• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2013 года Дело N А82-3211/2012

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012,

принятое судьей Коробовой Н.Н., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012,

принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовой П.И., Ившиной Г.Г.,

по делу № А82-3211/2012

по заявлению Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа

(ИНН: 7621000133, ОГРН: 1027601594547)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 24.01.2012 № 15

и у с т а н о в и л :

Некрасовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа (далее - Предприятие, Некрасовское МП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 24.01.2012 № 15 о государственной регистрации прекращения деятельности отдела экономического развития и предпринимательской деятельности Администрации Некрасовского муниципального района (далее - Отдел) в связи с его ликвидацией и соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Некрасовского муниципального района (далее - Администрация).

Решением суда от 26.06.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 18.10.2012 указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, считает, что Предприятие пропустило установленный частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для включения требований кредиторов в промежуточный ликвидационный баланс. Кроме того, кредиторская задолженность, истребуемая Предприятием, является долгом иного, ранее ликвидированного юридического лица и не подлежит включению в ликвидационный баланс Отдела.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Некрасовское МП ЖКХ в отзыве возразило относительно доводов кассационной жалобы и просило оставить ее без удовлетворения.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу указала, что при вынесении решения о государственной регистрации прекращения деятельности Отдела не нарушила требования Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поэтому полагает, что вынесенные судебные акты подлежат отмене.

Некрасовское МП ЖКХ и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечила.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 19.07.2011 Администрация приняла постановление от 19.07.2011 № 854 о ликвидации структурного подразделения - отдела экономического развития и предпринимательской деятельности администрации Некрасовского муниципального района и назначении ликвидационной комиссии.

Инспекция 20.07.2011 получила уведомление по форме № Р15001 о принятии решения о ликвидации Отдела и уведомление по форме № Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.

10.08.2011 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 31 (338), часть-1 опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации Отдела и о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 152260, Ярославская об., Некрасовский р., п. Некрасовское, ул. Советская, д. 73.

Предприятие 04.10.2011 направило в адрес Администрации и Отдела письмо № 851, в котором сообщило о наличии у Отдела кредиторской задолженности в сумме 7993 004 рублей 41 копейки. К письму был приложен акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009. В ответе на данное письмо председатель ликвидационной комиссии Отдела сообщил, что Отдел не имеет задолженности перед Некрасовским МП ЖКХ.

03.12.2011 в Инспекцию поступило уведомление по форме № Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса. В промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 01.12.2011 отражены в строке 490 расчеты по принятым обязательствам: на начало года в сумме 1023170 рублей 53 копеек, в том числе перед Некрасовским МП ЖКХ - 940426 рублей 80 копеек; на дату реорганизации - 82743 рублей 73 копеек, в том числе перед Некрасовским МП ЖКХ - 13 101 рубля. Расчеты с кредитором состоялись 03.06.2011 и 15.11.2011.

Арбитражный суд Ярославской области 10.01.2012 вынес определение по делу № А82-14629/2011 о принятии к производству заявления Некрасовского МП ЖКХ от 23.11.2011 о признании незаконными действий ликвидационной комиссии и об обязании включить в перечень предъявленных кредиторами требований указанную сумму задолженности. Производство по указанному делу приостановлено до рассмотрения настоящего спора.

Инспекция 24.01.2012 приняла решение № 15 о государственной регистрации прекращения деятельности Отдела в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, на основании заявления по форме № Р16001 от 17.01.2012 и ликвидационного баланса Отдела, утвержденного главой Некрасовского муниципального района по состоянию на 17.01.2012.

Не согласившись с решением Инспекции, Некрасовское МП ЖКХ обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктом 6 статьи 61, пунктами 1, 2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и установив, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы Предприятия, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения Инспекции), для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что ликвидационный баланс, на основании которого Инспекция приняла оспариваемое решение, составлен после получения Отделом и Администрацией письма Предприятия от 04.10.2011 и обращения Предприятия в арбитражный суд с иском о возложении на Отдел обязанности включить требования Предприятия в перечень предъявленных кредиторами требований.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что ликвидационная комиссия Одела и Администрация обладали сведениями об имущественных претензиях Предприятия до утверждения ликвидационного баланса от 17.01.2012 и направления в Инспекцию заявления о ликвидации Отдела.

Процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.

При ликвидации Отдела ликвидационная комиссия не приняла во внимание задолженность перед Предприятием, о которой было заявлено в письме от 04.10.2011 и в иске. Ликвидационный баланс составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.

Как правомерно указал суд первой инстанции, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что обжалуемое решение Инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права Предприятия как кредитора Отдела, и правомерно удовлетворили требования предприятия.

Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.06.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу № А82-3211/2012 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     О.Е. Бердников

     Судьи

     И.В. Чижов

     Т.В. Шутикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А82-3211/2012
Ф01-6764/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 13 февраля 2013

Поиск в тексте