АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 15 января 2013 года Дело N А55-31928/2012
в составе
судьи Агеенко С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 15 января 2013 года дело по заявлению
Администрации Сызранского района Самарской области, Самарская область, г. Сызрань
от 15 ноября 2012 года
к ГУ МЧС России по Самарской области, г. Самара
о признании незаконным и отмене Постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании
от заявителя - представитель Ляшкова А.П. по доверенности от 23.01.2012 года
от ответчика - не явился, извещен
установил:
Администрация Сызранского района Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от 06.11.2012 года № 0548 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 2-3).
Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный орган в судебное заседание не явился, отзыв и материалы проверки не представил. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в Государственном бюджетном обще-образовательном учреждении Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Сборный муниципального района Сызранский Самарской области.
По результатам вышеуказанной проверки заявитель оспариваемым Постановлением привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 4-6).
В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не относят муниципальное образование, как публично-правовое образование, к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения.
Из указанных в данных нормах законов субъектов ответственности нарушения требований пожарной безопасности следует, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления.
Но орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности: ни органов местного самоуправления (каким является заявитель в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения и Уставом городского округа Самара), ни должностных лиц местного самоуправления, поскольку в силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.
Следовательно, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности заявителя за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Данная правовая позиция содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.05.2012 года по делу № А55-24383/2011.
Кроме того, административным органом не представлены доказательства, подтверждающие вину заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (материалы дела об административном правонарушении).
При указанных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить Постановление от 06.11.2012 года № 0548 о привлечении Администрации Сызранского района Самарской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.В. Агеенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка