ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года Дело N А50-5242/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 декабря 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мындря Д.И.,

судей Купреенкова В.А., Лазарева С.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2012 по делу № А50-5242/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте  рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим  образом путём направления в их адреса копий определения о  принятии кассационной жалобы к производству заказным  письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Федерального арбитражного  суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

кадастровой палаты - Мишкина О.О. (доверенность от 20.02.2012);

закрытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее - общество «СЗМН») - Дубасова Л.В. (доверенность  от 30.12.2011 № 01-01-9/587).

Общество  «СЗМН» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными распоряжения департамента  от 28.03.2011 № 508 «О предоставлении обществу «СЗМН» земельных участков в Индустриальном районе» в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4 и 59:01:4716125:5 и решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) от 26.04.2011 № 5901/11/1-3947; о признании незаконными изменений, внесенных кадастровой палатой в государственный кадастровый учет о стоимости названных земельных участков, и выдаче заявителю нового кадастрового паспорта этих участков.

Решением суда от 05.07.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение департамента от 28.03.2011 № 508 в части указания вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4, 59:01:4716125:5 и в части внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования этих участков. На департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя. Признано незаконным решение о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости от 26.04.2011   № 5901/11/1-3947, принятое кадастровой палатой. На кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о восстановлении в кадастре ранее внесенных сведений о разрешенном использовании указанных земельных участках.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 10.09.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что обществом «СЗМН» пропущен срок на обжалование распоряжения департамента от 28.03.2011 № 508. По мнению заявителя, указанная обществом «СЗМН» причина пропуска срока для обжалования оспариваемого распоряжения, а именно - попытка разрешить спорный вопрос путем переписки с государственными органами, не может быть признана уважительной; о нарушении нарушенных прав обществу «СЗМН» стало известно с момента получения им оспариваемого распоряжения.

В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения требований к кадастровой палате отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в этой части, ссылаясь на неправильное применение судами п. 14 ч. 2 ст. 7, ч. 8 ст. 15, ч. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон «О государственном кадастре недвижимости»), нарушение ч. 2 ст. 182, ч. 8 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что решение кадастровой палаты  от 26.04.2011 № 5901/11/1-3497 не может быть признано незаконным, вынесено в соответствии с положениями Закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основании документа, поступившего в кадастровую палату в порядке информационного взаимодействия. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что названное решение кадастровой палаты принято в отсутствие законного основания, указывает, что распоряжение департамента, послужившее основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, на момент внесения кадастровой палатой этих изменений в установленном порядке оспорено не было, недействительным не признано.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов от 28.11.1991 № 919 Пермскому районному нефтепроводному управлению (в настоящее время филиал общества «СЗМН») в постоянное (бессрочное) пользование отведены земельные участки общей площадью до 7,76 га под существующую производственную базу и нефтеперекачивающую станцию в промзоне Осенцы, Индустриального района. Названному управлению выдан государственный акт о праве пользования землей от 24.04.1992 серии А-1  № 702797.

Распоряжением начальника департамента от 03.09.2010 № 1651 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества «СЗМН» на земельный  участок площадью 77 600 кв. м, находящийся в промзоне Осенцы Индустриального района г. Перми, признаны утратившими силу п. 1, 2 решения от 28.11.1991 № 919 и государственный акт на право пользования землей от 24.04.1992 серии А-1 № 702797.

Названным распоряжением обществу «СЗМН» предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участи площадью 27 600 кв. м с кадастровым номером 59:01:47 16 125:5, площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 59:01:47 16 125:4, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, 94.

На  основании указанного распоряжения между департаментом (арендодатель) и обществом «СЗМН» (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков от 03.11.2010 № 04-04-1221/2010/051-10И, 04-04-1220/2010/052-10И.

Согласно условиям данных договоров обществу «СЗМН» предоставлены в аренду названные земельные участки под 2-этажное кирпичное здание гаража - помещения ВОХР (лит. В1), 2-этажное панельное здание производственного корпуса (лит. Б-Б, Б1-Б1), 2-этажное панельное здание цеха сварки и крупногабаритных изделий (лит. Ж-Ж), 1-этажное металлическое здание склада (лит. К), 1-этажное здание металлическое здание склада (лит. К-К), 1-этажное металлическое здание склада (лит. И), 1-этажное панельное здание ремонтно-технических мастерских (лит. М), навесы (лит. Г, Г4, Г5), 1-этажный кирпичный гараж (лит. Н), 1-этажную проходную (лит. О), 2-этажное здание кирпичного столярного цеха (лит. Ж), 1-этажное здание кирпичного гаража (лит. А), 1-этажный металлический склад (лит. В), 1-этажное административное здание (лит. Д), 1-этажнцую дощатую проходную (лит. Е), 1-этажное здание гаража (лит. Ш), 1-этажное здание временного жилого комплекса (лит. П), 1-этажное кирпичное здание химической лаборатории (лит. ЦЦ), 1-этажное здание временного жилого комплекса (лит. Р), 1-2 этажное кирпичное здание производственного помещения с антресольным гаражом (лит. С, С1, С2), 1-этажное административно-бытовое здание с лабораторией гаммодефекстоскопии и манометрической лабораторией (лит. ЯЯ), 1-этажный металлический склад (лит. Щ), 1-этажный производственный цех (лит. Т), 1-этажный металлический гараж (лит.У), 1-этажный металлический склад (лит.Х), 1-этажный гараж (лит. Ч).

В соответствии с п. 1.2 договоров земельные участки расположены в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов 1 класса вредности ПК-1.

Названные земельные участки переданы обществу «СЗМН» по актам от 04.09.2010.

Судами также установлено, что расположенные на спорных земельных участках объекты недвижимости принадлежат обществу «СЗМН» на праве собственности.

Как следует из кадастровых паспортов от 19.02.2010, 25.02.2010, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4, 59:01:4716125:5, поставлены на государственный кадастровый учет 28.11.1991, разрешенное использование: «под существующую производственную базу и нефтеперекачивающую станцию».

Распоряжением департамента от 28.03.2011 № 508 прекращено право аренды общества «СЗМН» на спорные земельные участки; земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4, 59:01:4716125:5  предоставлены обществу «СЗМН» в собственность под принадлежащие ему объекты недвижимости.

В п. 2.2 данного распоряжения в качестве  разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716125:5 указано «здание гаража - помещения ВОХР, здание производственного корпуса, здания складов, административное здание, проходная», земельного участка с кадастровым номером 59:01:4716125:4 - «здания гаражей, здание временного жилого комплекса, здание производственного помещения с антресольным этажом, административно-бытовое здание, здания складов, производственный цех».

В п. 3 распоряжения отделу договоров поручено направить в орган кадастрового учета изданное распоряжение для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования указанных участков.

На основании поступившего в порядке информационного взаимодействия письма департамента от 06.04.2011 № И-21-01-09-5534 и распоряжения департамента от 28.03.2011 № 508 кадастровой палатой принято решение  от 26.04.2011 № 5901/11/1-3947 о внесении соответствующих изменений в кадастровые сведения в отношении спорных земельных участков.

Общество «СЗМН», полагая, что распоряжение департамента от 28.03.2011 № 508 в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4,  59:01:4716125:5 и действия кадастровой палаты по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования этих земельных участков являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, поскольку повлекли увеличение кадастровой стоимости участков, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

На основании п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Территориальное зонирование и градостроительные регламенты на территории г. Перми определены Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143.

Принимая во внимание, что спорные участки были предоставлены в аренду обществу «СЗМН» с разрешенным видом использования: под существующую производственную базу и нефтеперекачивающую станцию, данный вид разрешенного использования указан в кадастровых паспортах от 19.02.2010, 25.02.2010, эти участки расположены в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов I класса вредности ПК-1, проанализировав виды деятельности общества «СЗМН» и руководствуясь п. 1, 52.5 Правил, суды пришли к выводу о том, что названный вид разрешенного использования земельных участков соответствует основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны ПК-1, целевому назначению участков (под существующую производственную базу) и виду деятельности землепользователя (основным из которых является транспортировка по трубопроводам нефти).

Доказательств изменения целевого назначения объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, видов деятельности общества «СЗМН», а также обращения общества «СЗМН» в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков департаментом не представлено (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом этих обстоятельств суды пришли к верному выводу об отсутствии у департамента оснований для изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков, в связи с чем признали распоряжение департамента от 28.03.2011 № 508 в части изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4716125:4,  59:01:4716125:5 незаконным, не соответствующим ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Частью 2 ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Исходя из ч. 3 ст. 16 названного Закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений).

Учитывая, что распоряжение департамента от 28.03.2011 № 508 является незаконным, изменения в сведения государственного кадастра недвижимости внесены кадастровой палатой на основании указанного незаконного распоряжения, суды пришли к верному выводу о том, что действия по внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости также не могут считаться законными, и правомерно, в целях устранения нарушенных прав общества «СЗМН» возложили на кадастровую палату обязанность принять решение о восстановлении в кадастре ранее внесенных сведений о разрешенном использовании спорных земельных участках.

Ссылка  департамента на пропуск обществом «СЗМН» установленного  ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта и отсутствие уважительных причин пропуска этого срока рассмотрена судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонена. Суды, установив наличие уважительных причин пропуска указанного срока, пришли к выводу о наличии оснований для его восстановления.

Доводы кадастровой палаты, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются ввиду вышеизложенного, с учетом установленных судами обстоятельств настоящего дела.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 05.07.2012 по делу  № А50-5242/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента земельных отношений администрации  г. Перми, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - без удовлетворения.

     Председательствующий
  Д.И. Мындря

     Судьи
  В.А. Купреенков

     С.В. Лазарев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка