СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2013 года Дело N А03-7671/2012

резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013

текст постановления изготовлен в полном объеме 17 января 2013г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Журавлевой В. А.

судей: Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2012 по делу № А03-7671/2012 (судья Л. Ю. Ильичева)

по заявлению индивидуального предпринимателя Вольных Елены Владимировны (ОГРН 304222232700166) к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (ОГРН 1032202266733, ИНН 2225059007) о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Вольных Елена Владимировна (далее - Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее - Управление, административный орган) от 13.03.2012 № 62/12/6164.

Решением суда от 08.10.2012 постановление от 13.03.2012 № 62/12/6164 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя.

В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на доказанность факта оказания Предпринимателем негативного воздействия на окружающую среду и невнесение Предпринимателем платы за такое негативное воздействие.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 21.02.2012 прокуратурой Индустриального района города Барнаула совместно с государственным инспектором Алтайского края по охране природы проведена проверка в отношении Предпринимателя на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлены: факт образования и складирования отходов производства: золы, шлака от сжигаемого в котле топлива, смета и мусора от уборки помещений и территории по адресу: г. Барнаул, ул. Власихинская, 146 «А»; следы сжигания твердых бытовых отходов на почве; источники образования отходов производства и потребления - торговая площадь в торговом павильоне № 5, котел, работающий на угле, и прилегающая к временному сооружению территория.

На момент проведения проверки осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух через стационарный источник выбросов - трубу котла, работающего на твердом топливе.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду Предпринимателем не вносилась.

Выявленные нарушения были отражены в акте проверки от 21.02.2012.

По результатам проверки 28.02.2012 заместителем прокурора Индустриального района города Барнаула вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Указанным постановлением материалы проверки направлены в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края для рассмотрения дела об административном правонарушении.

13.03.2012 Управлением вынесено постановление № 62/12/6164, которым Предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о недоказанности Управлением факта совершения Предпринимателем вменяемого ему административного правонарушения.

Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии, выразившемся в неперечислении платы в виде конкретной суммы в установленный срок.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствие которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки установлены факты образования и складирования Предпринимателем отходов производства (золы, шлака от сжигаемого в котле топлива, смета и мусора от уборки помещений и территории).

Однако административным органом не представлено доказательств того, что Предприниматель занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Указанная позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10.

В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обязанности Предпринимателя вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки также установлен факт выброса вредных веществ в атмосферу в результате осуществляемой Предпринимателем деятельности (следы сжигания твердых бытовых отходов на почве, работающий на угле котел для отопления помещений).

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, следовательно, Предприниматель обязан вносить предусмотренную нормативными актами плату в связи с эксплуатацией котла, работающего на твердом топливе и осуществляющего выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Однако судом первой инстанции установлено, что материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, относящихся к событию совершенного административного правонарушения.

Так при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением не установлены размер подлежащей внесению платы, расчетные периоды и точные сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за нарушение которых Предприниматель привлекается к административной ответственности.

Отсутствие таких сведений не позволяет суду проверить обоснованность привлечения Предпринимателя к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления выбросов в атмосферный воздух.

Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Управление привлекло Предпринимателя к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств наличия состава вменяемого ему правонарушения, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении административного дела.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 13.03.2012 № 62/12/6164.

Судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений норм процессуального права.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь  статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.10.2012 по делу № А03-7671/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий
  В. А. Журавлева

     Судьи
  С.Н. Хайкина

     Л.Е. Ходырева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка