срок. Ссылается на нарушение судом области правил распределения судебных расходов. Указывает, что в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственные органы, в данном случае КУИ Курской области, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционных жалоб поддерживает, просит обжалуемые судебные акты отменить.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области отзыв на апелляционные жалобы не представил, против их удовлетворения возражает в судебном заседании, полагая принятые решение и дополнительное решение неподлежащими отмене.

ООО фирма «Радиал» в поступившем отзыве на апелляционную жалобу на решение от 09.08.2012 против удовлетворения жалобы возражает, полагая судебный акт законным и обоснованным. Довод о пропуске срока на оспаривание решения Комитета считает необоснованным. Указывает, что текст решения №01-18/19, которым фактически был изменен вид разрешенного использования земельного участка, заявитель получил только 13.01.2012. Ссылается на то, что к проекту договора купли-продажи спорного земельного участка, полученного Обществом 03.02.2009, текст решения  №01-18/19 приложен не был. Также ссылается на то, что согласно свидетельству о праве постоянного  (бессрочного) пользования от 21.02.2008 вид разрешенного использования участку установлен - для хозяйственной деятельности, а Комитетом не приведено ни одного нормативного правового акта, которым бы ему было предоставлено право самостоятельно выбирать и изменять вид разрешенного использования земельного участка, не согласовав его с правообладателем. Общество указывает, что на основании положений ст. 7 ЗК РФ, оно вправе выбрать самостоятельно любой вид разрешенного использования участка без дополнительных решений и процедур согласования с государственными органами. Также обращает внимание суда на то, что заявитель не оспаривал правильность установленного вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве бессрочного пользования.

Кроме того, ООО фирма «Радиал» указывает, что принятие Комитетом оспариваемого решения привело к существенному увеличению кадастровой стоимости земельного участка, который Общество имеет намерение выкупить в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. Акт проверки земельного законодательства №1049 от 13.11.2008, по итогам исследования результатов которого было принято оспариваемое решение, заявитель считает недопустимым доказательством по делу, поскольку при проведении проверки не присутствовал полномочный представитель Общества.

ООО фирма «Радиал» явку своих представителей в заседание апелляционной  инстанции не  обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, о слушании дела извещено надлежащим образом. В порядке  ст.ст.156, 266 АПК РФ дело  рассмотрено  в отсутствие вышеуказанного лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобу, заслушав пояснения участников процесса, проверив соответствие выводов Арбитражного суда Курской области установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения, и исходя из доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований  для отмены обжалуемых решения и дополнительного решения.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что на основании договоров купли-продажи от 26.12.1998, акта приема-передачи от 30.12.1998, ООО фирма «Радиал» приобрело в собственность объекты недвижимости: здание СТО (литеры В3, В6), малярный цех (литер В4), гаражи металлические Литеры (Г1, Г2), расположенные по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б.

Заявителю были выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилые объекты недвижимости серии 46АД №033263, серии 46АД №033304, серии 46АД №033305.

Как следует из землеустроительного дела №85634, зарегистрированного 24.03.2006 под номером 392, был проведен комплекс землеустроительных работ по установлению границ земельного участка площадью 8 321 кв.м., на котором расположены названные объекты недвижимости ООО фирма «Радиал». Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен №46:29:103065:3.

На основании Постановлений Администрации г. Курска от 26.08.1999 №371, от 10.10.2001 №1304, от 23.06.2006 №1775, земельный участок площадью 8 321 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б, был предоставлен ООО фирма «Радиал» в постоянное (бессрочное) пользование. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 46 АГ№175025 от 21.02.2008, указанный земельный участок имел назначение - земли населенных пунктов для хозяйственной деятельности.

С целью приобретения земельного участка, на котором расположены приватизированные Обществом объекты недвижимости, ООО фирма «Радиал» обратилось в КУИ Курской области с заявкой на выкуп участка  с кадастровым номером 46:29:103065:0003 площадью 8 321 кв.м. В заявке Обществом указано основанное целевое использование испрашиваемого участка - для хозяйственной деятельности.

Комитетом по управлению имуществом Курской области 19.01.2009 было принято решение №01-18/19 «О предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б».

Согласно пункту 1 указанного решения, Комитетом было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ООО фирма «Радиал» на земельный участок площадью 8 321 кв.м., предоставленный Обществу для хозяйственной деятельности. В пункте 2 решения указано на необходимость передачи  данного земельного участка ООО фирма «Радиал» в собственность за плату для эксплуатации автосервиса в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Пунктами 4 и 5 решения Комитет установил выкупную цену участка в размере - 3 683 970 руб. 89 коп., указал Управлению по распоряжению земельными участками г. Курска на необходимость подготовить проект договора купли-продажи.

Согласно приложению к решению №01-18/19, расчет выкупной цены земельного участка произведен исходя из установленного ему вида разрешенного использования - для эксплуатации автосервиса.

В дальнейшем решением органа кадастрового учета от 18.11.2009 №Ф29/09-7677 были учтены изменения объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103065:0003, в части разрешенного использования.

Посчитав пункты 1 и 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 19.01.2009 №01-18/19 в части изменения разрешенного вида использования спорного земельного участка, незаконными и  нарушающим права и законные интересы Общества,  последнее обратилось в суд с рассмотренным требованием.

Восстанавливая заявителю пропущенный процессуальный срок на оспаривание решения Комитета, суд области признал уважительными причины пропуска такого срока. Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции посчитал доказанным как несоответствие оспариваемого решения в обжалуемой части требованиям действующего законодательства, так и нарушение прав и законных интересов заявителя.  Суд области исходил из того, что Комитету законом не предоставлено право  самостоятельно, без соответствующих согласований изменять вид разрешенного использования земельного участка.

Апелляционная инстанция соглашается с указанной позицией суда первой инстанции исходя из следующего.

Одним из способов защиты гражданских прав в силу статьи 12 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (статья 13 ГК РФ).

Исходя из части 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом в силу ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушенных оспариваемыми актом, действием (бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт, действие (бездействие).

Органы государственной власти и местного самоуправления в силу статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной и государственной собственности, а также участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", п. 1 постановления губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447, органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, является Комитет по управлению имуществом Курской области.

Согласно п.п. 3.8, 3.9 Постановления губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286 (в редакции от 28.10.2008) "Об утверждении Положения о комитете по управлению имуществом Курской области", Комитет принимает решения в соответствии с возложенными на него функциями по управлению и распоряжению земельными ресурсами Курской области в пределах своей компетенции; заключает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, дарения, мены, объектом которых являются земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах г. Курска, в пределах предоставленных полномочий, а также иные договоры по приобретению прав Курской области на земельные участки.

Таким образом, приняв решение №01-18/19, которым  ООО фирма «Радиал» предоставлен в собственность за плату спорный земельный участок, КУИ Курской области распорядился земельными ресурсами Курской области в пределах предоставленных ему законом полномочий.

В этой связи апелляционной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что в обжалуемом решении суд первой инстанции ограничил права Комитета по управлению указанным имуществом.

В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что земельный участок  площадью 8 321 кв.м., расположенный по адресу: г. Курск, ул. Энгельса, 142Б, относится к землям населенных пунктов.

В п. 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:  жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.