• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 февраля 2013 года Дело N А51-21151/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2013 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-11718/2012

на решение от 21.11.2012 года

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-21151/2012 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» (ИНН 2538064950, ОГРН 1022501897560, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2002)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2012)

о признании недействительным решения №20401 от 28.06.2012

при участии:

от ООО «Евро-Азиатское инвестиционное агентство»: Иванов А.Ю. по доверенности от 07.09.2012, срок действия 1 год;

от МИФНС № 12 по Приморскому краю: Данилян Е.Ю. 0 главный госналогинспектор по доверенности № 04-03/02558 от 25.01.2013, срок действия 1 год, Шемина О.Н. - главный специалист-эксперт по доверенности № 04-03/03822 от 31.01.2013, срок действия 1 год

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» (далее «общество», «заявитель», «налогоплательщик») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее «налоговый орган», «инспекция») от 28.06.2012 № 20401 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением от 21.11.2012 года суд удовлетворил требования общества.

Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган указывает, что расчет земельного налога за 2011 год необходимо производить исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Приморского края №437-па от 30.12.2010 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края» (далее по тексту - постановление №437-па). Ссылаясь на ст.ст.15, 389, 390 НК РФ, налоговый орган полагает, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством, что определяет иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков. В подтверждение правомерности изложенных выводов налоговый орган ссылается на Определение Верховного суда РФ от 16.11.2011 №56-Г11-22 по гражданскому делу по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.4 постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па.

В судебном заседании представитель МИФНС № 12 по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Обществом 23.01.2012 в МИФНС России №12 по Приморскому краю представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма исчисленного налога по земельному участку с кадастровыми номером 25:28:40009:242 составила 188 782 рублей.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, о чем составлен акт проверки от 05.05.2012 № 19527, по результатам рассмотрения которого принято решение от 28.06.2012 №20401.

В ходе проверки инспекцией установлено, что организацией при исчислении налога применена кадастровая стоимость земельного участка 12585497руб., то есть без учета изменений кадастровой стоимости участка, установленной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па, которым кадастровая стоимость определена в размере 30411276руб.

С учетом исчисления земельного налога за 2011год исходя из кадастровой стоимости участка, установленной постановлением №437-па, сумма налога составила 456169руб., в результате чего решением налогового органа Обществу доначислено 267387руб. земельного налога, 17262,07руб. пени за период с 06.05.2011 по 28.06.2012, а также 53477 руб. штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в результате неправильного исчисления.

Обществом была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 24.08.2012 № 13-11/21113 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 28.06.2012 № 20401 - без изменения.

Заявитель, полагая, что решение инспекции от 28.06.2012 № 20401 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Администрация Приморского края постановлением от 30.12.2010 №437-па утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края. Пункт 4 указанного нормативного акта содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу со дня его официального опубликования и распространении его действия на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Постановление Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па официально опубликовано в издании «Приморская газета», спецвыпуск 31.12.2010 №111 (502).

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В соответствии с п.14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 № 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Как правильно указал суд первой инстанции, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (Определение Конституционного Суда от 03.02.2010 N 165-О-О).

Таким образом, как правильно указал суд, с учетом толкования природы земельного налога как имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в данном случае принятым постановлением Администрации Приморского края №437-ПА последствия, оговоренные в пунктах 3,4 статьи 5 НК РФ, не установлены, что исключает вступление рассматриваемого нормативного акта с момента его официального опубликования.

Оснований придания обратной силы рассматриваемому нормативному акту, оговоренных пунктами 3,4 статьи 5 НК РФ судом первой инстанции также не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия соглашается с выводом суда о том, что к постановлению Администрации Приморского края №437-ПА в части, относящейся к порядку исчисления земельным налогом, подлежит применению общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленный пунктом 1 статьи 5 НК РФ.

При этом использование в пункте 1 статьи 5 НК РФ формулировки "не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу" суд обоснованно расценил как то, что акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Аналогичное истолкование пункта 1 статьи 5 НК РФ приведено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Постановление № 437-па опубликовано в издании "Приморская газета" в установленном порядке 31.12.2010, один месяц со дня опубликования указанного постановления истекает 31.01.2011, то есть после первого числа налогового периода 2011 года. Следовательно, с учетом положений статьи 5 НК РФ нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части применения его положений для целей налогообложения вступил в силу и подлежит применению с 01.01.2012.

С учетом изложенного, оспариваемое решение инспекции в части доначисления заявителю земельного налога за 2011 год исходя из установленной постановлением Администрации Приморского края №437-па от 30.12.2010 кадастровой стоимости земельных участков и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, начислению пени, не может быть признано правомерным.

Судом обоснованно отклонены доводы налогового органа о применении постановления №437-па в соответствии с пунктом 4 с 01.01.2011 со ссылками на Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2011 №56-Г11-22, поскольку применение постановления №437-па в соответствии с пунктом 4 с 01.01.11 в отношении иных целей, не связанных с налогообложением, не изменяет порядок применения этого же постановления в особом порядке при исчислении земельного налога.

Указанный вывод согласуется с изложенным в абзацах 4,5 пункта 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 03.02.2010 №165-О-О о том, что нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о признании недействительным решения МИФНС России №12 по Приморскому краю от 28.06.2012 №20401 является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2012 года по делу №А51-21151/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     Е.Л. Сидорович

     Судьи

     А.В. Пяткова

     Т.А. Солохина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-21151/2012
Принявший орган: Пятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 06 февраля 2013

Поиск в тексте