• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А62-3185/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013

В полном объеме постановление изготовлено 21.01.2013

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего судьи

Степиной Л.В.

Судей

Ключниковой Н.В.

Стрегелевой Г.А.

при участии в заседании:

от ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Смоленскэнерго» (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, г.Смоленск, ул.Тенишевой, д. 33, 214019)

- Антипова М.А. - представителя по доверенности от 31.05.2012 №67 АА 0341477;

- Быстрова А.М. - представителя по доверенности от 05.06.2012 №67 АА 0322567;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615, г.Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 14-а, 214000)

- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.07.2012 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 (судьи Дорошкова А.Г., Байрамова Н.Ю., Игнашина Г.Д.) по делу №А62-3185/2012,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра» (далее по тексту - Общество, заявитель, ОАО «МРСК «Центра») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Смоленской области (далее также - Управление, административный орган) от 04.04.2012 №04-02/02-2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражный суд Смоленской области от 23.07.2012 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд изменил в оспариваемом постановлении административного органа назначенную Обществу меру ответственности в виде штрафа в размере 36 747 190 руб. на штраф в размере 100000 рублей.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 указанное решение суда области оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, заслушав объяснение представителей Общества, кассационная коллегия пришла к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, по следующим основаниям.

Как установлено судом, решением Управления от 07.04.2011 №04-01/01-2011-2010 в действиях ОАО «МРСК Центра», занимающего доминирующее положение на товарной рынке по передаче электроэнергии в границах Смоленской области, установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном требовании от Старовойтова Н.В. разработки и представления проектной документации на объект, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул.Рокоссовского, 65., и не соблюдении сроков осуществления устройств к электрическим сетям сетевой организации, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, и договором об осуществлении технологического присоединения от 08.02.2010 №40097145.

По данному факту в отношении Общества 12.03.2012 составлен протокол №04-02/02-2012 об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по признакам ч.2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела Управлением вынесено постановление от 04.04.2012№1054/04, которым на Общество наложен административный штраф в размере 36 747 190 руб.

Не согласившись с законностью этого постановления, ОАО «МРСК «Центра» обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, при этом не усмотрели нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Вместе с тем суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к выводу о том, что антимонопольным органом при вынесении постановления неверно был определен размер административного штрафа.

Арбитражный суд области исходил из того, что рынок снабжения потребителей электрической энергией в целях определения размера штрафа носит локальный характер и имеет границы, определенные точкой ввода сетей на объект недвижимости, где находятся энергопринимающие устройства потребителя, что не было учтено Управлением при определении административного штрафа.

Также суд пришел к выводу о том, что антимонопольным органом при вынесении постановления не был проведен соответствующий анализ, на основании которого могут быть установлены правильные географические границы товарного рынка, на котором совершено правонарушение применительно к расчету выручки от реализации оказываемой конкретной услуги.

Между тем вывод суда о том, что услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям образует самостоятельный товарный рынок, сделан без учета правовой позиции, изложенной в постановлении от 08.09.2009 №6057/09 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно данной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии и не составляет самостоятельного товарного рынка.

Следовательно, Общество совершено правонарушение на товарном рынке по оказанию услуги по передаче электрической энергии. а не на рынке по технологическому подключению.

В пункте 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ закреплен порядок расчета административного штрафа: штраф может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно примечанию к ст. 14.31 КоАП РФ для целей расчета административных штрафов под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статье при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в соответствии с которыми суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В таком случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом упомянутых обстоятельств.

Принимая во внимание, что статья 14.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения штрафа от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, судам при принятии решения об изменении размера штрафной санкции необходимо определить порядок исчисления штрафа, в том числе с учетом обстоятельств, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Названная позиция указана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.12.2011 № 9109/11 по делу № А45-16574/2010.

Вместе с тем, размер штрафа в размере 100000 рублей судом обозначен как минимальный размер, предусмотренный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, без учета того, что штраф в указанном размере применяется в случае, если исчисленная штрафная санкция, установленная настоящей нормой, менее 100000 рублей. Порядок и расчет суммы штрафа в судебных актах не приведен.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части привлечения к административной ответственности ОАО «МРСК «Центра» не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо дать надлежащую оценку постановлению о привлечении заявителя к административной ответственности и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 19 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», и правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 № 9109/11, проверить правильность размера назначенного штрафа, исходя из товарного рынка и его границ, на котором совершено правонарушение, и выручки Общества за 2010 год, и вынести законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.07.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу №А62-3185/2012 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий

     Л.В. Степина

     Судьи

     Н.В. Ключникова

     Г.А. Стрегелева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А62-3185/2012
Ф10-4754/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 21 января 2013

Поиск в тексте