ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2013 года Дело N А70-1245/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  17 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 января 2013 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Н.В. Орловой

судей  Л.В. Бушмелевой

В.В. Тихомирова

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение от 21.06.2012  Арбитражного суда  Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-1245/2012  по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115, ИНН 7204095797, ОГРН 1067203000281) о признании недействительным распоряжения администрации Тюменского муниципального района «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, дом 26» от 03.08.2009 №4600-ро.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Карчагина Наталья Александровна.

В заседании приняли участие представители:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Лысова Т.В., по доверенности от 26.11.2012 №10;

от администрации Тюменского муниципального района - Малыгина Л.Н., по доверенности от 03.04.2012 №19;

от Карчагиной Натальи Александровны - Хижняк А.В., по доверенности от 13.03.2012, нотариально удостоверена за № 2-1410.

Суд установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения администрации «О предоставлении земельного участка в собственность за плату Карчагиной Наталье Александровне под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26» от 03.08.2009 №4600-ро.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участвую в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) и Карчагина Наталья Александровна (далее - Карчагина Н.А.).

Решением от 21.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований управлению отказано.

В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы  судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нарушены нормы материального и процессуального права; таксационным описанием лесного участка подтверждается факт наложения земельного участка, предоставленного Карчагиной Н.А. на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации; отсутствие данных государственного кадастрового учета не может свидетельствовать об отсутствии установленных границ лесного участка.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принятые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.

Представитель третьего лица Карчагиной с доводами жалобы не согласен, просит оставить ее без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных  актов не имеется.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Нижнепышминского сельсовета Тюменского района Тюменской области от 02.08.2007 № 95 утверждены границы земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства Карчагиной Н.А. по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, участок № 10.

По заявлению Карчагиной Н.А. общество с ограниченной ответственностью «Ремстройсервис» провело землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный перебор, ул. Сосновая, д. 10.

На основании распоряжения администрации от 17.01.2008 № 27ро Карчагиной Н.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204 общей площадью 5575 кв.м  (далее - земельный участок) для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов.

17 января 2008 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор аренды земельного участка №17-16/12.

08 декабря 2008 года за Карчагиной Н.А. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом назначение - жилое, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НЛ 191669.

На основании распоряжения администрации от 03.08.5009 № 4600-ро Карчагиной Н.А. в собственность за плату предоставлен земельный участок под жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. Железный Перебор, ул. Сосновая, д. 26,

09 ноября 2009 года между администрацией и Карчагиной Н.А. заключен договор купли-продажи земельного участка №17-16/995К, на основании которого зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1603001:204.

Управление, обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями указало, что по результатам проверки прокуратуры Тюменской области и сопоставления полученной от уполномоченных государственных органов информации, департаментом выявлено нарушение права собственности Российской Федерации на лесные участки в д. Железный Перебор, а именно: Тюменское лесничество, Богандинское участковое лесничество, квартал 8 выдел 4, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права 72 НЛ 531975 от 23.04.2010.

Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из того, что управлением не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о включении части земельного участка общего пользования в земли лесного фонда, предоставленного оспариваемым распоряжением администрации, граница и площадь которого определены в установленном законодательством порядке.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной  власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке, как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, а также категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ,  кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона № 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию, и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории  земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений о земельном участке).

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ, являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Арбитражными судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 98 486 га, кадастровый (или условный) номер объекта: 72:17:0000000:0039 адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз.

Кроме того, из материалов дела следует, что по запросу суда по аналогичному делу №А70-1244/2012 в отношении соседнего с Карчагиной Н.А. земельного участка, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области представило копию кадастрового плана земельного участка  от 10.02.2005 № 17/05-651 на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:0039, в котором указано, что площадь единого землепользования (землевладения) с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 1 089 770 000 кв.м ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.

В отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:204 представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что весь участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом». Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.

Более того, межевым делом подтверждается факт установления и закрепления на местности границ земельного участка, а также его постановка на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежным землепользователем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Пунктом 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Частью 14 статьи 45 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С учетом установленных обстоятельств судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку кадастровые работы в отношении земельного участка лесного фонда (72:17:0000000:0039) не проводились, то местоположение границ данного участка до его постановки на кадастровый учет следует считать условным.  Представленная карта-схема не может отражать достоверные сведения о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 и земельного участка с кадастровым номером 72:17:16 03 001:0204.

Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции считает необоснованными, так как они основаны на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора арбитражными судами дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 21.06.2012  Арбитражного суда  Тюменской области и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-1245/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    Н.В. Орлова

     Судьи
    Л.В. Бушмелева

     В.В. Тихомиров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка