ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2013 года Дело N А40-87024/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.Е. Верстовой

судей О.Н. Лаптевой, А.И. Трубицына

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.О. Тимошенко

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной собственности» на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2012 года по делу № А40-87024/12-12-396, принятое судьёй А.С. Чадовым по иску Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной собственности» (ОГРН 1087799012707; 123290, г. Москва, Шелепихинская наб., д. 8а) к ООО «Форум Р» (ОГРН 1107746263965; 107076, г. Москва, Колодезный пер., д. 14, офис 608) о пресечении действий по осуществлению публичного исполнения фонограмм

при участии в судебном заседании:

от истца: Аксенова Н.А. (по доверенности от 09.10.2012)

в судебное заседание не явились представители:

от ответчика: извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (далее - истец, ВОИС) обратилась 25 июня 2012 года в Арбитражный суд города Москвы с иском взыскании с ООО «Форум Р» (далее - ответчик) компенсации за нарушение исключительных прав на вознаграждение в размере 645.000 рублей (с учетом частичного отказа от исковых требований).

Решением  Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2012 года по делу № А40-87024/12-12-396 в удовлетворении исковых требований о взыскании с ООО «Форум Р» для выплаты исполнителям и изготовителям фонограмм компенсацию в размере 645.000 руб. за нарушение их исключительного права на вознаграждение за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях - отказано (л.д. 132-134).

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 11 октября 2012 года,  истец обратился 09 ноября 2012 года в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит решение суда первой инстанции  отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования истца в полном объеме.

По мнению заявителя апелляционной жалобы,  судебный акт является незаконным и необоснованным, неполно выяснены судом обстоятельства, имеющие значение для дела, суд неправильно определил обстоятельства, которые доказываются актом расшифровки записи.

Заявитель указывает, что суд не пояснил: каким именно образом отсутствие документов и доказательств, подтверждающих «процессуальный статус лица, осуществляющего запись» могло повлечь  недопустимость или недостоверность доказательств, представленных истцом. Непонятно, что именно подразумевает суд под термином «процессуальный статус».

Представитель ответчика, не явился в судебное заседание апелляционного суда, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии ответчика в порядке ст.123, 156 АПК  РФ.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель  истца поддерживает  доводы апелляционной жалобы.

Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца,  не  находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города от 11 октября 2012 года по делу № А40-87024/12-12-396.

Как следует из материалов дела,  Общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» является организацией по управлению правами на коллективной основе, которой 06.08.2009 г. на основании приказов Росохранкультуры № 136 и 137 предоставлена государственная аккредитация на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иск мотивирован тем, что ответчик без согласия правообладателей незаконно использовал музыкальные произведения (фонограммы) путем их воспроизведения, доведения до всеобщего сведения, распространения в помещении бара «Дорогая, я перезвоню», принадлежащего ответчику и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тверская-Ямская, д. 10,  что является нарушением исключительных прав правообладателей. ВОИС является единственной аккредитованной организацией, уполномоченной на защиту прав неопределенного круга исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения  за  публичное исполнение фонограмм,  опубликованных в коммерческих целях, а так же их сообщение в эфир или по кабелю (ст. 1326 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о  том, что судебный акт является незаконным и необоснованным, неполно выяснены судом обстоятельства, имеющие значение для дела и отклоняет на основании следующего.

В соответствии с п. 5 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, ВОИС вправе от имени исполнителей, изготовителей фонограмм или от своего имени предъявлять требования в суде в защиту нарушенного права исполнителей и изготовителей фонограмм. При этом, истец действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя свидетельством о государственной аккредитации (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации  (ст.  1233),  если  Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие  лица  не  могут  использовать  соответствующие  результат

интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

На основании п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

В соответствии с действующим гражданским законодательством, в  случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения (ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что основанием иска является утверждение заявителя о том, что ответчик без согласия правообладателей незаконно использовал музыкальные произведения (фонограммы) путем их воспроизведения, доведения до всеобщего сведения, распространения в помещении бара «Дорогая, я перезвоню», принадлежащего ответчику и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тверская-Ямская, д. 10, что является нарушением исключительных прав правообладателей.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный  суд  устанавливает  наличие  или  отсутствие  обстоятельств,

обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 1 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Судебный акт мотивирован тем, что  представленные доказательства, безусловно, не подтверждают юридически значимые обстоятельства и не образуют единую цепь доказательств, позволяющих установить вину и утверждать о нарушении исключительных прав истца ответчиком.

В силу ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации, в частности, в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.

Суд указал в обжалуемом решении, что, предъявляя требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, доказыванию, среди прочего, подлежит наличие прав правообладателя на фонограмму, а также факт незаконного использования указанной фонограммы. Установление указанных выше обстоятельств является существенным для дела и от их установления зависит правильное разрешение настоящего спора, при этом, вопрос оценки представленных на разрешение спора доказательств на допустимость, относимость и достаточность является компетенцией суда, разрешающего спор.

Достаточных и допустимых доказательств незаконного использования ответчиком рассматриваемых фонограмм суду не представлено.

Компенсация за нарушение исключительного права подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения (п. 3 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, которые доказываются актом расшифровки записи,  отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается материалами дела.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, однако, истцом доказательств, подтверждающих нарушение его исключительных прав, суду не представлено.

Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленная видеозапись не соответствует критериям допустимости и достоверности по причине непредставления в суд самого записывающего устройства «HTC Sensation». Копия видеозаписи, предоставленная истцом, не подтверждает время записи, указанное истцом. Сама видеозапись сделана с использованием технического устройства, не позволяющего установить достоверно источник звука, при этом, им мог бы быть и музыкальный проигрыватель, не принадлежащий ответчику.

Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.

Иными доказательствами факт незаконного использования ответчиком фонограмм истец не подтверждает.

Суд указал в обжалуемом решении, что  акт расшифровки записи от 24.04.2012 г. № 53 в качества доказательства по делу не принимает во внимание, поскольку данный акт не содержит информации, которая могла бы подтвердить фактические действия лица, осуществившего запись.

При  указанных  обстоятельствах,   суд  пришел  к  выводу  о  том,  что  из-за отсутствия доказательственной базы невозможно установить наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Заявитель ссылается в жалобе на то, что суд не пояснил: каким именно образом отсутствие документов и доказательств, подтверждающих «процессуальный статус лица, осуществляющего запись» могло повлечь  недопустимость или недостоверность доказательств, представленных истцом… Непонятно, что именно подразумевает суд под термином «процессуальный статус».

Данные доводы проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.

Доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.

Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 2000 рублей относится на заявителя жалобы и оплачена по платежному поручению №355 от 02 ноября 2012 года.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2012 года по делу  № А40-87024/12-12-396 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

     Председательствующий  
  М.Е. Верстова

     Судьи
    О.Н. Лаптева

     А.И. Трубицын

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка