СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2012 года  Дело N А45-43/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.

судей Ждановой Л.И., Полосина А.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств видео и аудиозаписи

при участии в заседании согласно протоколу арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи:

от заявителя: Коледа А.Е. по доверенности от 18.06.2012 № 9/12,

от заинтересованного лица: Ветчиновой Ю.С. по доверенности от 16.05.2012 № 4 (до 31.12.2012),

от третьего лица - Закрытого акционерного общества «ИнвестТЭК»: без участия,

рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области

дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Региональные электрические сети»

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 26.09.2012 по делу № А45-43/2012 (судья Емельянова Г.М.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Региональные электрические сети» (ОГРН 1045402509437)

к Департаменту по тарифам Новосибирской области (ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208)

о признании незаконным отказа,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Региональные электрические сети» (далее по тексту - ОАО «РЭС», заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по тарифам Новосибирской области (далее по тексту - Департамент) (письмо от 12.09.2011 № 1822/5, письмо от 21.10.2011 № 1822.1/5) в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении жилого дома с помещениями общественного назначения № 20 (по генплану) в квартале «Тихвинский», а также обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «РЭС» путем установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении жилого дома с помещениями общественного назначения № 20 (по генплану) в квартале «Тихвинский».

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.12.2011 (том 1, листы дела 1-2) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Закрытое акционерное общество «ИнвестТЭК» (далее по тексту - ЗАО «ИнвестТЭК»).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2012 в удовлетворении заявленных ОАО «РЭС» требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО «РЭС».

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент возражает против доводов апелляционной жалобы ОАО «РЭС».

ЗАО «ИнвестТЭК» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Представители заявителя и Департамента в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ЗАО «ИнвестТЭК».

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей апеллянта и Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в ЗАО «РЭС» обратилось ЗАО «ИнвестТЭК» с заявкой об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства - жилого дома с помещениями общественного назначения № 20 (по генплану) в квартале «Тихвинский» с максимальной мощностью жилого дома 169,8 кВт, строймеханизмов - 70 кВт к электрическим сетям ЗАО «РЭС» по индивидуальному проекту.

Открытое акционерное общество «СИБЭКО», действуя в интересах ЗАО «РЭС» на основании агентского договора от 01.02.2010 № 6048, обратилось 11.04.2011 в Департамент с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ЗАО «ИнвестТЭК». Основанием для обращения Открытого акционерного общества «СИБЭКО» в Департамент с указанным заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении жилого дома с помещениями общественного назначения № 20 (по генплану) в квартале «Тихвинский» явилась необходимость выполнения мероприятий, связанных с реконструкцией ячейки №7 ГРУ-10,5 кВ ТЭЦ-2, установке КТПН, прокладке кабеля 10 кВ от ТП - 9- 323 для питания КТПН и прокладке кабеля 0,4 кВ от устанавливаемой КТПН до границ участка заявителя.

Письмом от 12.09.2011 № 1822/5 Департамент отказал в установлении платы по индивидуальному проекту, ссылаясь на то что, размер платы за присоединение следует рассчитывать на основании Приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 20.04.2011 № 44-ТП.

Дополнительно письмом от 21.10.2011 № 1822.1/5 Департамент сообщил, что в соответствии с пунктом 32 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств, а также ранее присоединенных потребителей должны включаться в тариф на услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с действующим законодательством, разъяснениями Федеральной службы по тарифам с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.

Заявитель, расценив указанные письма как незаконный отказ Департамента, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ОАО «РЭС», правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию, полномочиями по установлению которой согласно пункту 17 Правил технологического присоединения наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению, Закон приравнял владельцев электростанций к сетевым организациям, распространив на них обязательства сетевых организаций по выполнению существенных условий договора технологического присоединения, в том числе и о порядке установления платы за технологическое присоединение.

Вместе с тем, из положений части 2 статьи 23.2  Закона об электроэнергетике следует, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктом 30.1 Правил технологического присоединения установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанный в пункте 29 Правил технологического присоединения инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил технологического присоединения, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

При этом мероприятия по реконструкции ячейки №7 ГРУ-10,5 кВ ТЭЦ-2, установке КТПН, прокладке кабеля 10 кВ от ТП - 9- 323 для питания КТПН и прокладке кабеля 0,4 кВ от устанавливаемой КТПН до границ участка заявителя, что и явилось основанием для  обращения в Департамент, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктов 9-11 Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, могут быть учтены только в составе тарифа на передачу электрической энергии.

В связи с чем, доводы ОАО «РЭС» о необоснованности отказа Департамента со ссылкой на факт невключения мероприятий по реконструкции ячейки №7 ГРУ-10,5 кВ ТЭЦ-2, установке КТПН, прокладке кабеля 10 кВ от ТП - 9- 323 для питания КТПН и прокладке кабеля 0,4 кВ от устанавливаемой КТПН до границ участка заявителя в инвестиционную программу и пункт 29 Правил технологического присоединения отклоняются как не положенные в основу оспариваемого отказа.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ проверка законности либо незаконности оспариваемого решения, действия (бездействия) органа осуществляющего публичные полномочия осуществляется судом на основании тех обстоятельств и оснований которые положены в основу такого акта, действия (бездействия).

Ссылка заявителя на применение судом первой инстанции закона, не подлежащего применению - абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике применительно к  доводу о том, что мероприятия по реконструкции ячейки №7 ГРУ-10,5 кВ ТЭЦ-2, установке КТПН, прокладке кабеля 10 кВ от ТП - 9- 323 для питания КТПН и прокладке кабеля 0,4 кВ от устанавливаемой КТПН до границ участка заявителя в инвестиционную программу ОАО «РЭС» не включены, и, соответственно, не являются  инвестиционной составляющей, несостоятельна.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний в состав валовой выручки при определении платы за технологическое присоединение включаются только расходы на  строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; а инвестиционная составляющая  на покрытие  расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе, связей между  объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения  новых и (или)  увеличения  мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы  за технологическое присоединение  к электрическим сетям. Данные расходы  учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При этом в отношении платы за технологическое  присоединение по индивидуальному проекту, пунктом 11 Методических указаний, предусмотрено, что стоимость выполнения технических условий сетевой организации  в части  обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не учитывается в составе расходов сетевой организации по осуществлению технологического присоединения.

Таким образом, с 01.01.2011 расходы, связанные с реконструкцией и развитием  электросетевого хозяйства, подлежат учету исключительно в тарифе на передачу электрической энергии.

В составе платы за технологическое присоединение, в свою очередь,  учитываются только расходы на строительство объектов электросетевого  хозяйства - от существующих  объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 5 Правил технологического присоединения ОАО «РЭС» выполняет функции сетевой организации при заключении договора технологического присоединения, то соответственно положения пункта 11 Методических указаний распространяются на данную организацию при установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

При таких обстоятельствах, в связи с невозможностью с 01.01.2011 включения мероприятий, связанных с реконструкцией  и развитием существующей сети, в состав платы за технологическое присоединение, и уже установленной Департаментом стоимостью остальных мероприятий технологического присоединения, выполняемых ОАО «РЭС» согласно пункту 18 Правил технологического присоединения, основания для установления платы для технологическое присоединение по индивидуальному проекту объектов ЗАО «ИнвестТЭК» отсутствуют.

Расходы, связанные с реконструкцией ячейки №7 ГРУ-10,5 кВ ТЭЦ-2, установке КТПН, прокладке кабеля 10 кВ от ТП - 9- 323 для питания КТПН и прокладке кабеля 0,4 кВ от устанавливаемой КТПН до границ участка заявителя, как правомерно указано судом первой инстанции, в силу нормы статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ,  Методических указаний относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры.

Ссылка заявителя на неверное толкование термина «инвестиционная  составляющая» отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющая отношение к предмету спора, поскольку не оспариваются обстоятельства утверждения (или не утверждения)  инвестиционной программы в установленном порядке.

Доводы заявителя относительно невозможности заключения сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения при отказе регистрирующего органа в установление платы за технологическое присоединение для заявителей (кроме лиц, указанных в пунктах 12.1, 15, 34 правил технологического присоединения), в связи с отсутствием одного из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения - платы, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.

В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации, в связи с чем, на сетевую организацию возложена обязанность по осуществлению мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к ней заявителя.

В данном случае технологическое  присоединение должно осуществляться в общем порядке на основании платы, установленной ОАО «РЭС» Приказом Департамента от 20.04.2011 № 44-ТП.

Невозможность ОАО «РЭС» определить размер платы за технологическое присоединение в соответствии с названным Приказом, заявителем не мотивирована и документально не подтверждена.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту законный и обоснованный и не нарушает прав и законных интересов ОАО «РЭС», в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.