• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2013 года Дело N А55-32382/2012

Резолютивная часть решения суда объявлена 14 января 2013 года. Полный текст решения суда изготовлен 15 января 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 14 января 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Сити-ТРАНС-Сервис", 445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 126

От 21 ноября 2012 года

к Главному управлению МЧС России по Самарской области Отдел надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский, 445039, Самарская область, г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, 94

о признании незаконным и отмене Постановления от 08.11.2012г. №2862 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

при участии в заседании

От заявителя - руководитель Горошников С.И. (паспорт), представитель Семенова Ю.С. (по доверенности от 11.11.2012 г. № б/н)

от заинтересованного лица - представитель Кириллов Д.И. (по доверенности от 03.02.2012 № 1014-2-1)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сити-ТРАНС-Сервис" (далее - заявитель) просит признать незаконным и отменить Постановление Главного управления МЧС России по Самарской области Отдела надзорной деятельности городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский от 08.11.2012г. №2862 о назначении ООО "Сити-ТРАНС-Сервис" административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Главное Управление МЧС России по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд установил:

05.10.2012г. прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти совместно с сотрудником ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях арендуемых ООО «СТС», расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Никонова,54.

По результатам проверки 17.10.2012г. прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

08.11.2012г. Отделом надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский принято Постановление № 2862 о назначении административного наказания, которым Заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000 рублей за нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Посчитав вынесенное Постановление незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При оценке доводов сторон суд исходит из пункта 4 статьи 210 АПК РФ, возлагающего приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, что в силу ст. 65 АПК РФ не освобождает другую сторону от обязанности доказывать свои доводы.

В силу ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».


Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности собственники имущества, а так же лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства №390 от 25.04.2012г., согласно которого собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Заявителю вменены следующие нарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:

Отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности, в которых отражены

следующие вопросы:

порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

обязанности и действия работников при пожаре, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня);

пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации, горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения); п. 461 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390);

Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности; п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390);

Руководителем организации не определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума: п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390);

Руководитель организации не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума; Приказ МЧС № 645 от 12.12.2007г.;

Отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности где указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

- сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

- проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

- отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

- прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ. связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

- удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

- осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом т специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

- встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

- по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение Других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

- организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

п. 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390) .

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В части 2 ст. 2.1 Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из характера вменяемого заявителю нарушений, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя в целом присутствует и доказан состав административного правонарушения.

Однако, в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из текста оспариваемого постановления, при назначении административного штрафа в размере 150000 рублей заинтересованным лицом не указано на отсутствие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Перечень смягчающих обстоятельств определен в ст.4.2 КоАП РФ, в том числе, в качестве смягчающих вину обстоятельств законодателем указано на предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения и на совершение административного правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

Меры, которые принимаются заявителем для устранения нарушений, суд расценивает как направленные на устранение вредных последствий от совершенного правонарушения.

Заявителем была утверждена (Приказ от 30.10.2012г. № 01) Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях административного здания и прилегающей к зданию территории, где отражены:

- порядок содержания территорий, зданий и сооружений, помещений предприятия, в том числе эвакуационных путей;

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования;

- эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

- содержание сетей противопожарного водоснабжения;

- порядок содержания установок пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения персонала о пожаре и управления эвакуацией;

- пожароопасные работы;

- расположение мест для курения табака;

- порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

- противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум;

- обязанности и действия работников при пожаре;

- правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Пунктом 10 данной Инструкции предусмотрено лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности в структурных подразделениях и на объектах ООО «Сити-ТРАНС-Сервис» - механик. Согласно данному пункту механик, в том числе обеспечивает:

- планирование работ по обеспечению пожарной безопасности;

- наличие, комплектность и содержание в надлежащем состоянии первичных средств пожаротушения (пожарных щитов, систем пожарной сигнализации и оповещения, внутреннего противопожарного водоснабжения);

- противопожарный режим - контроль мест для курения, мест сбора горючих отходов, места хранения пожароопасных материалов, порядок проведения пожароопасных работ;

- информирование руководителя предприятия о состоянии пожарной безопасности;

- контроль установленного порядка закрытия и сдачи помещений;

- сообщение в подразделение пожарной охраны при обнаружении пожара или его признаков, организует и координирует спасение людей, имущества и ликвидацию пожара до прибытия пожарных подразделений.

Приказом Заявителя от 30.10.2012г. № 02 назначено ответственное лицо за обеспечение пожарной безопасности в помещениях.

Приказом Заявителя от 30.10.2012г. № 03 установлен противопожарный режим в целях обеспечения безопасности жизни людей и сохранности материальных ценностей.

Приказом Заявителя от 30.10.2012г. № 04 установлен порядок пользования бытовыми электронагревательными приборами в административных помещениях.

Более того, на момент проведения проверки имелся «Журнал учета вводного противопожарного инструктажа» (начат 02.04.2012г.), в котором были зафиксированы проинструктированные работники ООО «Сити-ТРАНС-Сервис».

Суд считает оспариваемое постановление №2862 от 08.11.2012г. законным, однако в части применения меры наказания в виде наложения штрафа в размере 150000 руб. необоснованным, так как наличие отягчающих обстоятельств в материалах административного дела не нашло свое отражение, ссылка на них отсутствует, документы, которые бы свидетельствовали о данном факте не обозначены.

В качестве одной из мер ответственности по ст.20.4 КоАП РФ, предусматривает вынесение предупреждения.

Суд, оценив характер и степень общественной опасности выявленных нарушений, ввиду отсутствия отягчающих вину обстоятельств, считает необходимым изменить меру ответственности, заменив наказание в виде штрафа в сумме 150000 рублей на предупреждение.

Доводы заявителя на нарушение заинтересованным лицом Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд считает необоснованным и противоречащим материалам дела.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Сити-ТРАНС-Сервис" удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление начальника отдела надзорной деятельности городского округа Самара Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Самарской области от 08.11.2012г. №2012 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Сити-ТРАНС-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в части назначения административного штрафа в размере 150000 руб., применив меру наказания в виде предупреждения

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-32382/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 15 января 2013

Поиск в тексте