• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2013 года Дело N А64-680/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2013

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.

Судей

Степиной Л.В.

Смолко С.И.

При участии в заседании:

от закрытого акционерного общества «ИЗОРОК» (ул.Промышленная, стр.2, п. Строитель, Тамбовский район, Тамбовская область, 392526, ИНН 7714181115, ОГРН 1026800885913)

от Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области (ул. Пролетарская, д. 249-а, г. Тамбов, 392020, ИНН 7702667310, ОГРН 1087746311047)

- Долихина В.Д. (по доверенности № 17 от 18.09.2012, сроком до 18.09.2013) и Попкова В.В. (по доверенности № 4 от 08.02.2012, сроком на три года),

- Дегтерева А.А. (по доверенности № 01-22/3119 от 17.12.2012, сроком до 31.12.2013)

рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «ИЗОРОК» на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 (судьи В.А. Сергуткина, Л.М. Мокроусова, П.В. Донцов) по делу №А64-680/2012,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "ИЗОРОК" (далее - ЗАО "ИЗОРОК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Московско-Окскому территориальному управлению федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области (далее - Управление) о признании: незаконным отказа N 21-12/729 от 21.11.2011 в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект - р. Жигалка; об обязании согласовать представленный проект нормативов.

Решением арбитражного суда от 17.05.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 решение арбитражного суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по настоящему делу постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, ЗАО «ИЗОРОК» обжаловало его в кассационном порядке.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.

Как установлено судом, ЗАО «ИЗОРОК» является водопользователем водного объекта - р. Жигалка, специализируется на производстве минеральных теплозвукоизоляционных материалов и изделий.

Данный водный объект был предоставлен Обществу решением Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области N 16 от 09.12.2008. Согласно указанному решению, пользование осуществляется путем нормированного сброса поверхностных ливневых и биологически очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через общий коллектор системы ливневой канализации промышленной зоны п. Строитель, имеющего непосредственный выход в р. Жигалка, в 5 км от устья реки. Срок водопользования был установлен с 12.12.2008 по 31.10.2011.

Как следует из пункта 12 указанного решения, вода в р. Жигалка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов коммунально-бытового значения.

13.12.2011 Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ЗАО "ИЗОРОК" было выдано новое решение о предоставлении водного объекта в пользование N69-09.01.02.002-Р-РСБХ-С-2011-0029, согласно которому срок водопользования установлен с 19.12.2011 по 01.10.2016.

Данным решением установлены значения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект. Пунктом 12 решения определено, что вода в р. Жигалка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

ЗАО "ИЗОРОК" в 2011 году были разработаны нормативы допустимого сброса вредных веществ, поступающих в р.Жигалка. Такие нормативы допустимого сброса и состава сточных вод были разработаны для водного объекта коммунально-бытового назначения.

Из пояснительной записки и приложения по расчету нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС) следует, что хозяйственно-бытовые воды, используемые обществом, поступают на очистные сооружения, а очищенные сточные воды по самотечному трубопроводу сбрасываются в существующий сбросной коллектор. Далее сточные воды предприятия, попадая в центральный канализационный коллектор промышленной зоны поселка Строитель, смешиваются со сточными водами других предприятий и сбрасываются в р. Жигалка.

31.10.2011 Общество обратилось в Московско-Окское территориальное управление федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области (далее - Управление) с заявлением о согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект - р. Жигалка.

Письмом от 21.11.2011 N 21-12/729 Управление отказало в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов со ссылкой на то, что представленный норматив разработан для водного объекта коммунально-бытового значения, в то время как р. Жигалка является водным объектом рыбохозяйственного значения первой категории.

Не согласившись с отказом в согласовании НДС веществ и микроорганизмов, ЗАО «ИЗОРОК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.05.2012 заявленные требования удовлетворены.

Отменив указанное решение и, принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО «ИЗОРОК», арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на приоритете охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлена обязанность уполномоченных органов охраны водных объектов от загрязнения и засорения.

В соответствии с ч. 4 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

В соответствии с пунктами 2, 12 и 14 «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 № 333, нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Методикой также предусмотрено, что величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.

На основании требований положений Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", "ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.04.2003, "ГН 2.1.5.2280-07. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Дополнения и изменения N 1 к ГН 2.1.5.1315-03. Гигиенические нормативы" при использовании водного объекта для целей рыбохозяйственного водопользования принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды, чем для использования объекта для условий коммунально-бытового водопользования.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области за согласованием проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект - р. Жигалка, разработанного для водного объекта коммунально-бытового значения.

Функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по рыболовству, которое осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п. п. 5.5.3, 5.5.15, 5.5.25 Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству", агентство осуществляет:

- государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга;

- определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства;

- ведение государственного рыбохозяйственного реестра.

В соответствии с пунктами 2 - 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 N 601 "О государственном рыбохозяйственном реестре" государственный рыбохозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биологических ресурсах, об их использовании и сохранении и находится в федеральной собственности. Под документированной информацией понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Реестр ведется в целях информационного обеспечения состояния, целевого использования и сохранения водных биологических ресурсов, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отнесение водного объекта к категории водных объектов рыбохозяйственного значения обусловлено наличием сведений о таком объекте в государственном рыбохозяйственном реестре.

Согласно сообщению Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15.11.2011 N 01-14/2736 р. Жигалка является рыбохозяйственным водоемом, названная категория была присвоена на основании акта №7 от 22.06.2011.

Письмом от 14.09.2012 № 4893-ВС/904 Федеральное агентство по рыболовству подтвердило факт включения спорного водного объекта в рыбохозяйственный реестр, а также об отнесении р. Жигалка к первой категории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Кроме того, предоставление ЗАО "ИЗОРОК" водного объекта как рыбохозяйственного значения подтверждается пунктом 12 решения Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 13.12.2011 N 69-09.01.02.002-Р-РСБХ-С-2011-0029.

Доводы Общества о том, что ранее указанный водный объект относился к водным объектам коммунально-бытового значения судебной коллегией отклоняются как не имеющие правового значения для рассмотрения заявленного спора по настоящему делу.

Выводы суда апелляционной инстанции об отнесении водного объекта - река Жигалка к водным объектам рыбохозяйственного значения основаны на имеющихся в деле доказательствах.

При этом оценка правомерности отнесения р. Жигалка к названной категории не входит в компетенцию арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по данному делу, так как действия Федерального агентства по рыболовству о внесении р. Жигалка в государственный реестр не являются предметом спора по настоящему делу.

Учитывая изложенные обстоятельства, расчетные величины нормативов допустимого сброса вредных веществ, поступающих в р.Жигалка, разработанные ЗАО "ИЗОРОК" в 2011 году и направленные на согласование в уполномоченный орган, должны были соответствовать числовому значению норматива качества вод водного объекта рыбохозяйственной категории.

При таких обстоятельствах спора арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в лице отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области N 21-12/729 от 21.11.2011 в согласовании ЗАО "ИЗОРОК" проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект р. Жигалка, разработанный для объекта коммунально-бытового значения, является правомерным.

Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу №А64-680/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
   В.Н. Шелудяев

     Судьи
   Л.В. Степина

     С.И. Смолко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-680/2012
Ф10-5059/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 17 января 2013

Поиск в тексте