АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 января 2013 года Дело N А55-31539/2012

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи  Мешковой О.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело, возбужденное по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "УК «ВАСКО»"

к Административной комиссии Кировского района г.о. Самары

о признании незаконным постановления № 4063 от 31.10.2012 года.

без участия сторон

установил:

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "УК «ВАСКО»" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии Кировского района г.о. Самары № 4063 от 31.10.2012 года.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2012 заявление принято к  рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями  226, 227 АПК РФ. При этом судом было предложено сторонам представить документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок не позднее 10.12.2012, в срок не позднее 29 декабря 2012 года - дополнительные документы. Указанное определение получено сторонами, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определения заявителю - №№ 24289, 24290 и административному органу - № 24291 соответственно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При этом, предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В установленные судом сроки, через сервис подачи документов по адресу: http://my.arbitr.ru/ поступил отзыв заинтересованного лица и материалы дела об административном правонарушении, которые был размещены на официальном сайте арбитражного суда в режиме ограниченного доступа. Административная комиссия, как следует из отзыва на заявление, считает вынесенное постановление о привлечении общества к ответственности законным и просит в удовлетворении заявления отказать.

Заявителем через канцелярию Арбитражного суда также были представлены возражения на отзыв, дополнение к жалобе и дополнительные доказательства в обосновании заявленных требований.

Сроки, установленные арбитражным судом для представления в суд доказательств и иных документов, истекли.

С учетом положений ч. 1 ст. 121, ч. 4 ст. 123 АПК РФ  лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, надлежащим образом извещены, что, согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», позволяет рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, арбитражный суд находит требования  подлежащими удовлетворению частично, исходя при этом из следующего.

Постановлением №4063 от 31.10.2012 Административной комиссии  Кировского района г.о. Самара, по делу об административном правонарушении, Общество с ограниченной ответственностью "УК «ВАСКО»" привлечено к ответственности за совершение правонарушения,  предусмотренного ст.10.4 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в виде штрафа в сумме 4000 рублей.

Указанная норма предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.

Основанием для вынесения указанного постановления, явились следующие обстоятельства.

25.10.2012 года в 10 час. 19 мин. членом административной комиссии было обнаружено правонарушение, о чем составлен протокол, об административном правонарушении от 26.10.2012 №2729 а именно, факт неисполнения заявителем правого акта, принятого  органом местного самоуправления - п.  26 раздела 3 главы 8  Правил благоустройства (утвержденных постановлением Главы г. Самары №404 от 10.06.2008г.), выразившееся в том, что не осуществлен своевременный вывоз ТБО и КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Самара, ул.Металлистов, д.50а, находящаяся на обслуживании ООО "УК «ВАСКО»", что подтверждается фотоматериалами.

В обоснование признания постановления незаконным заявитель указывает на  отсутствие состава административного правонарушения со стороны общества, поскольку в материалы судебного дела им представлены доказательства ежедневного вывоза ТБО, КГО (договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов №ТС-0000410-12 от 01.01.2012г. с приложением, договор №ТС 03/23/12 от 02.05.2012г. на оказание услуг по вывозу КГМ, табель контроля ежедневного вывоза ТБО и КГМ с контейнерных площадок).

Суд считает, что указанные доводы не могут служить основанием для полной отмены постановления о привлечении к административной ответственности по следующим основаниям.

Статья 10.4 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» предусматривает ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 17 главы 7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, юридические лица, на территории обслуживания которых находится контейнерная (бункерная) площадка, обязаны обеспечить контроль за вывозом отходов согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 5 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением главы городского округа Самара № 404 от 10 июня 2008 года, специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники, юридические лица, на территории которых находится контейнерная площадка, обязаны обеспечить: надлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории; в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населением; контроль за вывозом отходов согласно договору с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности; своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров.

В соответствии с п.3 Главы 6 Раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. № 404, граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.

Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде - специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.

В соответствии с п.26 Главы 8 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. № 404 вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.

Запрещается складирование, хранение имущества, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования, и (или) хранение или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий.

Запрещается размещение упаковочных отходов, подлежащих переработке во вторичное сырье, на контейнерных площадках жилищного фонда.

В соответствии с п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, утверждённого Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007г. № 1236, ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующая их организация.

Следует отметить, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 (далее - Правила), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1), также в пункте 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Исходя из материалов дела ООО «УК «ВАСКО» является управляющей компанией, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Металлистов, д.50а.

В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара №1236 от 28.12.2007 года «Об утверждении Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара», п. 2.9 определяет: «ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов либо, при наличии договорных отношений эксплуатирующая их организация».

Таким образом, заявитель, являющийся управляющей организацией для указанного дома, применительно к данному случаю, специализированной организацией, о которых идет речь в Правилах благоустройства, на которую возложены обязанности по надлежащему содержанию и уборке контейнерных площадок и прилегающей к ним территорий.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

В материалах административного дела имеются фотоматериалы, подтверждающие скопление мусора на территории контейнерной площадке  и прилегающей к ней территории, которая эксплуатируется и находится в введении общества.

Таким образом, факт совершения ООО «УК «ВАСКО» административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» полностью подтверждается представленными административным органом доказательствами: фотоматериалами, протоколом от 26.10.2012 об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «УК «ВАСКО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» подтверждается материалами дела. Юридическое лицо не предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения.

В ходе производства по делу об административных правонарушениях существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов не установлено, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным органом, сроки давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ответчика о наличии в действиях ООО «УК «ВАСКО» состава правонарушения, предусмотренного ст. 10.4. Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Вместе с тем, суд считает необоснованной меру наказания в виде наложения штрафа в размере 4000 руб., примененную административным органом к обществу за совершенное им правонарушение.

Статьей 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Суд считает, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не выявлены и не учтены в полной мере указанные обстоятельства, так как наличие отягчающих обстоятельств в материалах административного дела и оспариваемом постановлении не нашло свое отражение, ссылка на них отсутствует, документы, которые бы свидетельствовали о данном факте не обозначены, размер штрафа определен произвольно.

По смыслу названных норм, при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае, административный орган должен исходить из того, целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждения совершения новых правонарушений. При этом, наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что административной комиссий при вынесении обжалуемого постановления  не были учтены характер правонарушения, суд учитывает, что факт устранения выявленного нарушения

Обществом в материалы дела представлен Табель контроля ежедневного вывоза ТБО и КГМ за период с 22 по 28 октября 2012 года, согласно которому мусор по адресу: г.Самара, ул. Металлистов, д.50а  был вывезен 25.10.2012 г. в 17 час. 15 мин. Доказательств обратного  административный орган суду не представил.

Меры, которые принимаются обществом для устранения выявленных нарушений, суд расценивает как направленные на устранение вредных последствий от совершенного правонарушения.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что предупредительная цель административного производства достигнута при составлении протокола об административном правонарушении, а  примененная мера административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.

В качестве одной из мер ответственности ст.10.4 Закона Самарской области об административных правонарушениях, предусматривает вынесение предупреждения.

Суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы, установленные по делу фактические обстоятельства, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности охраняемым государством общественным отношениям, приняв во внимание характер нарушений, принятие мер по устранению выявленных нарушений, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие указания в оспариваемом постановлении при определении размера наказания на наличие отягчающих ответственность обстоятельств,  отсутствие причинения вреда и имущественного ущерба, устранение нарушения, пришел к выводу о том, что назначенное заявителю наказание является чрезмерно суровым и не соответствует степени тяжести совершенного им деяния, при этом цель административного наказания будет достигнута путем применения административного наказания в пределах минимальной санкции, предусмотренной статьёй 10.4 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в виде предупреждения.

С учетом ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимы изменить оспариваемое постановление, заменив наказание в виде штрафа в сумме 4000 рублей на минимальное наказание, предусмотренное ст.10.4 Закона Самарской области № 115ГД от 01.11.2007 в виде предупреждения.

Вопрос о судебных расходах судом не рассматривается, так как в соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208