• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2013 года Дело N А40-86906/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Н.О. Окуловой,

Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ООО «Сельхозпродукт»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2012г.

по делу № А40-86906/12-20-503, принятое судьей А.В. Бедрацкой

по иску ООО «Сельхозпродукт»

(ОГРН 1097746489390, 124460, г. Москва, г. Зеленоград,

4-й Западный проезд, д. 6, стр. 1)

к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала №40

(ГУ-МРО ФСС РФ)

(ОГРН 1027700532298, 127006, г. Москва, Страстной бульвар, д. 7, стр. 1)

о взыскании пособия по беременности и родам в размере 71 949,19 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Сухоносова И.С. по дов. № 3 от 01.06.2012

от заинтересованного лица - не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Сельхозпродукт» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала №40 (далее - заинтересованное лицо, фонд) о взыскании пособия по беременности и родам в размере 71949,19 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2012 года в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Через канцелярию суда заблаговременно от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статей 123, 156 АПК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в ней. Просил отменить решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 15.02.2012 года заявитель обратился к заинтересованному лицу с просьбой возместить денежные средства выплаченные гражданке Курбацкой Т.А. в связи с выплатой ей пособия по беременности и родам, в размере 71949,19 рублей.

24.02.2012 года заявитель получил ответ, в котором фонд отказал в выплате обществу денежной компенсации, мотивировав свой отказ тем, что Курбацкая Т.А. является гражданкой Республики Беларусь.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит довод о том, что вступившее в законную силу решение Зеленоградского районного суда г.Москвы от 06.09.2011 года, которым подтверждается право гражданки Курбацкой Т.А. на получение выплат в связи с материнством и за счет средств фонда, исполнено обществом, выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, сделаны без учета данного решения, выплата должна производиться за счет средств фонда.

Данные доводы рассмотрены и отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо является государственным внебюджетным фондом и действует в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 101 от 12.02.1994 года.

В соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом денежные средства фонда являются государственной собственностью и находятся в оперативном управлении ФСС РФ и как следствие изъятию не подлежат.

Согласно п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22.06.1996 года «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

На основании п. 3 Решения все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

В соответствии со ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той договаривающейся стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

Поскольку вышеуказанный договор является более поздним нормативно-правовым актом, чем Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 11.06.1996 года № 4, то к застрахованным лицам в соответствии с ч. 1 ст. 2 Договора относятся проживающие на территориях договаривающихся сторон лица и являющиеся их гражданами. При этом в соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 1 Договора «место жительства (проживания)»: в Российской Федерации - место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации, - определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству Российской Федерации; в Республике Беларусь - постоянное место жительства на законных основаниях на территории Республики Беларусь, определяемое или признаваемое в качестве такового согласно законодательству Республики Беларусь.

Таким образом, право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29.12.2006г., право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждане.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц определяется в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а именно в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона № 115-ФЗ временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание (разрешение на временное проживание- подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего его личность); постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность); временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы и получившее миграционную карту, но не имеющее вида не жительство или разрешения на временное проживание (миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).

Как правильно установлено судом, Курбацкая Татьяна Александровна имеет статус «временно пребывающего» в РФ иностранного гражданина, что подтверждается также ответом из УФМС России по Московской области (л.д. 44).

Таким образом, иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих и работающие по трудовому договору на территории РФ, не являются застрахованными лицами на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Следовательно с 01.01.2010 на сумму выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, страховые взносы не начисляются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). В связи с этим средства, необходимые на возмещение расходов работодателям по выплате пособий временно пребывающим иностранцам, в ФСС РФ не формируются.

Аналогичный порядок установлен ст. 1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно Письма Минфина России № 03-03-06/2/224 от 13.11.2009 года, временно пребывающие на территории Российской Федерации граждане могут получать пособие по беременности и родам только за счет работодателя, так как не признаются застрахованными лицами согласно законодательству о социальном страховании.

Как следует из представленной заявителем в материалы дела пояснительной записки в списке застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отсутствует Курбацкая Т.А. как застрахованное лицо (л.д. 45-46).

Согласно Решению Зеленоградского районного суда фонд выступал в качестве третьего лица, а обязанность по выплате пособия была возложена на заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что пособие, подлежащее взысканию с заявителя по решению Зеленоградского районного суда, не может быть назначено и выплачено фондом, является обоснованным, поскольку заинтересованное лицо не имеет правовых оснований для исполнения решения суда, принятого в отношении конкретного страхователя.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266-269, 271 АПК РФ, арбитражный суд.

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2012 по делу № А40-86906/12-20-503 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

     Председательствующий  
     Н.О. Окулова

     Судьи  
   В.Я. Голобородько

     С.Н. Крекотнев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-86906/2012
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 17 января 2013

Поиск в тексте