ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2013 года Дело N А40-17043/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  09 января  2013г.

Полный текст постановления изготовлен 14 января  2013г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи  Чучуновой Н. С.,

судей Дунаевой Н.Ю., Комаровой О.И.

при участии в заседании:

от истца ООО «1 АРТУР» (ОГРН 1037739718048) - Кречетов Е.Н. директор, решение №1 от 01.01.2011г.

от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН 1097746680822) -Тютюнник Н.А.дов. от 09.01.2013г. №21\2013

от третьего лица Департамента земельных ресурсов - не явился, извещен

рассмотрев 09.01.2013г. в судебном заседании кассационную

жалобу Общества с ограниченной ответственностью «1 АРТУР»

на решение от 04 июня 2012 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Быковой Ю. Л.,

на постановление от 19 сентября 2012 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поташовой Ж. В., Гончаровым В. Я., Мухиным С. М.,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «1 АРТУР»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве

о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора, об обязании произвести государственную регистрацию

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «1АРТУР» обратился в арбитражный  в суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 21.10.2011г.№14\013\2011-670 об отказе  государственной  регистрации договора аренды на земельный участок  №М-06-020870 от 29.09.2003г.  и приложение к нему  от 29.09.2003г., расположенный по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд 573\Проектируемый проезд №680, присвоенный номер :117216г. Москва, ул. Поляны. Владение 12 и об обязании  осуществить государственную регистрацию.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2012,в удовлетворении заявленных  требований ООО "1 АРТУР" (далее - заявитель, Общество) отказано.

При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», наличия соответствующих полномочий регистрирующего органа, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО»1АРТУР» без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО»1АРТУР» подана кассационная жалоба. в которой заявитель просит отменить  решение арбитражного суда г. Москвы от 4 июня 2012г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от  19 сентября 2012г. по основаниям несоответствия выводов, содержащихся в решении. постановлении,  имеющимся в деле доказательствам, принять  новый  судебный акт. заявленные требования удовлетворить.

В обоснование жалобы ООО»АРТУР» указал, что основанием отказа в регистрации договора аренды  земельного участка Управление Росреестра указало, что земельный участок  предоставлен с нарушением требований земельного законодательства, не по результатам торгов.

Статья 30 ЗК РФ в редакции этой нормы на дату  принятия  исполнительным  органом  власти решения о предоставлении  обществу «1Артур» земельного участка (25.06.2003) не содержала требования  императивного характера о возможности  предоставления  земельных участков  для строительства исключительно на торгах (конкурсе или аукционе).

В соответствии с подп.3 п.7 ст.30 ЗК РФ(в редакции  от 29.06.2004г) именно решение  исполнительного  органа  государственной власти или органа местного  самоуправления ,предусмотренных статьей 29 ЗК РФ о предоставлении земельного участка  для строительства  является основанием  для заключения договора  аренды  земельного участка  и государственной регистрации данного договора  при передаче земельного участка в аренду.

На основании  решения окружной комиссии  по предоставлению земельных участков  от 22.08.2002г.  было издано распоряжение Префекта Юго-западного административного округа  от 25 июня 2003г. №1047-РП о предоставлении  ООО»1Артур» земельных участков  по Проектируемому проезду №573\Проектируемому проезду  №680.

Поскольку  закон (подп.3п.7 ст.30 ЗК РФ) определяет  решение(распоряжение) исполнительного органа  государственной  власти или  органа местного самоуправления о предоставлении  земельного участка  для строительства  в качестве  единственного  основания заключения договора  аренды  земельного участка и государственной  регистрации  данного договора  при передаче  земельного участка в аренду, то это решение подлежит обязательному исполнению.

По смыслу  и содержанию статей 30,31 ЗК РФ ,эти нормы законодательства не содержат положений об обязательном  оформлении акта выбора земельного участка, а отсутствие акта  само по себе  не свидетельствует  о не проведении  выбора земельного участка.

Согласно  п.4  ст.5 Постановления Правительства  г. Москвы от 13.08.2008г. №626-ПП основанием  для оформления  уполномоченным  органом  исполнительной  власти г. Москвы по земельным  отношениям  и иных правоустанавливающих документов на землю является  решение Правительства г. Москвы  либо уполномоченного  им территориального  органа исполнительной власти г. Москвы о возможности предоставления  земельных участков.

Не предоставление акта о выборе  земельного участка не лишает юридической силы  распоряжения  о предоставлении  земельного участка  для строительства в аренду, как правоустанавливающего документа.

Проверка наличия  или отсутствия  документа  о выборе земельного участка не входит в компетенцию  Управления  Росреестра  и отсутствие  акта выбора земельного участка, не может  являться основанием  для признания  предоставления земельного участка  и заключение договора аренды земельного участка  не соответствующими закону, и как следствие влечь ничтожность договора аренды.

В судебном заседании ООО»1Артур» поддержал доводы  кассационной жалобы.

Управление Федеральной  службы  Государственной  регистрации, кадастра и картографии по г.  Москве в судебное заседание явился, с доводами жалобы не согласен, решение арбитражного суда г. Москвы от 4 июня 2012г.. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012г. находит законными и обоснованными.

В обоснование возражений  Управление  указало, что  Распоряжением  префекта ЮЗАО г. Москвы от 25.06.2003 №1047-РП, на основании которого оформлен  договор  аренды  от 29.09.2003 №М-6-020870,земельный участок  площадью 144 кв. м. предоставлен  ООО»1Артур» для проектирования, строительства  и последующей эксплуатации  подъездных путей автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг».

А общему правилу(ст. 30  Земельного Кодекса Российской Федерации) предоставление земельного  участка для строительства из земель, находящихся в государственной  или муниципальной  собственности ,осуществляется с проведением работ по их формированию  одним из двух способов( с предварительным  и без предварительного согласования мест  размещения объектов)Поскольку  на территории  г. Москвы установлено градостроительное  зонирование  территории  Генеральным планом развития, в силу п.11ст.30 ЗК РФ  предварительное согласование  мест размещения объекта не  проводится  при размещении объекта  в городском или сельском поселении  в соответствии  с градостроительной  документацией  о застройке и правилами  землепользования  и застройки(зонированием территории).

Таким образом, в данном случае ,предоставление  земельного участка  для строительства  из земель, находящихся  в государственной  или муниципальной  собственности, осуществляется  с проведением работ  по их формированию без предварительного согласования  мест размещения объекта, то есть исключительно  на торгах(конкурсах, аукционах).

Департамент земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был  извещен, отзыв на жалобу не представил ,дело рассматривается в его отсутствие в соответствие с ч.3 ст.284 АПК РФ.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы,  выслушав объяснения ООО»1Артур» , Управления Федеральной  службы  государственной регистрации, кадастра  и картографии г. Москвы, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.

Судом первой и апелляционной  инстанцией установлено и из материалов дела следует, что окружной комиссией  по предоставлению  земельных участков  и градостроительному регулированию  Юго-Западного  административного округа г. Москвы  22 августа 2002г. принято  решение о предоставлении ООО»1Артур»:

-земельного участка  по адресу :Проектируемый проезд№573\Проектируемый  проезд №680 площадью 0,1 га под размещение  и последующую  эксплуатацию  автозаправочного комплекса с набором  сервисных услуг  в соответствии с  исходно-разрешительной  документацией  от 30.04.2002г.  №093-31\492-2002 на условиях  долгосрочной аренды  сроком на 24 года 11 месяцев 28 дней при условии оплаты  прав заключения  договора аренды  земли в размере 41 000 долларов США,

-земельного участка  по адресу: Проектируемый  проезд №573\Проектируемый проезд №680 площадью 0,0144 га под размещение  и последующую эксплуатацию стационарного автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг без права застройки и коммерческого использования территории в соответствии с исходно-разрешительной  документацией от 30.04.2002г. №09-31\492-2002 на условиях долгосрочной аренды  на 24 года 11 месяцев  28 дней,

-земельного участка  по адресу: Проектируемый проезд№573\Проектируемый проезд №680 общей площадью 0,0629 га под размещение и последующую эксплуатацию  стационарного автозаправочного комплекса с набором  сервисных услуг без права застройки и коммерческого использования  в соответствии с исходно-разрешительной документацией от 430.04.2002г. №093-31\492-2002 на условиях  краткосрочной аренды  сроком на 5  лет.(л.д.12-13т.2)

На основании указанного решения  окружной комиссии по предоставлению земельных участков  и градостроительному регулированию  Юго-западного административного округа г. Москвы Префектом Юго-Западного административного округа г. Москвы издано распоряжение  от 25 июня 2003г. №1047-РП (л.д.67т.2)о предоставлении  ООО»1Артур» земельного участка  площадью 0,1 га по Проектируемому  проезду №573\Проектируемый проезд  №680 согласно предоставленному плану для  проектирования, строительства и последующей эксплуатации  стационарного  автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг на условиях долгосрочной аренды  на 25 лет  при условии права заключения договора аренды оплаты 41  долларов США ,

Земельного участка  площадью 0,0144 га  по Проектируемому проезду №573\Проектируемый  проезд №680 для проектирования, строительства и последующей эксплуатации подъездных путей  стационарного автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг  без права застройки  и коммерческого использования  территории  на условиях долгосрочной аренды  сроком на 25 лет,

Земельного участка  площадью 0,0629 га  по Проектируемому проезду №573\Проектируемый проезд №680 для проектирования, строительства и последующей эксплуатации подъездных путей  стационарного автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг без права застройки  и коммерческого использования  на условиях краткосрочной аренды сроком на 5 лет.

29 .09.2003г.  между Московским земельным Комитетом г. Москвы  (арендодатель) и  ООО»1Артур»заключен сроком на 25 лет договор аренды земельного участка, кадастровый номер 770611000089 площадью144 кв .м., имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Проектируемый проезд 573\Проектируемый проезд №680 для проектирования, строительства и последующей эксплуатации  подъездных путей  стационарного автозаправочного комплекса с набором сервисных услуг без права застройки  и коммерческого использования территории. (л.д.77-84т.2)

26.08.2011 ООО «1 АРТУР» обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 29.09.2003г. №М-06-020870 с дополнительным соглашением от 03.11.2003 на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011000:89, расположенный по адресу: г. Москва, проектируемый проезд №573/проектируемый проезд №680.(л.д116т.2)

21.10.2011 №14/013/2011-670 Управление отказало в осуществлении государственной регистрации договора долгосрочной аренды земельного участка № М-06-020870 от 29.09.2003 г. и дополнительного соглашения к нему от 03.11.2003. ввиду нарушения порядка предоставления земельного участка для строительства, установленного ст. 30 ЗК РФ, то есть предоставления земельного участка должно быть произведено только по результатам торгов(конкурса, аукциона)(л.д.47-48т.2)

Полагая указанное  решение  являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Суд первой  и апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований  для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

- без предварительного согласования мест размещения объектов по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- с предварительным согласованием мест размещения объектов, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).

ООО»1Артур»  не был  предоставлены доказательства, подтверждающие предварительное согласование места размещения объекта и, следовательно, наличия возможности заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права собственности на  объект недвижимости. находящемся на указанном  земельном участке  .

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008г. №3351/08, договор аренды земельного участка, противоречащий нормам земельного законодательства, в силу ст.168 ГК РФ является ничтожным. Данный договор не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п.1 ст.167 ГК РФ).

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного отказа Департамента апелляционной коллегией признается правомерным.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.