• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 14 января 2013 года Дело N А55-31815/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 14 января 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой М.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 11 января 2013 года дело по заявлению

Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара

от 14 ноября 2012 года

к ГУ МЧС России по Самарской области, г. Самара

о признании незаконным и отмене Постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя - представитель Дрепалова Т.В. по доверенности от 17.12.2012 года

от ответчика - не явился, извещен

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от 24.10.2012 года № 394 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 3-4).

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный орган в судебное заседание не явился. Согласно отзыву (л.д. 14-15) заявленные требования считает необоснованными. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, оценив его доводы, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, административным органом 27.08.2012 года и 04.09.2012 года проведена внеплановая проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 84, результаты которой отражены в акте проверки № 213 от 04.09.2012 года (л.д. 16-17).

В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

По данным фактам административным органом 25.09.2012 года составлены протоколы № № 394, 395 и 396 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 23-28).

24.10.2012 года административным органом в отношении заявителя вынесено постановление № 394 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 8-10).

В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не относят муниципальное образование, как публично-правовое образование, к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения. Из указанных в данных нормах законов субъектов ответственности нарушения требований пожарной безопасности следует, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления.

Но орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности: ни органов местного самоуправления (каким является заявитель в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения и Уставом городского округа Самара), ни должностных лиц местного самоуправления, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.

Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности заявителя за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.

Данная правовая позиция содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 года по делу № А55-24383/2011.

Кроме того, судом установлено, что административным органом проводилась внеплановая проверка.

При этом, доказательств, подтверждающих правомерность проведения внеплановой проверки и соблюдения порядка ее проведения, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», административным органом суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое Постановление от 24.10.2012 года № 394 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей, является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить Постановление № 394 от 24.10.2012 года о привлечении Департамента управления имуществом городского округа Самара к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-31815/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 14 января 2013

Поиск в тексте