• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2012 года Дело N А40-90130/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заявителя Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 154 Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации Кормес Е.И., приказ № 101 от 22 июня 1988 г., Пилигуза В.В. по доверенности от 30 июня 2011 г.

от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве Юрьева М.А. по доверенности от 21 марта 2012 г. № Д-292, Райской М.В. по доверенности от 19 сентября 2011 г. № Д-769

от третьего лица Министерства образования и науки Российской Федерации Дзгоевой С.А. по доверенности от 05 марта2012 г.

рассмотрев 10 - 17 июля 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве

на постановление от 03 мая 2012 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А.

по делу № А40-90130/11-21-773

по заявлению Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 154 Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации (ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ, ОГРН 1027739463036)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в городе Москве)

о признании недействительными распоряжений

третьи лица Государственное образовательное учреждение Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Министерство образования и науки Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными распоряжений ТУ Росимущества в городе Москве от 29 октября 2009 года № 2252 «О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, 10» и от 22 апреля 2010 года № 729 «О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, 10».

В качестве третьих лиц по делу привлечены Государственное образовательное учреждение Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2012 года установлены основания, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены судебного акта, а именно не привлечение к участию в деле Министерства образования и науки Российской Федерации, и рассмотрении дела в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Министерство образования и науки Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2012 года решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе ТУ Росимущества в городе Москве просит отменить постановление, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители ТУ Росимущества в городе Москве поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ возражали против ее удовлетворения.

Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации указал, что не имеет правовой позиции по рассматриваемому вопросу.

Представители Государственного образовательного учреждения Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, Федерального государственного унитарного предприятия «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 10 до 17 июля 2012 года, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

Арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что до 2004 года ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ принадлежало на праве оперативного управления Московской железной дороге Министерства путей сообщения Российской Федерации, однако в результате ликвидации последнего вопрос о принадлежности данного дошкольного образовательного учреждения решен не был.

Согласно распоряжения от 29 октября 2009 года № 2252 следует, что ТУ Росимущества в г. Москве было принято решение изъять из оперативного управления как неиспользуемое и используемое не по назначению и прекратить с момента издания настоящего распоряжения право оперативного управления ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ на федеральное имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, д. 10; закрепить на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» федеральное недвижимое имущество, расположенное по указанному адресу.

В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 22 апреля 2010 года № 729 недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, д. 10, закреплено на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт».

Удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства, свидетельствуют о том, что ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ с 1937 года по настоящее время функционирует исключительно как детский сад и используется для посещения детей-воспитанников. Данное обстоятельство следует из Акта проверки фактического использования недвижимого имущества от 24 сентября 2009 года, согласно которому на момент проверки заявителем используется в уставных целях 50,4% проверяемого недвижимого имущества, в 2009 - 2010 годах работает 3 садовых группы (60 человек), обслуживающий персонал составляет 22 человека, часть территории используется как участок для прогулки детей.

Таким образом, имущественный комплекс детского суда является объектом социальной инфраструктуры для детей, несмотря на то, что само юридическое лицо - ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ в период спорных правоотношений и в настоящее время не передано в ведение федеральных органов исполнительной власти либо органов власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Вместе с тем, как правильно указал апелляционный суд, объективные данные о передаче недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, д. 10 от ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» и последующая передача от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт» без указания целевого назначения объекта именно, как дошкольное учреждение, допускает возможность правообладателю этих помещений использовать их по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Суд апелляционной инстанции правомерно установил, что доказательств проведения предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для воспитания детей, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, последующее изъятие недвижимого имущества на основании распоряжения от 22 апреля 2010 года № 729 от Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт» произошло без учета особенностей распоряжения имуществом образовательных учреждений.

Специальный порядок его изъятия закреплен в пункте 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года № 312 «О неотложных, мерах по экономической и социальной защите системы образования», в соответствии с которым не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями системы образования, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики. Судом установлено, что данное согласие ТУ Росимущества в городе Москве не давалось.

Таким образом, установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ТУ Росимущества в городе Москве изъяло из оперативного управления находящееся в пользовании государственного образовательного учреждения ГДОУ Детский сад № 154 МЖД МПС РФ недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Дунаевского, д. 10 и передало его Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства», а также на последующем передало указанное имущество Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственное производственно-транспортное предприятие «Стандарт» с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем оспариваемые распоряжения являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, в том числе и о том, что спорное недвижимое имущество не является объектом социальной инфраструктуры и у заявителя в настоящее закончилось действие лицензии на образовательную деятельность, которые правомерно отклонены судом по вышеизложенным обстоятельствам, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2012 года по делу № А40-90130/11-21-773 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве без удовлетворения.

     Председательствующий
  М.Р. Агапов

     Судьи
  Е.Ю. Воронина

     Р.Р. Латыпова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-90130/2011
Ф05-6904/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 18 июля 2012

Поиск в тексте