АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2013 года Дело N А55-32399/2012

в составе

судьи  Бибиковой Н.Д.

Рассмотрев 18 января 2013 года  в порядке упрощенного производства дело  по иску

Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара

к  Открытому акционерному обществу "Головной институт по проектированию объектов и предприятий рыбного хозяйства", г.Москва

О взыскании 5 565руб.

Установил:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу "Головной институт по проектированию объектов и предприятия рыбного хозяйства" о взыскании неустойки за период с 26.12.2011 по 09.04.2012  в сумме 5 565рублей.

Определением суда от 28.11.2012 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Электронные копии материалов дела были размещены в режиме ограниченного доступа  на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Стороны надлежащим образом извещены о начавшемся судебном процессе с их участием, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции № 44392555426287 (истцу) и № 44392555426294 (ответчику).

Принимая исковое заявление к производству, суд установил срок представления ответчиком отзыва на иск и документального его обоснования до 20.12.2012, а также срок предоставления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, до 18.01.2012.

Ответчик против удовлетворения заявленного иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает, что исковые требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

Отношения сторон обусловлены государственным контрактом от 26.10.2011 № 0142200001311004103-0257684-01 на выполнение работ по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации по расчистке русла реки Большой Иргиз у с. Августовка.

Вышеуказанный контракт был заключен на основании решения аукционной комиссии (протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12 октября 2011 года № дела - заявки 14-02-21/533), согласно которому  ОАО «Гипрорыбхоз» признано победителем  открытого аукциона в электронной форме на выполнение  в 2011-2012 году работ по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации по расчистке русла реки Большой Иргиз у с. Августовка.

В соответствии с п.1.1. данного контракта Исполнитель (ответчик) по заданию Государственного заказчика (истца) обязуется выполнить работы по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации по расчистке русла реки Большой Иргиз у с.Августовка муниципального района Болышеглушицкий» и передать Государственному заказчику полученные при выполнении  работ результаты, а Государственный заказчик обязуется принять результат выполненных работ и осуществить оплату.

Пунктом 3.1. спорного контракта предусмотрено, что цена по настоящему контракту составляет 1 281 797руб.33коп., в том числе: в 2011 году -196 323руб.21коп.

В пунктах 3.4. , 3.5. и 3.6.вышеуказанного контракта стороны согласовали, что оплата выполненных работ  (этапов)  производится ежемесячно на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки работ с приложением счета-фактуры, Окончательный расчет за выполненную работу осуществляется на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ с приложением счета-фактуры и соответствующей отчетной документации. Государственный заказчик перечисляет средства за фактически выполненную работу не более чем через 10 дней после подписания актов сдачи-приемки выполненных работ с приложением счета-фактуры.

В разделе 4.1.данного контракта установлены сроки выполнения работ, а именно: с момента заключения настоящего контракта  по 25 марта 2012 года, в том числе в 2011году - с момента заключения настоящего контракта по 25 декабря 2011года.

Сроки выполнения отдельных этапов работ определены в Календарном плане (Приложение №2 к настоящему контракту).

Согласно п.7.4 вышеуказанного контракта, в  случае  просрочки  исполнения  Исполнителем  обязательств  по выполнению работ в установленные сроки, Государственный заказчик вправе  потребовать от Исполнителя уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения  обязательств по выполнению работ, начиная со дня, следующего после истечения установленного срока исполнения обязательств по выполнению работ. Размер такой неустойки (штрафа, пени) составляет одну трехсотую действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства  по выполнению работ. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения обязательств по настоящему контракту шла вследствие непреодолимой силы или по вине Государственного заказчика.

В соответствии с п.9.1. настоящий контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует по 25 декабря 2012 года, либо до его расторжения сторонами

В пункте 5.1. спорного контракта контрагенты согласовали, что объем и содержание, порядок  выполнения, сдачи и приемки выполняемых в соответствии с настоящим контрактом работ, определяются  техническим заданием (приложение №1 к настоящему контракту).

Техническое задание включает в себя 5 разделов:

-Общие данные.

-Требования к изыскательским работам;

-Требования к проектным решениям;

-Состав проектно-сметной документации;

-Требования к согласованию материалов проекта.

Как видно из Календарного плана выполнения работ по спорному государственному контракту, первый этап работ, который должен быть выполнен до 25 декабря 2011г.,  включает в себя инженерные изыскания (топографические, геологические, гидрографические ); второй этап состоит из разработки проектно-сметной документации.

В Техническом задании указано, что основанием для проектирования является Акт обследования, и как усматривается из материалов дела данный документ должен был подготовлен (оформлен) непосредственно Исполнителем.

В письме от 13.12.2011 №299 ответчик уведомил истца о том, что « работы первого этапа по данным объектам будут выполнены в такой последовательности:

-отчеты об инженерно-гидрометеорологических исследованиях по всем трем объектам будут направлены Заказчику в электронном виде и на бумажных носителях не позднее 15 декабря 2011 года;

-полевые инженерно-геологические и инженерно-геодезические работы будут завершены не позднее 25 декабря 2011 года;

-лабораторные, камеральные работы и технические отчеты о результатах инженерно-геологических и инженерно-геодезических исследований по всем трем объектам будут подготовлены и переданы Заказчику в электронном виде и на бумажных носителях не позднее 31 января 2012 года.»

Письмом от 21.12.2011 №310  и гарантийным письмом без номера и даты исполнитель сообщил, что «в ближайшее время направит на объект своих специалистов и выполнит работы первого этапа  не позднее 30 января 2012года».

Истец направил в адрес ответчика претензию от 19.01.2012 №27-02-01/267 о расторжении  государственного контракта от 26.10.2011 № 0142200001311004103-0257684-01 и уплате неустойки.

Из материалов дела следует, что контракт заключался путем проведения открытого аукциона, в рамках которого заказчик раскрыл перед  участниками аукциона всю информацию, связанную с размещением данного государственного заказа.

Общество, принимая решение об участии в таком аукционе, было вправе обратиться к государственному заказчику с предложением уточнить объект исследования, а также разъяснить информацию об исходных данных, необходимых для производства работ, и порядке их предоставления исполнителю. Однако этого сделано не было. Из чего суд приходит к выводу о том, что Общество, заключая государственный контракт, сочло достаточной ту информацию, которую содержало техническое задание заказчика, для производства работ по контракту.

Нормами ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Общество, не воспользовавшееся правом на разъяснение конкурсной документации и заключившее государственный контракт на приведенных в нем условиях; обнаружившее впоследствии затруднительность выполнения работ на основании имеющейся у него информации и необходимость получения дополнительных исходных данных, однако не обратившееся своевременно к заказчику за их получением, более того не приостановившее выполнение работ до получения указаний заказчика, несет риск неблагоприятных для себя последствий несоврешения тех или иных предусмотренных законом действий, которые  (в случае их совершения) исключили бы ответственность исполнителя за несвоевременное выполнение работ по контракту.

Таким образом, исполнитель в данном случае является лицом, ответственным за нарушение сроков выполнения работ по заключенному контракту.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является взыскание неустойки.

Статья 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу ст.ст.12,330 ГК РФ, а также ФЗ №94-ФЗ требования истца о взыскании с ответчика договорной неустойки за просрочку выполнения работ, предусмотренных первым этапом, правомерны за период с 26.12.2011 по 09.04.2012.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные издержки  относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. 110,168-182, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Открытого акционерного общества "Головной институт по проектированию объектов и предприятия рыбного хозяйства", г. Москва в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области неустойку по государственному контракту от 26.10.2011 № 0142200001311004103-0257684-01 на выполнение работ по мероприятию «Разработка проектно-сметной документации по расчистке русла реки Большой Иргиз у с. Августовка в сумме 5 565 рублей.

Взыскать с  Открытого акционерного общества "Головной институт по проектированию объектов и предприятия рыбного хозяйства", г. Москва в доход федерального бюджета госпошлину по первоначальному иску в сумме 2 000 рублей.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение  может быть обжаловано в течение десяти дней с даты его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Исполнительный лист на принудительное исполнение настоящего судебного акта может быть выдан по письменному заявлению взыскателя.

Судья

/

Н.Д. Бибикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка