ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 февраля 2013 года Дело N А42-76/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,

при участии от Мурманской таможни Шевцова И.Ю. (доверенность от 05.04.2012 № 25-21/6192), от закрытого акционерного общества  «Мурманрыбфлот 2» Арибджанова Р.Т. (доверенность от 09.01.2013) и   Горшковой Л.А. (доверенность от 09.01.2013),

рассмотрев 06.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.05.2012 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 (судьи Есипова О.И.,  Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу № А42-76/2012,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Мурманрыбфлот 2», место нахождения: Мурманская область, город Мурманск, улица Шмидта, дом 6, офис 5; основной государственный регистрационный номер 1035100157322 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Мурманской таможни, место нахождения: Мурманская область, город Мурманск, улица Горького, дом 15; основной государственный регистрационный номер 1025100864095 (далее - Таможня), выразившегося в запрете на убытие принадлежащей Обществу рыбопродукции в количестве 184 821 кг (нетто) из порта Мурманск в порт Киркинес (Норвегия) без помещения ее под какую-либо таможенную процедуру.

Решением суда первой инстанции от 16.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.11.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального права, просит отменить решение от 16.05.2012 и постановление от 07.11.2012 и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что если товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, то при их убытии не требуется представления таможенной декларации и иных документов, допускающих вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза; однако для вывоза указанных товаров из Российской Федерации необходимо их таможенное декларирование с помещением под таможенную процедуру и последующий выпуск.

Таможня указывает, что заинтересованные лица освобождаются от обязанности представления таможенной декларации и иных документов при получении разрешения на убытие, а не от обязанности декларирования товаров для их последующего вывоза.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов таможенного органа.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества просили отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, во исполнение предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 № 486 требования о доставке добытых (выловленных) водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации в порт Мурманск 20.11.2011 прибыло принадлежащее Обществу рыбопромысловое судно М-0216 «Капитан Наумов» (порт регистрации - Мурманск; № ИМО: 7502083) с  грузом - замороженной рыбопродукцией в количестве 7043 места общим весом нетто 184 821 кг с целью последующего убытия с указанным грузом на борту в порт Киркенес (Норвегия).

29.11.2011 с целью убытия судна М-0216 «Капитан Наумов» в порт Киркинес капитан судна подал в таможенный орган документы, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК ТС).

В ходе проверки документов Таможня выявила, что в отношении находящейся на борту судна рыбопродукции в количестве 7043 места (общим весом нетто 184 821 кг) таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товара с таможенной территории таможенного союза, Обществом не представлен.

В связи с этим 29.11.2011 должностное лицо Таможни приняло решение, в соответствии с которым убытие товара с таможенной территории Таможенного союза не разрешено по причине непредставления таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз товара в соответствии со статьей 163  ТК ТС, о чем на двух грузовых декларациях проставлены соответствующие отметки.

Согласно генеральным актам от 30.11.2011 № 000425 и № 000426 рыбопродукция, вывоз которой не был разрешен, 30.11.2011 выгружена с судна и помещена на склад временного хранения.

Полагая решение таможенного органа о запрете на убытие рыбопродукции незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили представленные Обществом и Таможней доказательства, указали на отсутствие спора по фактическим обстоятельствам дела и констатировали несостоятельность правовой позиции таможенного органа. Суды признали, что оспариваемые Обществом решения лишены правовых оснований; запрет на убытие товаров не отвечает требованиям таможенного законодательства таможенного союза.

Изучив материалы дела и доводы участников спора, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа, при этом судами дано правильное системное толкование норм материального права, нормы процессуального права не нарушены.

В данном случае апелляционным судом последовательно проанализированы порядок и цели государственного контроля водных биоресурсов (в связи с местами вылова Обществом рыбопродукции, задачами таможенного регулирования, нарушенными правами и законными интересами заявителя).

В соответствии с частью 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»  (далее - Закон № 166-ФЗ) уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации.

Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанных в части 3.2 названной статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3.3 статьи 19 Закона № 166-ФЗ).

Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 990 «О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции» (далее - постановление Правительства РФ  № 990).

Согласно пунктам 1 и 3 постановления Правительства РФ № 990 оформление и государственный контроль в отношении ввоза (вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184  «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 184), с учетом особенностей, установленных  постановлением Правительства РФ № 990. Оформление и государственный контроль в отношении вывоза с таможенной территории Российской Федерации после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в установленном порядке последовательно и непрерывно при их доставке в морской порт в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 184 утвержден Порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее - Порядок  № 184). В соответствии с пунктом 2 этого постановления в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

Согласно пунктам 5 и 8 Порядка № 184 оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации:

без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители таможенных и пограничных органов;

при доставке с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители портовых властей, санитарно-карантинных и пограничных органов.

Оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла осуществляются у причалов или на рейде морского порта.

В соответствии с терминами, закрепленными в пункте 1 статьи 4 ТК ТС, под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы; под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры.

Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Кодексом. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС предусмотрен перечень соответствующих документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами: общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; декларацию о личных вещах экипажа судна; судовую роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о регистрации судна и его национальной принадлежности; наименование и описание судна; фамилия капитана; фамилия и адрес судового агента; о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки; о количестве и составе членов экипажа; наименование порта отправления и порта захода судна; наименование, общее количество и описание товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту; наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; наименование первоначальных портов отправления товаров; наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; описание размещения товаров на судне; о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.

Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Из системной оценки приведенных нормативных положений (с учетом положений Закона № 311-ФЗ, обстоятельств дела и оснований оспариваемых решений Таможни) следует, что при соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 152, 163, 164 и 166 ТК ТС, товары без их помещения под определенную таможенную процедуру могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории таможенного союза.

Материалами дела подтверждается соблюдение Обществом (при убытии товаров) требований статей 152 и 159 ТК ТС. Кроме того, на момент обращения Общества с заявлением в таможенный орган об убытии товаров последние не покидали места прибытия (абзац 3 пункта 1 статьи 163, пункт 1 статьи 156 ТК ТС).

Названные обстоятельства таможенным органом не оспариваются.

Согласно материалам дела названный ввезенный товар в количестве  7 043 мест произведен за пределами территории таможенного союза и товаром таможенного союза не является, под какую-либо таможенную процедуру до получения разрешения на его вывоз Обществом не помещался. Эти обстоятельства таможенный орган также документально не опроверг.

При таких обстоятельствах в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС заявитель вправе был вывезти товар (рыбопродукцию), имеющий статус иностранного товара, без предоставлении таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, при условии, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

Подлежит отклонению и довод Таможни со ссылкой на положения статьи 195 Закона № 311-ФЗ о том, что таможенное декларирование и соответственно подача таможенной декларации происходит в случае помещения товаров под таможенную процедуру для последующего его выпуска, в связи с чем заявитель не освобожден от подачи таможенной декларации.

Как правильно установили судебные инстанции по материалам дела, Общество намеревалось ввезти рыбопродукцию без помещения ее под  какую-либо таможенную процедуру, а следовательно, положения статьи 195 Закона № 311-ФЗ в данном случае неприменимы.

Изложенное свидетельствует о том, что фактически доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288  АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.05.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу № А42-76/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
  А.В. Асмыкович

     Судьи
  Г.Е. Бурматова

     И.С. Любченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка