АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2013 года Дело N А55-33400/2012

Резолютивная часть решения объявлена 09января 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 16 января 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи  Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 09 января 2013 года дело по заявлению

Прокурора Автозаводского района г.Тольятти

к индивидуальному предпринимателю Ахундовой Надежде Владимировне

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании

от заявителя - не явился, извещен;

от лица, привлекаемого к административной ответственности - не явился, извещен;

Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ахундовой Надежды Владимировны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Представитель заявителя в предварительное судебное заседание не явился,  о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №56481 о вручении определения суда.

Представитель заинтересованного лица в предварительное судебное заседание не явился,  о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.4 ст.121, п.2 ч.4 ст.123 АПК РФ, поскольку судебное извещение, направленное по адресу ответчика, возвращено органами связи без вручения его получателю в связи с истечением срока хранения в связи с тем, что, не смотря на неоднократное извещение,  адресат не явился за получением копии судебного акта, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд справкой.

Согласно ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  если в лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Учитывая, что стороны извещены судом о времени и месте проведения  заседания и они не представили  возражений относительно рассмотрения дела в свое отсутствие, то суд завершил  предварительное судебное заседание и открыл судебное, что отражено в протоколе судебного заседания, рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Принимая во внимание неявку сторон в судебное заседание, аудиозапись судебного заседания не велась на основании пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ред. ФЗ от 27.07.2010 года «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», о чем имеется отметка в проколе судебного заседания.

Прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти в результате проверки соблюдения законодательства о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции ИП Ахундовой Н.В. в ТЦ «Южный», секция 21, расположенном по адресу: г.Тольятти, Южное шоссе, 53, установлено, что ИП Ахундова Н.В. осуществляла деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без наличия соответствующего разрешения (лицензии).

Проверкой установлено, что 22.10.2012 года продавец индивидуального предпринимателя реализовала алкогольную продукцию, а именно: «Коньяк Российский 5 звезд» емкостью 0,25л., производства г.Тольятти, ул.Коммунальная, 42, стр.1, ЗАО «Росинка» по цене 210 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от 22.10.2012 года (л.д.10-15), объяснениями самого предпринимателя (л.д.9).

Реализация алкогольной продукции осуществлялось без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, чем нарушены требования п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции".

Постановлением от 29.10.2012 года возбуждено дело об административном правонарушении.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71) судам необходимо учитывать, что действия, выражающиеся в осуществлении розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии, могут быть квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Подведомственность таких дел определяется с учетом пункта 9 настоящего Постановления.  Пунктом 9 указанного постановления установлено, что подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса. В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование.  Рассмотрев материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 49 и п. 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Данные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку пунктом 3 статьи 23 ГК РФ предусмотрено применение правил Гражданского кодекса, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляющих без образования юридического лица.  Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона.  Пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), предусмотрено, что если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Действие названного пункта Правил распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил.  В соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукций" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 09.02.2006 N 2-ГД "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской области" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются организациям.

Получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями законодательством не предусмотрено.

Факт розничной реализации в алкогольной продукции без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции подтверждается материалами дела (актом выездной проверки, объяснение, протоколом осмотра от 22.10.2012, объяснениями), суд делает вывод о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела и состоит в том, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть в силу своего статуса предпринимателя, осуществляющего деятельность на свой риск.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, связанного с пренебрежительным отношением к выполнению публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства о лицензировании,  с учетом правовой позиции, изложенной в  пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и количества и характера допущенных нарушений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного предпринимателем  правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.  Процедура привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя, заявителем соблюдена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Имеющиеся в деле материалы подтверждают, что проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.  Сведений о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ранее в материалах дела не содержится.

Как указано в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении статьи 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Частью 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей. При этом согласно части 3 статьи 3.3 Кодекса конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность предпринимателя, а также то обстоятельство, что индивидуальный предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции ч.2 ст.14.1 КоАП РФ с конфискацией изъятой по протоколу осмотра места происшествия от 22.10.2012 алкогольной продукции, поскольку не подтверждается ее легальный оборот.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 206

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Ахундову Надежду Владимировну 27.02.1972 года рождения, уроженки гор. Аркадак Саратовской области, зарегистрированного по адресу: 445044, Самарская область, г. Тольятти, ул.Офицерская, д.2г, кв.32, место жительства: г.Тольятти, б-р Цветной, д.27, кв.34, ИНН 640200066554, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 31.05.2004 года Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №2 по Самарской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Конфисковать алкогольную продукцию (спиртосодержащую) продукцию, изъятую по протоколу осмотра места происшествия от 22.10.2012 года в ТЦ «Южный», секция 21, расположенном по адресу: г.Тольятти, Южное шоссе, 53, а именно:

- водка «Честная» емкостью 0,5л. стоимостью 185 руб. в количестве 3 бутылок;

- водка «Мороз и солнце» емкостью 0,5л. стоимостью 280 руб. в количестве 2 бутылок;

- водка «Горилка древняя» емкостью 0,5л. стоимостью 230 руб. в количестве 2 бутылок;

- водка «Альфа» емкостью 0,7л. стоимостью 290 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Калинка» емкостью 0,7л. стоимостью 268 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Калинка» емкостью 0,5л. стоимостью 205 руб. в количестве 2 бутылок;

- водка «Пять озер премиум» емкостью 0,5л. стоимостью 230 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Родник» емкостью 0,7л. стоимостью 240 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Русский графин» емкостью 0,5л. стоимостью 215 руб. в количестве 4 бутылок;

- водка «Пять озер» емкостью 0,25л. стоимостью 110 руб. в количестве 5 бутылок;

- водка «Государев Заказ» емкостью 1л. стоимостью 340 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Государев Заказ» емкостью 0,25л. стоимостью 96 руб. в количестве 11 бутылок;

- водка «Белочка, я пришла» емкостью 0,5л. стоимостью 175 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Беленькая» емкостью 0,25л. стоимостью 110 руб. в количестве 4 бутылок;

- водка «Казенка» емкостью 0,5л. стоимостью 180 руб. в количестве 3 бутылок;

- водка «Казенка» емкостью 0,25л. стоимостью 100 руб. в количестве 5 бутылок;

- водка «Казенка» емкостью 0,1л. стоимостью 44 руб. в количестве 4 бутылок;

- водка «Зеленая марка» емкостью 0,5л. стоимостью 205 руб. в количестве 4 бутылок;

- водка «Зеленая марка» емкостью 0,25л. стоимостью 115 руб. в количестве 5 бутылок;

- водка «Снегири Урала» емкостью 0,5л. стоимостью 190 руб. в количестве 3 бутылок;

- водка «Красная площадь» емкостью 0,5л. стоимостью 140 руб. в количестве 5 бутылок;

- водка «Кедровая» емкостью 0,5л. стоимостью 140 руб. в количестве 10 бутылок;

- водка «Хаски» емкостью 0,75л. стоимостью 415 руб. в количестве 1 бутылки;

- водка «Хаски» емкостью 0,5л. стоимостью 288 руб. в количестве 2 бутылок;

- водка «Триумфальная» емкостью 0,25л. стоимостью 86 руб. в количестве 4 бутылок;