ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2013 года Дело N А31-5418/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Печенкиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя Общества: Гоморина А.М. - директора, действующего на основании приказа от 29.01.2010,

представителей Фонда: Трифениной С.Б. действующей на основании доверенности от 09.01.2013 № 1, Овчаренко С.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2013 № 4, Кошкиной Е.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2013 №№ 6, Курбатовой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2013 № 11,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда  Российской Федерации по городу Костроме  и Костромскому району Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от  26.10.2012 по делу №А31-5418/2012, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Такси ПАТП 2" (ИНН: 4401041587, ОГРН: 1044408612192)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда  Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области (ИНН: 4401074215,  ОГРН: 107440100358),

о признании незаконным решения от 18.04.2012 № 100,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Такси ПАТП 2» (далее -  ООО «Такси ПАТП 2», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда  Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области (далее - Управление, Фонд, ответчик) о признании незаконным решения Управления от 18.04.2012 № 100 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов и обязании Управления возвратить излишне уплаченную сумму 422 361 рубль.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2012 заявленные требования ООО «Такси ПАТП 2» удовлетворены: оспариваемый ненормативный акт признан недействительным и Управление обязано возвратить заявителю 422 361 рубль страховых взносов.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда  Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области с принятым  решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебное решение от 26.10.2012 отменить и принять новое решение, отказав ООО «Такси ПАТП 2» в удовлетворении заявленных требований.

По мнению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области, решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2012 принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, и выводы, изложенные в решении, не соответствуют действующему законодательству и установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам.

При этом заявитель жалобы ссылается на неправильное толкование судом первой инстанции положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), в том числе положений части 3.2 статьи 58 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), в редакциях, действовавших в 2011 и 2012, с учетом изменений, внесенных в данные законы Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее - Закон № 379-ФЗ).

Фонд настаивает, что пониженный тариф страховых взносов в соответствии с Законом № 379-ФЗ могут применять плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых является «транспорт и связь» (подпункт «щ» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ) только с 01.01.2012, а в 2011 году ООО «Такси ПАТП 2» должно использовать общий суммарный тариф.

Заявитель жалобы также указывает, что суд первой инстанции неправомерно распространил действие Закона № 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, на правоотношения, возникшие в 2011.

Кроме того, Управление считает, что при вынесении решения судом первой инстанции в части обязания возвратить страховые взносы в сумме 422 361 рубль было принято во внимание только одно обстоятельство - наличие у ООО «Такси ПАТП 2» задолженности по пене, которая заявителем на момент вынесения решения судом первой инстанции была погашена в полном объеме, и не приняты во внимание положения пункта 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ, устанавливающего ограничение по возможности возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов в том случае, если эти суммы уже учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, что и было сделано в соответствующие сроки 1-4 кварталов 2011 года.

С учетом изложенного, Управление просит решение суда первой инстанции от 26.10.2012 отменить.

ООО «Такси ПАТП 2» в отзыве на апелляционную жалобу и в объяснении против доводов апелляционной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит в удовлетворении жалобы отказать.

Подробно доводы Управления и Общества изложены в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу и объяснениях.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц - связи через Арбитражный суд Костромской области, представители Управления и Общества настаивают на своих позициях по делу.

Законность  решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.04.2012 ООО «Такси ПАТП 2» представило в Управление уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011, полугодие 2011, девять месяцев 2011 и 2011 год.

09.04.2011 Общество обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 422 361 рубль путем перечисления на расчетный счет плательщика.

Управление выставило в адрес заявителя 4 требования от 11.04.2011 о предоставлении необходимых пояснений либо о внесении соответствующих исправлений (представления корректирующих расчетов РСВ-1) по каждому периоду, за который представлены уточненные расчеты с примененным пониженным тарифом страховых взносов «07».

В связи с непредставлением объяснений и корректирующих расчетов Управление 18.04.2012 вынесло решение № 100 об отказе в возврате суммы 422 361 рубль.

ООО «Такси ПАТП 2» не согласилось с данным решением, посчитав его не соответствующим нормам действующего в 2011 году законодательства и обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Костромской области.

Арбитражный суд Костромской области, удовлетворяя требования заявителя, руководствовался положениями Законов № 212-ФЗ, 167-ФЗ, №379-ФЗ, Федерального закона  от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (далее - Закон № 5-ФЗ), пришел к выводу, что заявитель в 2011 имел право на применение пониженных тарифов страховых взносов, с учетом этого у него имелась переплата страховых взносов, поэтому решение об отказе в их возврате Управлением принято необоснованно, в том числе и по основаниям, которые не предусмотрены  действующим законодательством.

Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что дата вступления в силу закона, которым были внесены изменения (Закон № 379-ФЗ) в данном случае значения не имеет, так как закон не связал временной срок наличия тех или иных обстоятельств со временем вступления в силу изменений, внесенных в закон.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва  на жалобу и объяснений, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ ООО «Такси ПАТП 2» является плательщиком страховых взносов.

Пунктом 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать  страховые взносы.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (статья 10 Закона № 212-ФЗ).

В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона N 212-ФЗ.

Статьей 26 Закона № 21-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась. Форма решения о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 11 статьи 26 Закона № 212-ФЗ).

Орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами сообщить о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе от осуществления зачета (возврата) невозможно, указанное сообщение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (часть 16 статьи 26 Закона № 212-ФЗ).

В случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 настоящей статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Согласно пункту 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право, в том числе, требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) в течение переходного периода 2011-2027 применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

а) производство пищевых продуктов;

б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

в) текстильное и швейное производство;

г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

д) обработка древесины и производство изделий из дерева;

е) химическое производство;

ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;

з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

и) производство готовых металлических изделий;

к) производство машин и оборудования;

л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

м) производство транспортных средств и оборудования;

н) производство мебели;

о) производство спортивных товаров;

п) производство игр и игрушек;

р) научные исследования и разработки;

с) образование;

т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;

у) деятельность спортивных объектов;

ф) прочая деятельность в области спорта;

х) обработка вторичного сырья;

ц) строительство;