• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2013 года Дело N А09-2061/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 февраля 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля2013 г.

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Земченковой Г. В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску государственного унитарного предприятия «Брянсккоммунэнерго», г. Брянск,

к муниципальному образованию городской округ «город Фокино» в лице Финансового управления города Фокино, г. Фокино Брянской области, субъекту РФ «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области и Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области, г. Брянск,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - комитета по государственному регулированию тарифов Брянской области, г. Брянск,

о взыскании 382 588 руб. 96 коп.,

при участи в судебном заседании:

от истца: Макеев А.В. (доверенность № 17-Д от 10.12.2012);

от ответчиков: от муниципального образования городской округ «город Фокино» в лице Финансового управления города Фокино - Каргина М.В, (доверенность № 152 от 30.11.2012); от субъекта РФ «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области - Касин М.К. (доверенность от 09.01.2013);

от третьего лица: Гришкина С.И. (доверенность от 09.01.2013 № КО-2012/0030),

установил:

Государственное унитарное предприятие «Брянсккоммунэнерго» (далее - ГУП «Брянсккоммунэнерго»), г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ «город Фокино» в лице Финансового управления города Фокино (далее - МО городской округ «г. Фокино» в лице Финансового управления г. Фокино), г. Фокино Брянской области, о взыскании 382588 руб. 96 коп. (с учетом уточнения) в счет частичного возмещения убытков в виде межтарифной разницы, возникших за период с 01.01.2010 по 31.03.2010.

Определением суда от 01.06.2011 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Субъект Российской Федерации «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области, г. Брянск. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по государственному регулированию тарифов Брянской области, г. Брянск.

Определением арбитражного суда от 17.08.2011 производство по делу № А09-2061/2011 приостановлено.

Определением суда от 23.11.2012 производство по делу возобновлено.

Определением суда от 10.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, г. Брянск.

На основании определения суда от 16.01.2013 ответчиком по делу считается субъект РФ «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области и Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в первоначально заявленной редакции. На вопрос суда о возможности проведения экспертизы, представления дополнительных доказательств и уточнения круга лиц по делу, ответил отказом, указав на возможность рассмотрения дела по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ГУП «Брянсккоммунэнерго» в период с 01.01.2010 по 31.03.2010 производило поставку тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Фокино: ул. Калинина д. 1-5,8,10-12,14,16, ул. Островского д. 1,2,4,5,8,9, ул. Луначарского д.1-3, ул. Ленина д. 1-12,14-16, пл. Ленина д. 1, ул. Гайдара д.2,4,6, ул. Гагарина д. 4-7, 10, 14, 14а, ул. Мира д. 1-4, 9, 13, 15-17, 20, 22, ул. Первомайская д. 2а, ул. Базарная д.7.

Собственники указанных домов оплачивали тепловую энергию, исходя из норматива потребления тепловой энергии и размера платы за коммунальные услуги, установленные в спорный период решениями Совета народных депутатов г. Фокино от 27.02.2009 № 3-1022.

Ссылаясь на то, что оплата за тепловую энергию населением производилась исходя из тарифов, установленных органом местного самоуправления, которые меньше экономически обоснованных, разница между стоимостью тепловой энергии, отпущенной в период с 01.01.2010 по 31.03.2010, по экономически обоснованным тарифам и тарифам, установленным органом местного самоуправления, составила 382 588 руб. 96 коп., истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы как убытков ГУП «Брянсккоммунэнерго».

Суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав может осуществляться путем возмещения убытков.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками следует понимать неполученные истцом доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением и убытками. В то же время ответчик вправе доказывать отсутствие своей вины в причинении убытков, если в соответствии со ст. 401 ГК вина в данном случае является условием ответственности.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава данного правонарушения, включающего наступление вреда (причинение убытков), противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя этими элементами, а также вину причинителя вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Заявленные к взысканию убытки, истец рассчитывает как разницу между стоимостью соответствующего ресурса, определенной по тарифу для населения и стоимостью ресурса, определенной исходя из экономически обоснованного тарифа.

В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть применяют правила, установленные статьями 519 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров энергоснабжения.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пунктам 4, 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю (собственнику жилого дома) в порядке, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации или непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 15 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2007 № 306, размер платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электро- и газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 424 Кодекса в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

К числу основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию Закон №41-ФЗ (статья 4), Закон № 35-ФЗ (статья 23), Закон № 210-ФЗ (статья 3) и Закон № 190-ФЗ (часть 1 статьи 7) относят, в частности, обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт электрической и тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии.

При этом предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения (часть 3 статьи 2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов (часть 4 статьи 2).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 по делу №14489/11, возложение ответственности за понесенные ресурсоснабжающей организацией убытки, возникшие вследствие неполной компенсации разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, без исследования вопроса о соответствии закону и иному правовому акту, акта соответствующего органа, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.

При рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие тарифы на отопление и горячее водоснабжение никем из сторон не были в установленном порядке оспорены или признаны судом недействующими.

Из материалов дела и пояснений МО городской округ «г. Фокино» в лице Финансового управления г. Фокино и Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области следует, что установление платы за отопление и горячее водоснабжение в размере меньше экономически обоснованного связано с установлением предельного индекса роста тарифов. Приказом Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 24.10.2008 № 9/1-жкх на 2010 год установлены предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию.

Доказательства возможности установления ответчиком иной (большей) платы за отопление и горячее водоснабжение в рамках предельного индекса истцом не представлены.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательства того, что тариф на отопление и горячее водоснабжение установлен с нарушением действующего законодательства, а нормативный акт, установивший размер тарифа, признан недействительным, истцом в суд не представлены.

Возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса.

При таких обстоятельствах, исковые требования ГУП «Брянсккоммунэнерго» к муниципальному образованию городской округ «город Фокино» в лице Финансового управления города Фокино и субъекту РФ «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области и Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области о взыскании 382 588 руб. 96 коп. убытков удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина относится на истца. Истец заявил ходатайство об уменьшении размера госпошлины, представил документы, подтверждающие тяжелое материальное положение общества. Рассмотрев ходатайство истца, суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до фактически уплаченной истцом.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования государственного унитарного предприятия «Брянсккоммунэнерго», г. Брянск к муниципальному образованию городской округ «город Фокино» в лице Финансового управления города Фокино, г. Фокино Брянской области, субъекту РФ «Брянская область» в лице Финансового управления администрации Брянской области и Департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области, г. Брянск о взыскании 382 588 руб. 96 коп. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Г. В. Земченкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А09-2061/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Брянской области
Дата принятия: 14 февраля 2013

Поиск в тексте