СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2013 года Дело N А71-11355/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,

при участии:

от заявителя Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства» (ИНН 1835038790, ОГРН 1021801655523) - не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 13 ноября 2012 года

по делу № А71-11355/2012,

принятое судьей Коковихиной Т.С.

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики

о признании незаконными действий,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Урала при Спецстрое» (далее ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики по отказу в возмещение излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 76 613,44 руб., а также обязании фонда возвратить излишне уплаченные страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в указанном размере и выплатить предприятию проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 510,76 руб. с дальнейшим их начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования равной 8%, начиная с 28.08.2012 по день фактической оплаты долга.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2012 заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 76 613,44 руб., как несоответствующие требованиям Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009. На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики возложена обязанность по возврату предприятию излишне уплаченных страховых взносов на сумму 76 613,44 руб. С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» взысканы проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 510,76 руб. с начислением процентов на сумму долга в размере 76 613,44 руб., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ равной 8% годовых, начиная с 28.08.2012 по день фактической уплаты долга.

Не согласившись с решением суда, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку судом нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике наделено полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у плательщика задолженности по пеням, штрафам невозможен. Наличие задолженности не связано с неутратой возможности ее взыскания в силу положений ст. 26 Закона № 212-ФЗ. В действиях управления отсутствует нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов. Проценты могут быть начислены только на несвоевременно возращенные по заявлению организации суммы страховых взносов.

ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, оснований для отмены нет.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России», являющее правопреемником ФГУП «Строительное управление № 607 при Спецстрое России» в январе 2012г. перечислило за данную организацию страховые взносы за декабрь 2011г. Впоследствии было выявлено, что сумма в размере 76 613,44 руб. является излишне выплаченными страховыми взносами. Данный факт подтверждается актом совместной сверки расчетов № 01903512АС0001165 от 04.06.2012 (л.д. 43-44).

03.07.2012 ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» обратилось в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 76 613,44 руб., в том числе: 64 049,85 - зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии, 7636,70 руб., зачисляемых в ФФОМС, 4926,89 руб., зачисляемых в ТФОМС (л.д. 40).

12.07.2012 письмом за № 13257/15-16 фонд сообщил, что 11.07.2012 принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, в связи с наличием задолженности по взносам, пеням, штрафам в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС, ТФОМС за 2011г. и по пеням по 182 главе КБК за 2005г. по данным фонда.

Полагая, что действия фонда по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов незаконны, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что у фонда отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.

Частью 2 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей.

Согласно статье 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Частью 14 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с частью 15 статьи 26 Закона № 212-ФЗ до истечения срока, установленного частью 14 данной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из анализа пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона № 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена на орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов.

В соответствии с Положением «Об Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Ижевске (межрайонном) Удмуртской Республики», утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда России от 28.04.2007 № 100П Управление является территориальным органом Пенсионного фонда России, то есть на него возложены функции органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе деятельность по возврату излишне уплаченных страховых взносов.

Учитывая, что органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета по настоящему делу является Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, следовательно, предприятие обоснованно обратилось к нему с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Соответствующие доводы фонда подлежат отклонению.

Как следует из материалов дела, факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 76 613,44 руб. фондом не оспаривается.

При этом, в обоснование отказа в возврате страховых взносов фонд указал на наличие пени по 182 главе КБК за 2005г. и наличие задолженности по взносам, пеням, штрафам в Пенсионный фонд РФ, ФФОМС, ТФОМС за 2011г.

Согласно пункту 12 статьи 26 Закона № 212-ФЗ - возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31.12.2009 включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Таким образом, поскольку по настоящему делу спорным периодом является, в том числе 2005 год, следовательно, в указанной части применению подлежит Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон № 167-ФЗ).

Статьей 25 Закона № 167-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 25.1 Закона № 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Как установлено ст. 2 Закона № 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Из содержания пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.

При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исходя из указанных норм Управление пенсионного фонда при выявлении имеющейся задолженности по уплате пени за 2005 год у предприятия обязано было своевременно принять меры по их взысканию. Однако Управлением не представлены доказательства принятия надлежащих мер по принудительному взысканию задолженности по пени за 2005 год в установленные сроки и в определенном законом порядке.

Из материалов дела следует и фондом не представлено обратного, что возможность принудительного взыскания пени утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, фондом ни в материалы дела, ни вместе с апелляционной жалобой не представлено доказательств наличия задолженности по пени за 2005г. и обоснованности ее начисления.

Соответствующие доводы фонда о правомерности учета спорных сумм пени за 2005г. при отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов не соответствуют нормам действующего законодательства. Проведение зачета в рассматриваемой ситуации будет противоречить требованиям налогового законодательства, нарушать права заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него налоговые обязательства, взысканием которых не воспользовался фонд в предусмотренном законодательством порядке.

В части наличия недоимки по взносам и  пени в Пенсионный фонд РФ, ФООМС, ТФОМС за 2011г. судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Согласно решению фонда от 26.07.2012 № 01903512РК0001963, с учетом частичной отмены решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Удмуртской Республике от 27.09.2012 № 36, у предприятия на дату выставления требования от 07.09.2012 № 01903540081600 за 2011г. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 0,56 руб., пени в сумме 0,03 руб., по страховым взносам в ФФОМС в сумме 0,01 руб., по страховым взносам в ТФОМС в сумме 0,01 руб. (л.д. 80-83, 85-86).

При этом, возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 Закона № 212-ФЗ.

Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и(или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно (п. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности у фонда самостоятельно произвести зачет в счет погашения имеющейся недоимки по страховым взносам и пени за счет переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, а оставшуюся после зачета сумму вернуть страхователю.

В соответствии с п. 17 ст. 26 Закона № 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 ст. 26 Закона № 212-ФЗ, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.