ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2013 года Дело N А40-86709/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013г.

Полный текст постановления изготовлен  24.01.2013г.

Девятый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего судьи Сумароковой Т. Я.,

судей Панкратовой Н. И., Савенкова О. В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красноуховой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Росгосстрах" на решение Арбитражного суда г. Москвы от «18» сентября 2012г. по делу № А40-86709/12-143-215, принятое  судьей Гедрайтис О.С., по иску  ООО "Росгосстрах" (ИНН  5027089703, ОГРН  1025003213641) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН  1037700255284 ) о взыскании 42 727 рублей 20 коп.

при участии в судебном заседании представителей: от истца: Брылев М.Ю. по доверенности от 12.03.2012 от ответчика: Бессонов В.В. по доверенности от 22.09.2012 № 212/3171

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» обратилось с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 42 727руб. 20 коп. возмещения вреда.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда первой инстанции не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании заявитель апелляционной жалобы полностью поддержал ее доводы, ответчик с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие  выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия  установила следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между истцом и Зубовым А.А. (страхователем) был заключен Договор добровольного страхования строения по адресу: Удмуртская Республика, Малопургинский р-н, п. Постольский, сан Юськи, д. 29 на период с 16.07.2010г. по 15.07.2011 г., что подтверждается полисом серии 3070 №9584840.

В ночь с 02.06.2011 г. на 03.06.2011 г. произошел пожар с последующим взрывом боеприпасов на территории в/ч 86696 в с. Пугачево Малопургинского р-на Удмуртской Республики, в результате чего вышеуказанному застрахованному имуществу был причинен ущерб.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики № 421-р от 03.06.2011 года на указанной территории Удмуртской Республики введен режим чрезвычайной ситуации. Таким образом, страховщику был известен особый режим возникновения страхового случая.

Страховщиком (истцом) был оплачен ущерб в размере 42 727 руб. 20 коп., что подтверждается платежным поручением №826 от 25.07.2011г.

В обоснование иска и апелляционной жалобы истец ссылается на то,  что к истцу, выплатившему страховое возмещение, перешло, в пределах выплаченной суммы, право требования, которое страхователь имел к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В обоснование  доказательства размера причиненного ущерба ООО «Росгосстрах» представлен в материалы дела  Акт о гибели, повреждении или утрате строений (квартир), домашнего и/или другого имущества от 09.06.2011г. №4411510, составленный филиалом ООО «Автоконсалтинг плюс» по Удмуртской Республике.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011г. № 1296-р Правительством Российской Федерации поручено Правительству Удмуртской Республики оказать финансовую помощь бюджету Удмуртской Республики за счет предоставления в 2011 г. из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере до 2 млрд. рублей для ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Минобороны России, расположенных в районе с. Пугачево (Малопургинский район. Удмуртская Республика).




Согласно п. 2 Распоряжения № 1296-р Правительству Удмуртской Республики поручено дотацию использовать в следующих целях: а)восстановление, строительство и приобретение жилья взамен утраченного для предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо осуществление компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения; б)оказание материальной помощи, гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тыс. рублей каждому гражданину; в) восстановление и 4 строительство объектов инфраструктуры; г)решение иных вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения.

Пунктом 3 Распоряжения № 1296-р предусмотрено, что Правительство Удмуртской Республики обязано представить в Минрегион России согласованные с МЧС России и МВД России списки граждан, лишившихся жилого помещения и утративших имущество в результате чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 Распоряжения, а также другие документы, обосновывающие использование дотации.

Так, Распоряжением № 1296-р Правительству Удмуртской Республики была выделена финансовая помощь, а также были закреплены полномочия по решению вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, в том числе по возмещению вреда причиненного имуществу граждан.

Письмом от 26.06.12г. исх. № 205/211/145 Минобороны России обратилось с запросом о предоставлении информации о выделении (не выделении) денежных средств из бюджета Российской Федерация и возмещении ущерба пострадавшим гражданам и их имуществу, в том числе Зубовым А.А. адрес имущества: Удмуртская Республика, Малопургинский р-н, п. Постольский, сан Юськи, д. 29.

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики письмом от 13.07.12г. исх. № 01-02/3432, сообщило ответчику, что финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется за счет и в пределах дотаций из федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 1296-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.05.12 г. № 713-р, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Порядком финансирования мероприятий по проведению восстановительных на объектах жилищного фонда, получивших повреждения вследствие чрезвычайной ситуации и Порядком выплаты материальной помощи в связи с утратой имущества гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, утвержденными постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 г. № 292, относится к компетенции Администрации муниципального образования «Малопургинский район» Удмуртской Республики.

В соответствии с пп. 2 п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает и утверждает (устанавливает) методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно Методическим рекомендациям по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства российской федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных 2 ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 ноября 2010 г. № (далее Методические рекомендации) методические рекомендации содержат основные предъявляемые требования к оформлению и заполнению обосновывающих документов (приложения), необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с разделом 2 Методических рекомендаций к рассмотрению принимаются только документы, подтвержденные соответствующими федеральными службами Российской Федерации, факты о произошедших на территориях субъектов Российской Федерации чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о террористическом акте и (или) контртеррористической операции.

Как следует из п. 6 Методических рекомендаций к указанным документам относится Акт обследования поврежденного объекта (далее - акт обследования) обследуется специально созданной для обследования объектов комиссией и составляется на каждый поврежденный объект.

Акт обследования подписывается председателем и членами комиссии, согласовывается с руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования, утверждается руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующими печатями.  Подписи должностных лиц должны соответствовать фамилиям, указанным в расшифровках подписи. При подписании документа другими уполномоченными должностными лицами, указываются их должности с расшифровкой подписей и заверяются печатью.

В соответствии с п. 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

На основании проведенного обследования составляются акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества, согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования и утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатью.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации № 1296-р между Администрацией муниципального образования «Малпургинский район» и ООО «Мали» заключен муниципальный контракт от 13.07.11 г. № 113МО, в соответствии с которым выполнены ремонтные работы, результат которых принят собственником жилого дома, что подтверждается Актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.11г. и КС-3 от 31.08.11.

На основании Акта обследования утраченного имущества от 20.08.11 г. № 220110 и заявления Зубова Андрея Александровича от 24.08.11г. пострадавшему предоставлена материальная помощь в связи с утратой имущества в размере  30 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.08.11 г. № 8539.

На основании заявления Зубова Андрея Александровича от 29.09.2011 года  Администрацией муниципального образования «Малпургинский район» принято решение о предоставлении компенсационной выплаты на проведение восстановительных работ в размере 114 751 руб. и было заключено Соглашение о компенсационной выплате собственнику (правообладателю) объекта жилищного фонда. Выплаты произведены платежными поручениями от 18.10.11 г. № 16911, от 16 апреля 2012 г. № 10301.

В обоснование исковых требований и доказательства размера причиненного ущерба ООО «Росгосстрах» представлен Акт о гибели, повреждении или утрате строений (квартир), домашнего и/или другого имущества от 09.06.2011г. №4411510, составленный филиалом ООО «Автоконсалтинг плюс» по Удмуртской Республике.

В силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Акты гибели, повреждении или утрате строения (квартир), домашнего и/или другого имущества, составленный филиалом ООО «Автоконсалтинг плюс» по Удмуртской Республике и  представленные отчеты не соответствуют требованиям  ст.11 Закона об оценочной деятельности, п. 15 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года № 254.

В связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности истцом размера своих исковых требований.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.  Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исходя из изложенного,  из совокупности представленных по делу доказательств  решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Госпошлина по апелляционной жалобе в порядке ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь ст.176пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда города Москвы от «18» сентября 2012г. по делу  № А40-86709/12-143-215 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу  со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном  суде Московского округа.

     Председательствующий
   Т. Я. Сумарокова

     Судьи
   Н. И. Панкратова

     О.В. Савенков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка