• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2013 года Дело N А46-23887/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Черемновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10462/2012) Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала «Омскэнерго»

на решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2012 по делу № А46-23887/2012 (судья Чернышёв В.И.),

принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала «Омскэнерго»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

о признании незаконным решения от 11.03.2012 № 05/21-11,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Омского муниципального района Омской области, Бобриковича Михаила Федоровича, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - Кобылянский Сергей Николаевич (паспорт, по доверенности № 95 от 21.03.2012 сроком действия по 20.03.2015);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Лаптева Галина Владимировна (удостоверение, по доверенности № 12-05/ГЛ от 11.01.2013 сроком действия до 31.12.2013);

от Администрации Омского муниципального района Омской области - Гукова Светлана Александровна (паспорт, по доверенности № 1 от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013);

от Бобриковича Михаила Федоровича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» (далее - Общество, ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 11.03.2012 о прекращении рассмотрения дела № 05/21-11, возбуждённого по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области по части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решением от 22.10.2012 по делу №А46-23887/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано. В обоснование решения суд первой инстанции указал, что материалы дела не содержат доказательств того, что размещение объектов электросетевого хозяйства заявителя возможно только единственным способом на испрашиваемых заявителем земельных участках, которые налагаются на земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц. Поскольку заявления на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» поступили от физических лиц для удовлетворения собственных нужд, не связанных с обеспечением потребностей муниципального образования, суд пришел к выводу о недоказанности наличия исключительных случаев для изъятия Администрацией спорных земельных участков в муниципальную собственность.

В апелляционной жалобе ОАО «МРСК Сибири», ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование своих требований податель жалобы отмечает, что Администрация Омского муниципального района Омской области не представила публичную кадастровую карту, либо кадастровую карту муниципального образования (приказ Минэкономразвития РФ от 19.10.2009 № 416) на которой можно было бы увидеть, что прокладка линий электропередачи до земельных участков граждан, перед которыми ОАО «МРСК Сибири» имеет обязательства по технологическому присоединению, возможна только через земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц. То обстоятельство, что прокладка линий электропередачи до земельных участков граждан, перед которыми ОАО «МРСК Сибири» имеет обязательства по технологическому присоединению, возможна только через земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, не освобождает Администрацию от исполнения установленных законом обязанностей обеспечить электроснабжение населения, путем выкупа для этих целей, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Администрация выразила свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.

Из обращения Бобриковича М.Ф., поступившего в Омское УФАС России 11.08.2011, (вх. № 7640) из прокуратуры Омского района Омской области, следует, что, будучи собственником земельного участка, расположенного: Омская область, Омский р-н, п. Дружино на юго-восток от здания Администрации Дружинского сельского поселения, Бобрикович М.Ф. не может подключиться к коммуникационным сетям.

Согласно заявлениям (от 05.07.2011 вх. № 6033, от 26.08.2011 вх. № 8110) ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» неоднократно обращалось в Администрацию Омского района с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду для размещения объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения потребителей, в том числе Бобриковича М.Ф.

На основании приказа от 17.08.2011 № 224 возбуждено дело № 05/21-11 по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; создана Комиссия по его рассмотрению.

Установив, что не предоставление Администрацией Омского района испрашиваемых ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» земельных участков, не относящихся ни к муниципальной собственности, ни к государственной не разграниченной собственности, не может быть квалифицировано как бездействие органа местного самоуправления, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, Комиссия Омского УФАС России, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, вынесла решение о прекращении рассмотрения дела № 05/21-11, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Полагая, что данное решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», Общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 22.10.2012 по делу №А46-23887/2012 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 23 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Как было установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области по части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по Омской области установила, что Участок жилой застройки, расположенный в границах ул. Полевой и ул. Придорожной села Дружино Омского района Омской области, площадью 52 га (где, в т.ч. находится земельный участок, принадлежащий Бобриковичу М.Ф.) ранее принадлежал Гавриленко В.Н. Данный участок жилой застройки поделён на индивидуальные земельные участки для продажи.

19.04.2010 Бобрикович М.Ф. приобрёл земельный участок в селе Дружино Омского района Омской области (местоположение: примерно в 625 м по направлению на юго-восток относительно водонапорной башни, имеющей адрес: Омская область, Омский район, ул. Восточная, д. 17).

12.08.2010 между Бобриковичем М.Ф. и ОАО «МРСК Сибири» заключён договор № 2055.2995.10 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири», согласно которому Общество взяло на себя обязательство осуществить работы по присоединению в срок до 12.08.2011. Вместе с тем, до настоящего времени ОАО «МРСК Сибири» не исполнило данных обязательств.

Земельный участок, фактически представляющий собой «технологические коридоры» земельного массива в границах ул. Полевой и ул. Придорожной села Дружино, остался в собственности у Гавриленко В.Н. ОАО «МРСК Сибири» дважды в адрес Гавриленко В.Н. направлялись заказные письма с уведомлением (копии конвертов от 01.06.2011, от 03.08.2011 и почтовых уведомлений с отметкой «истёк срок хранения») с предложением установления сервитута для целей строительства линии электропередач, указанные письма не были получены Гавриленко В.Н.

Из материалов дела усматривается, что Общество обращалось в Администрацию Омского района как орган местного самоуправления, наделённый в соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ полномочиями по предоставлению земельных участков с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства линии электропередачи от объектов сетевого хозяйства ОАО «МРСК Сибири» до земельного участка Бобриковича М.Ф. Администрация Омского района до настоящего времени не разрешила вопрос о предоставлении ОАО «МРСК Сибири» земельного участка.

Также Администрацией Омского района оставлены без ответа более 90 поданных ОАО «МРСК Сибири» заявлений о предоставлении земельных участков по иным адресам (приложение к исх. № 1.5/37-24/7042 от 29.09.2011).

ОАО «МРСК Сибири» бездействие органа местного самоуправления по решению вопросов предоставления земельных участков расценивает как препятствие в осуществлении Обществом хозяйственной деятельности.

В соответствии определением от 22.11.2011 ОАО «МРСК Сибири» представило Комиссии перечень обращений о выделении земельных участков под строительство линейных объектов, оставленных Администрацией Омского муниципального района без ответа, либо по которым Администрацией Омского муниципального района необоснованно отказано в выделении земельного участка, по состоянию на 1 декабря 2011 года.

Судом первой инстанции было установлено, заявителем не опровергнуто, что испрашиваемые ОАО «МРСК Сибири» земельные участки в большинстве случаев принадлежат на праве собственности физическим лицам, а также находятся в границах садоводческих некоммерческих объединений (товариществ).

Судом также установлено, что в ходе рассмотрения дела № 05/21-11 в результате проведённого сравнительного анализа списков обращений от 29.09.2011 (96 адресов) и от 13.12.2011 (77 адресов) Комиссией Омского УФАС России выявлено несовпадение представленных списков (за исключением 6 позиций), в связи с чем заинтересованное лицо пришло к выводу о результативном рассмотрении обращений ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении земельных участков, указанных в первоначальном списке от 29.09.2011, и поэтому эти обстоятельства не были расценены Комиссией как бездействие Администрации Омского района. Кроме того, антимонопольным органом было учтено, что согласно представленным в заседание комиссии 24.02.2012 документам (в том числе кадастровым выпискам и схемам расположения земельных участков), специалистами Администрации повторно были рассмотрены те обращения, о предоставлении земельных участков по которым ОАО «МРСК Сибири» ранее были направлены отказы в связи с нахождением испрашиваемых земельных участков в частной собственности, с целью изыскать возможность выбора иного размещения линий электропередач, изменения конфигурации испрашиваемых земельных участков. И на момент вынесения оспариваемого решения было установлено, что из 152-х заявлений только в трёх случаях имеется такая возможность.

Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Получая такие документы, в которых указаны конкретные размеры земельных участков, длина и ширина объектов электросетевого хозяйства, Администрация фактически ограничена в выборе земельных участков. На основании вышеизложенного доводы заявителя о том, что именно орган местного самоуправления изыскивает возможные варианты выбора земельного участка для размещения объекта являются необоснованными.

Доводы заявителя о неправильном толковании судом статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованны в связи с тем, что изъятие земельного участка является принудительным основанием лишения права собственности. В силу части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков производится для муниципальных нужд только в исключительных случаях, а конкретные случаи, которые уже будут являться исключительными, установлены в части 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, среди которых определен такой случай как размещение объектов электроснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - филиал «Омскэнерго» не предоставило в суд доказательств того, что выбор испрашиваемых земельных участков является исключительным случаем для размещения объектов электросетевого хозяйства, также не предоставило доказательств, того, что были изысканы иные варианты возможного размещения объектов.

Муниципальные нужды обуславливаются функциями по решению вопросов местного значения муниципального образования. Так как заявления на подключение к объектам электросетевого хозяйства поступили в Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - филиал «Омскэнерго» от юридических и физических лиц для удовлетворения собственных потребностей, поэтому имеют место случаи организации электроснабжения населения. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электроснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения и разрешение вопроса об изъятии земельных участков для вышеназванных целей должно осуществляться органами местного самоуправления поселений при наличии соответствующих оснований.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно счел состоятельными выводы Комиссии Омского УФАС России о том, что не предоставление Администрацией Омского района испрашиваемых ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» земельных участков, не относящихся ни к муниципальной собственности, ни к государственной не разграниченной собственности, не может быть квалифицировано как бездействие органа местного самоуправления, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2012 по делу № А46-23887/2012 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     Л.А. Золотова

     Судьи

     А.Н. Лотов

     Н.А. Шиндлер

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А46-23887/2012
Принявший орган: Восьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 21 января 2013

Поиск в тексте