АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А55-32156/2012

в составе

председательствующего судьи Щетининой М.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО", г. Самара

к Административной комиссии Кировского района городского округа Самара

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" (далее - заявитель, управляющая компания) обратилось в суд с требованием об отмене постановления Административной комиссии Кировского района г.о. Самара № 4220 от 07.11.2012 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.ст. 10.4 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 и прекращении производства по административному делу.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 20.11.2012 данное заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа  на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Стороны надлежащим образом были извещены о начавшемся судебном процессе с их участием, в соответствии со ст.123 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции № 26171,26172 (заявитель) и №26173 (административный орган).

Принимая заявление к производству, суд установил срок представления ответчиком отзыва на иск и документального его обоснования до 11.12.2012, а также срок предоставления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений.

К установленному сроку административный орган представил отзыв, материалы административного дела, заявителем также были представлены дополнения и возражения на отзыв заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, дополнительных письменных пояснениях, арбитражный суд находит требования подлежащими удовлетворению в части, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, 30.10.2012 членом административной комиссией было обнаружено нарушение п.17 гл.7 разд.3 Постановления Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. № 404, выразившееся в не обеспечении уборки контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Каховская, д.62.

Данное нарушение зафиксировано фотоматериалами.

31.10.2012 административный орган посредствам факсимильной связи направил руководителю ООО «УК «ВАСКО» уведомление о вызове законного представителя юридического лица для составления протокола 01.11.2012 в 11.30 час.

В соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: «непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения».

01.11.2012 в отношении Общества, в присутствии  представителя по доверенности, по данному факту членом административной комиссии был составлен протокол № 2795 об административном правонарушении (л.д.4).

По результатам рассмотрения протокола, в присутствии представителя Общества, действующего по доверенности, административной комиссией вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 4220 от 07.11.2012, которым Общество «УК «ВАСКО» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.10.4 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в виде штрафа в сумме 3000 руб.(л.д.5).

Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суд,  дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, касающихся полномочий административный комиссий, доводы заявителя об отсутствии у административной комиссии полномочий на составление протоколов об административном правонарушении и вынесения Постановлений о привлечении к административной ответственности  находит ошибочными.

Вопросы создания и организации деятельности административных комиссий отнесены действующим законодательством к полномочиям  субъекта Российской Федерации .

В  соответствии  со ст.5 Закона Самарской области  №37-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов  и городских округов в Самарской области  наделяются полномочиями  по созданию и организации  деятельности административных комиссий городских округов, районов городских округов, муниципальных районов Самарской области . Распоряжения  органа местного самоуправления о делегировании полномочий административной комиссии  не оспорены, не признаны  недействительными.

Согласно статье 10.4 Закона Самарской области № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей, на должностных лиц - до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот до десяти тысяч рублей.

Оспариваемое Постановление в качестве состава административного правонарушения предусматривает неисполнение заявителем требований Постановления Главы города Самары № 404 от 10.06.2008 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара».

В обоснование признания Постановления незаконным заявитель указывает на то, что у Административной комиссии Кировского района на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали полномочия на привлечение к административной ответственности, а также отсутствием состава административного правонарушения со стороны общества.

При этом заявитель указывает на то, что из доказательств, имеющихся в административном деле, не следует вывод о бездействии Общества по уборке контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, поскольку фотосъемка производилась в день проведения проверки, что не свидетельствует о длительности нахождения отходов рядом с контейнерной площадкой. Более того, заявитель ссылается на отсутствие привязки сфотографированной площадки к указанному в протоколе адресу, поскольку из фотоматериала этого не следует.

В обоснование своих доводов Обществом в материалы судебного дела представлены доказательства ежедневного вывоза ТБО, КГО с контейнерных площадок (договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2012 № С0000410-12, дополнительное соглашение №2 к указанному договору, договор №ТС-03/23/12 от 02.05.2012).

Суд считает, что указанные доводы не могут служить основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности в полном объеме  по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 17 главы 7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404, организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, юридические лица, на территории обслуживания которых находится контейнерная (бункерная) площадка, обязаны обеспечить контроль за вывозом отходов согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 5 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением главы городского округа Самара № 404 от 10 июня 2008 года, специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники, юридические лица, на территории которых находится контейнерная площадка, обязаны обеспечить: надлежащее содержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории; в зимнее время года - очистку от снега и наледи, подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного автотранспорта и пользования населением; контроль за вывозом отходов согласно договору с предприятием, осуществляющим данный вид деятельности; своевременный ремонт и замену непригодных к дальнейшему использованию контейнеров.

В соответствии с п.3 Главы 6 Раздела 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 г. № 404, граждане (собственники и наниматели индивидуальных жилых домов), специализированные организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда городского округа, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, организуют сбор ТБО в контейнеры, КГО на специально отведенные площадки.

Сбор ТБО в контейнеры и КГО, уборку контейнерных площадок обеспечивают в жилищном фонде - специализированные организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа.

Согласно положений п. 17 главы 7 раздела 3 Правил благоустройства, контейнерные площадки для сбора ТБО должны быть обустроены в соответствии с требованиями, предусмотренными Санитарными правилами и нормами - СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".

Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа  Самара, утвержденные Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008г. №404 (глава 2 п. 1), устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.

Обществом   не принято всех зависящих от него мер по надлежащей уборке контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.

В соответствии с п. 2.9 Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара, утверждённого Постановлением Главы городского округа Самара от 28.12.2007г. № 1236, ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей и для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов, либо, при наличии договорных отношений, эксплуатирующая их организация.

Следует отметить, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 (далее - Правила), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1), также в пункте 3.7.1 определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В соответствии с п. 17 главы 7 и п. 26 главы 8 раздела 3 Правил благоустройства (утвержденных постановлением Главы г. Самары №404 от 10.06.2008г.) организации, осуществляющие содержание жилищного фонда городского округа, собственники индивидуальных жилых домов, юридические лица, на территории обслуживания которых находится контейнерная (бункерная) площадка, обязаны обеспечить:

уборку контейнерной (бункерной) площадки и прилегающей к ней территории в радиусе 10 метров;

в зимний период года - очистку от снега и наледи подходов и подъездов к ней с целью создания нормальных условий для специализированного транспорта и пользования населением;

контроль за вывозом отходов согласно договору со специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз отходов и мусора.

Вывоз ТБО и КГО осуществляется ежедневно.

Названные Правила являются действующим нормативным правовым актом и обязательны для исполнения на территории городского округа всеми юридическими (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) и физическими лицами.

Исходя из материалов дела, ООО «УК «ВАСКО» является управляющей компанией для проверяемого административным органом объекта.

Ссылку заявителя о том, что контейнерные площадки не относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома, в связи с чем управляющая компания не должна обеспечивать ее надлежащее содержание, суд считает несостоятельной, опровергающейся материалами дела, поскольку договором на вывоз ТБО и КГО, что в управлении Общества находится дом 62 по ул. Каховская, в т.ч. контейнерная площадка.

В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара №1236 от 28.12.2007 «Об утверждении Порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара», п. 2.9 определяет: «ответственность за санитарное состояние, содержание площадок для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов и емкостей для сбора жидких бытовых отходов несут владельцы этих объектов либо, при наличии договорных отношений эксплуатирующая их организация».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

В материалах административного дела имеются фотоматериалы, подтверждающие скопление мусора на территории, которая находится в ведении Общества. Таким образом, факт правонарушения административным органом зафиксирован, что явилось основанием для возбуждения административного дела и вынесения оспариваемого постановления.

В свою очередь, полно и всесторонне изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в порядке ст.71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что ООО "УК «Васко»"  предпринимались  меры по исполнению нормативного правового акта органа местного самоуправления, которые не были предметом рассмотрения административной комиссией в рамках административного дела в связи с их непредставлением полномочным представителем общества Майер Р.А.

Поскольку полномочным представителем общества Майер Р.А. была проявлена пассивность при рассмотрении комиссией административного дела, административная комиссия пришла к выводу о наличии события правонарушения по формальным основаниям без учета документов, представленных обществом при обжаловании постановления №4220 от 07.11.2012.

Таким образом, суд считает вынесенное комиссией постановление №4220 от 07.11..2012 законным, однако в части применения меры наказания в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. необоснованным, так как наличие отягчающих обстоятельств в материалах административного дела не нашло свое отражение, ссылка на них отсутствует, документы, которые бы свидетельствовали о данном факте не обозначены.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Копия графика вывоза ТБО и КГО с контейнерных площадок на территории жилищного фонда ООО «УК «ВАСКО» с 01.10.2012, представленная административным органом с отзывом, не является доказательством несвоевременного вывоза отходов, поскольку он не заверен обществом, подписан неизвестным лицом, и кроме того, в материалах административного дела отсутствует ссылка на данный документ.

В материалах дела имеется дислокация на вывоз бытового мусора с территории жилищного фонда Общества «УК «ВАСКО» с 01.10.2012, к договору на оказание услуг по вывозу отходов, в который включен дом 62 по ул. Каховская. Согласно названному документу мусор по указанному адресу вывозится ежедневно с 08.00 до 12.00 час. Доказательств обратного  административный орган суду не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя в целом присутствует и доказан состав административного правонарушения, и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение указанного правонарушения. Однако, в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией ст. 10.4 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях  на территории Самарской области « №115-ГД от 01.11.2007 года  для юридических лиц  предусмотрен административный штраф от 500 руб. до  10000 руб.

Суд, оценив характер и степень общественной опасности выявленных нарушений, ввиду отсутствия отягчающих вину обстоятельств, считает возможным изменить меру ответственности, заменив наказание в виде штрафа в сумме 3000 руб. на  штраф в размере 500 руб.

В остальной части требований отказать.

Руководствуясь ст.ст.208-211,229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и изменить постановление Административной комиссии Кировского района г.о.Самара № 4220 от 07.11.2012 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Васко» по статье 10.4 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» к административной ответственности в виде административного  штрафа в размере 3 000 руб. в части меры ответственности, применив меру наказания в виде штрафа в размере 500 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья  М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка