АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2013 года Дело N А09-11123/2012

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Кулинич Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волвенковой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области»

к ОГПН по Бежицкому району г. Брянска,

о признании недействительным и отмене постановления №348 от 03.12.2012г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Струченков В.И. - представитель (доверенность б/н от 09.01.2013);

от ответчика: Плетус Д.Л.(удостоверение от 16.12.2011 № 086447); Макущенко И.В. - заместитель начальника (доверенность №135-4-2 от 10.01.2013)

установил:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества Брянской области» (далее - учреждение, центр) обратилось  в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора по Бежицкому району г. Брянску (далее - ОГПН, административный орган) о признании недействительным и отмене постановления №348 от 03.12.2012г.

Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением № 560 от 01.11.2012г., временно исполняющего обязанности начальника отдела надзорной деятельности по Бежицкому району г. Брянска Разуваева В.В., государственным инспектором Бежицкого района г. Брянска  по пожарному надзору Плетус Д.Л. с 22.11.2012г. по 27.11.2012г. была проведена проверка в отношении ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» с целью контроля исполнения  предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.09.2011г. №365/1/1-2, срок исполнения которого 01.05.2012г.

В ходе проверки было установлено нарушение учреждением: Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008г. №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 4, ст. 6, ст. 151, СП 1.13130.2009 п.8.1.11); Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 (п. 34), а именно: отсутствовали вторые эвакуационные выходы со второго этажа здания; вторые двери двух эвакуационных выходов на первом этаже открывались не по направлению выхода из здания.

По результатам проверки 27.11.2012г. составлены акт проверки №560, протокол №348 об административном правонарушении, а также выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 27.11.2012г. №560/1/2 в срок до 01.08.2013г.

03.12.2012г. Главным государственным инспектором Бежицкого района г. Брянска по пожарному надзору полковником внутренней службы Костиковым Сергеем Юрьевичем вынесено постановление №348 по делу об административном правонарушении о привлечении учреждения к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа 150 000 руб.

Полагая, что указанное постановление незаконно и подлежит отмене, ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» обжаловало его в арбитражный суд, сославшись на отсутствие вины юридического лица, ввиду отсутствия надлежащего финансирования и принятия заявителем всех зависящих от него мер по устранению нарушений правил противопожарной безопасности.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены ППБ 01-03.

Пунктом 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст.28. КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ст. 23.34, ст. 28.3 КоАП РФ).

Нарушение правил пожарной безопасности (ППБ)  и иных  нормативных документов в области пожарной безопасности отражены в акте проверки №560 от 27.11.2012г. и предписании  ОНД №560/1/2 от 27.11.2012г.

Указанные в протоколах нарушения ППБ носят как режимный, так и капитальный характер и имеют место быть на протяжении длительного периода времени. В случае возникновения пожара, выявленные нарушения могут отрицательно повлиять на пожарную безопасность зданий и сооружений юридического лица в целом и создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровью находящихся в нем людей.

Как следует из материалов дела, административное нарушение, выразившееся в невыполнении 2-го эвакуационного выхода со второго этажа здания, было выявлено ОГПН ещё в 2010г., о чём выносились предписания с требованием устранить вышеуказанное нарушение (изначально устанавливался срок до 01.08.2011г., потом до 01.05.2012г.).

К административной ответственности привлекался по данным фактам нарушений сам директор Диомидов Е.П., как должностное лицо.

Обжалуемым постановлением №348 от 03.12.2012г. к административной ответственности обосновано привлечено юридическое лицо.

Ссылка заявителя на отсутствие надлежащего финансирования и принятия всех необходимых мер со стороны ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» не состоятелен ввиду следующего:

05.09.2011г. директор центра направлял письмо № 211 в Департамент общего и профессионального образования Брянской области с просьбой изыскания необходимых денежных средств, для обустройства второго эвакуационного выхода. Ответа на данное  письмо не поступило. Более никаких действий директором не предпринималось в течение года и лишь 30.10.2012г. (то есть через год) за исх. №227, перед новой проверкой ОГПН, Диомидовым Е.П. было направлено письмо Председателю Брянской областной Думы Гайдукову В.И. с просьбой, выделить денежные средства для проведения срочных ремонтных работ в здании центра.

04.12.2012г. за исх. №02-02/3795 заместителем председателя областной Думы Бугаевым А.П. направлен ответ с указанием, что письмо исх. № 227 от 30.10.2012г. рассмотрено и соответствующие денежные средства предусмотрены бюджетом 2013г. за счёт дополнительных доходов.

Довод заявителя об истечении срока давности на привлечение ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» к административной ответственности, является несостоятельным.

Таким образом, суд установил, что ОГПН правомерно доказано наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела. Кроме того, административным органом учтено обстоятельство, что юридическое лицо ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» является бюджетным учреждением, вследствие чего назначен минимальный размер штрафа (150 000 руб.) предусмотренный данной статьёй.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявленные Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества Брянской области» требования о признании недействительным и отмене постановления № 348  Главного государственного инспектора Бежицкого района г.Брянска по пожарному надзору Костикова С.Ю. по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 03.12.2012г. о привлечении ГАОУ ДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» к административной ответственности в виде штрафа 150 000 руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Судья  Е.И. Кулинич

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка