ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 февраля 2013 года Дело N А55-7373/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,

судей Александрова В.В., Коноплёвой М.В.,

при участии представителей:

истца - Налётовой Н.А. (приказ от 22.12.2008, N 244-к),

ответчика - Венедиктовой А.А. (доверенность от 28.03.2012, N 63 АА 1123591),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2012 ( Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 (председательствующий Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Кувшинов В.Е.)

по делу N А55-7373/2012

по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский», г. Нефтегорск Самарской области, к индивидуальному предпринимателю Елхимовой Елене Алексеевне (ИНН 637701396863), г. Нефтегорск Самарской области, о взыскании 1 429 302,20 руб.,

УСТАНОВИЛ

Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский» (далее ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с индивидуального предпринимателя Елхимовой Елены Алексеевны (далее – ИП Елхимова Е.А., ответчик) социальной выплаты в размере 1 429 302,20 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012, ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский» отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объёме.

Заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.

Представитель ответчика просил оставить судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Елхимова Е.А. в период с 11.11.2009 по 12.10.2010 была зарегистрирована в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский» в качестве безработной.

При содействии службы занятости Елхимова Е.А с 13.10.2010. зарегистрировала предпринимательскую деятельность для создания предприятия по оказанию клининговых услуг, получив при этом социальную выплату 58 800,00 руб. на создание собственного дела.

Будучи индивидуальным предпринимателем Елхимова Е.А. 15.10.2010 обратилась в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения муниципального района Нефтегорский» с заявлением о выделении социальной выплаты на создание 65 дополнительных рабочих мест для безработных граждан на предприятии по оказанию клининговых услуг, подготовила и защитила на заседании межведомственной Комиссии по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело Бизнес план по предоставлению в 2010 году из областного бюджета социальных выплат в целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В бизнес плане ИП Елхимовой Е.А. была предусмотрена покупка грузовой «Газели», пассажирской «Газели», спецодежды, рабочего инвентаря; аренда помещения на 1 год, а также выплата заработной платы работникам в течение года и отчисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Общая сумма средств, планируемых на реализацию бизнес плана составила 5 268 370,00 руб., в том числе 3 822 000,00 руб. из федерального бюджета в виде социальной выплаты.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 58 «Об утверждении порядков предоставления в 2010 году из областного бюджета социальной выплаты на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» между Центром занятости населения и ИП Елхимовой Е.А. был заключен договор от 15.10.2012 N 13 о предоставлении социальной выплаты на стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

На основании приказа о выделении социальной выплаты от 26.10.2010 ИП Елхимовой Е.А. было выделено 3 822 000 руб. на создание 65 рабочих мест, которые перечислены на расчетный счет ИП Елхимовой Е.А. 27.10.2012 и 01.11.2010.

В соответствии с пунктом 3.1.2 договора ответчик обязуется предоставить истцу документы, подтверждающие целевое и своевременное использование социальной выплаты в соответствии с бизнес планом в течение трех месяцев со дня перечисления выплаты на его счет; ежеквартально в течение 12 месяцев со дня получения социальной выплаты и за 10 дней до истечения срока действия договора представлять копию штатного расписания и индивидуальные сведения на сотрудников, представляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, с отметкой о получении данных сведений; за 10 дней до истечения 12 месяцев со дня получения социальной выплаты представлять выписку из ЕГРИП, выданную не позднее 15 дней до момента представления.

В установленный договором срок ИП Елхимова Е.А. не представила необходимые документы, подтверждающие целевое использование социальной выплаты в полном объеме.

Центр занятости направил в адрес ответчика претензию от 19.01.2012, в ответ на которую ИП Елхимова Е.А. представила дополнительные сведения по использованию выплаты.

Поскольку ответчиком не представлены документы, подтверждающие целевое использование социальной выплаты в полном объеме и социальная выплата в размере 1 429 302,20 руб. в бюджет не возвращена, истец ссылаясь на положения пункта 3.1.4 договора от 15.10.2010 N 13, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032

1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 11.07.2011) Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В развитии указанного закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», были утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (действующие в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143).

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, в том числе по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В соответствии с Порядком предоставления в 2010 и 2011 годах из областного бюджета социальных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 58 социальная выплата имеет целевое назначение и предоставляется на организацию предпринимательской деятельности в части приобретения основных средств и осуществления текущих расходов, предусмотренных бизнес планом.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2010 N 23-3/10/2-7153 разъяснено, что средства субсидии из федерального бюджета, предоставленные безработным гражданам на открытие собственного дела в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», имеют целевое назначение и должны быть направлены на организацию и ведение предпринимательской деятельности, порядок и условия предоставления указанных средств определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, также отмечено, что решение о направлениях расходования указанных средств на осуществление предпринимательской деятельности (на аренду помещений, приобретение основных средств) безработные граждане, получившие субсидию на открытие собственного дела, принимают самостоятельно. При этом расходование средств на цели, не связанные с организацией предпринимательской деятельности, недопустимо.

Таким образом, целевыми считаются расходы на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с направлениями, предусмотренными в одобренном бизнес плане.

В пункте 16 указанных Правил предусмотрено, что субсидии в случае ее нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В рамках договора о предоставлении социальной выплаты от 15.10.2010 N 13, заключенного в соответствии с порядком, установленного Правительством Самарской области, в целях подтверждения целевого использования социальной выплаты в соответствии с бизнес планом гражданин обязан представить соответствующие доказательства, указанные в пункте 3.1.4 договора. В качестве основания для возврата такой выплаты является использования денежных средств на цели, не предусмотренные бизнес планом.

В подтверждение целевого использования полученных денежных средств, ИП Елхимовой Е.А. представлены все учетные документы, подтверждающие произведенные ею расходы, предусмотренные бизнес планом.

Обязанность возвратить полученную социальную выплату в случае не предоставления предпринимателем в центр занятости документов о расходовании социальной выплаты в срок и по форме, установленные договором о предоставлении социальной выплаты, не было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», а также утвержденными им Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Поскольку истцом не доказано, что полученная предпринимателем социальная выплата была использована на иные цели, не предусмотренные бизнес планом, а доводы, приведенные предпринимателем о целевом использовании социальной выплаты в размере 3 822 000 руб. и соответствующие расчеты в их обоснование истцом не опровергнуты, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы, изученные судом, подлежат отклонению как несостоятельные, направленные на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, а нормы процессуального права не нарушены, судебные акты законны и отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2012 по делу N А55-7373/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Р.А. Нафикова
Судьи
В.В. Александров
М.В. Коноплёва

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка