• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2013 года Дело N А68-1830/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2013

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Егоровой С.Г.

судей

Толкачевой И.Ю.

Шильненковой М.В.

при участии в заседании:

от истца

ОАО «Тульская энергосбытовая компания»

Галкин Н.С. - предст. по довер. от 09.01.2013г., №07

от ответчика

ООО «УК «Платоновский лес»

третье лицо

ОАО «Тульские городские электрические сети»

иные третьи лица

не явились, извещены надлежаще

Чернов В.Н. - предст. по довер. от 18.12.2012г. №83

Авдошин С.П. - предст. по довер. от 05.04.2012г. №13

не явились, извещены надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Тульская энергосбытовая компания» на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012г. по делу №А68-1830/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Тульская энергосбытовая компания" (г.Тула, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) (далее - энергоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Платоновский лес" (г.Тула, ИНН 7107101935, ОГРН 1077107005910) (далее - управляющая компания) задолженности по оплате электрической энергии в сумме 141 038 руб. 58 коп.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 первоначальные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" в пользу ОАО "ТЭК" задолженность в сумме 141 038 руб. 58 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 231 руб. 16 коп. В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" было отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012г. решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменено. В иске ОАО "Тульская энергосбытовая компания" отказано.

Не согласившись с принятым постановлением, ссылаясь на неполное выяснение апелляционным судом обстоятельств, имеющих значение для данного дела, а также на неправильное применение норм материального права, истец обратился с кассационной жалобой на данный судебный акт.

Ответчик и третьи лица (Комитет Тульской области по тарифам и ЗАО «Межрегионинвестстрой»), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, в судебное заседание своих представителей не направили.

Руководствуясь ч.3 ст.284 АПК РФ судебная коллегия рассматривает кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" на основании договора управления имуществом многоквартирного жилого дома от 03.10.2011 оказывает услуги и работы по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тула, Привокзальный район, проспект Ленина, д. 112 (приложение N 2).

22.11.2010 ОАО "ТЭК" (энергоснабжающая организация) и ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" (абонент) заключили договор N 5796 (далее - договор) на снабжение электрической энергией, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту электрическую энергию в соответствии с установленными настоящим договором условиями, а абонент обязался оплачивать потребленную электроэнергию.

На объекте, расположенном по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 112, установлено 24.05.2011 два прибора учета - трансформатор 1 (прибор учета N А56958) и трансформатор 2 (прибор учета N А56871), от которых имеют последовательное подключение приборы учета N 0158887, 054770777 и 05460506-10, в том числе крышной котельной, центрального теплового пункта и водопроводной насосной станции (т. 1, л.д. 55 - 65).

ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" на основании договора передает истцу посредством телефонной связи показания приборов учета N 0158887, 054770777 и 05460506-10, на основании которых ОАО "ТЭК" производит начисления (из общего объема потребленной электроэнергии, учтенной приборами N А56985 и А56872, вычитается общий объем электроэнергии, учтенной приборами N 0158887, 054770777 и 05460506-10) (приложение N 3, л.д. 6 - 9).

05.12.2011 на объекте ответчика по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 112, представителем ОАО "ТГЭС" была проведена проверка состояния узла учета электроэнергии - электросчетчика ПСЧ-ИТМ 05.14.04, инвентарный номер 56958.

В ходе данной проверки было выявлено, что вышеназванный прибор учета не полностью фиксирует потребленную ответчиком электроэнергию не по вине абонента, поскольку мощность токоприемников объекта электроснабжения абонента, фактически присоединенных к сетям ОАО "ТГЭС", превышала мощность, фиксируемую спорным счетчиком, на величину 207,3%, по причине отсутствия тока во вторичных цепях трансформатора тока фаз "В" и "С" (см. акт N 63/11 от 05.12.2011, протокол проверки (замены) средств учета электроэнергии от 05.12.2011) (т. 1, л.д. 14, 16).

На основании указанного акта истцом были проведены расчеты объема безучетного потребления электроэнергии и ее стоимости (соответственно, 33948 квт/ч, по цене 3,52 руб., всего на 141 038 руб. 58 коп.), выставлен для оплаты счет N 105838 от 31.12.2011 (т. 1, л.д. 21).

Поскольку оплата стоимости безучетного потребления электроэнергии в добровольном порядке ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" произведена не была, ОАО "ТЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Судом первой инстанции первоначальные исковые требования были удовлетворены.

В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" было отказано. Доводы управляющей компании о том, что она излишне оплачивала ОАО "ТЭК" электроэнергию, поскольку последним предъявлялся к оплате расчет по тарифу для "прочих потребителей", тогда как следовало принимать расчет по тарифу "для населения", были отклонены судом.

Отменяя решение Арбитражного суда Тульской области, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно ч.1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

Пунктом 154 Правил №530 установлено, что безучетное потребление электрической энергии выявляет сетевая организация, о чем сообщает гарантирующему поставщику.

Согласно пункту 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета электрической энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункта 8 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее Правила 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил №307 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация.

Из пункта 15 названных Правил следует, что размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем электрической энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Судом установлено, что ООО "Управляющая компания "Платоновский лес" с целью эксплуатации обслуживаемого им многоквартирного жилого дома приобретало у ОАО "ТЭК" коммунальный ресурс в виде электрической энергии, используя эту коммунальную услугу на общедомовые нужды, которые оплачивались от имени и за счет собственников помещений спорного многоквартирного жилого дома.

Согласно пункту 7 Правил N 307 общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил N 307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307, согласно которому размер платы определяется путем умножения количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартира в жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии законодательством Российской Федерации.

ОАО "ТЭК" потребленную электроэнергию при отсутствии прибора учета рассчитало для управляющей компании на основании пункта 4.4 договора.

Вместе с тем, действующее нормативное регулирование отношений по электроснабжению многоквартирных жилых домов допускает учет фактического потребления энергии одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между электроснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления электроснабжения.

Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10 по делу N А12-2657/2009.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пункт 4.4 договора, устанавливающий порядок определения объема безучетного потребления электроэнергии исходя из процента недоучитываемой электроэнергии электросчетчиком по отношению к фактически потребляемой электроэнергии (мощности), противоречит императивным нормам Правил N 307.

Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что п. 4.4 договора от 22.11.2010 N 5796 является недействительным и поэтому не может применяться в расчетах сторон.

Как указывалось выше, Жилищный кодекс РФ определяет, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утвержденных органами местного самоуправления.

В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).

Расчет безучетно потребленной электроэнергии, произведенный в соответствии с вышеуказанными нормами, истец в материалы дела не представил.

Как установил суд апелляционной инстанции, управляющей компанией был представлен реестр жильцов дома N 112 по пр. Ленина в городе Туле, однако, несмотря на предложение апелляционного суда, расчет стоимости оказанных услуг исходя из норматива потребления, в качестве контррасчета истцом представлен не был, правомерность такого расчета оспаривается истцом и в кассационной инстанции.

Довод кассатора о том, что водонасосная станция, расположенная вне дома, котельная и центральный тепловой пункт, расположенные соответственно на крыше и в подвале дома, являются самостоятельными объектами энергопотребления, при помощи которых управляющая компания, как ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс коммерческим организациям, расположенным на первом этаже многоквартирного жилого дома, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с п.8 указанных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно Приложению №3 к договору управления имуществом от 03.10.2011г., договором установлен перечень общего имущества многоквартирного двадцатишестиэтажного жилого дома, не являющегося частями квартир и предназначенного для обслуживания более одной квартиры, в том числе инженерные коммуникации и объекты. В данный перечень общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г.Тула, пр.Ленина, 112 включены, в том числе: крышная котельная, центральный тепловой пункт, ХВП с оборудованием, повысительная насосная станция (ПНС). Данный перечень является приложением к договорам со всеми собственниками помещений в спорном двадцатишестиэтажном жилом доме.

В представленном в материалы дела Комитетом Тульской области по тарифам, привлеченным для участия в деле в качестве третьего лица, отзыве на апелляционную жалобу от 26.10.2012г., также отмечено, что в рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, поэтому расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.

При этом, действующее законодательство не устанавливает каких бы то ни было изъятий из указанного порядка расчета платы за потребленную электроэнергию, в том числе в связи с наличием в жилом доме встроено-пристроенных помещений, занимаемых коммерческими организациями, либо лицами, отнесенными действующим законодательством к категории «прочие потребители».

Комитет по тарифам также отметил, что электроэнергия, подаваемая для обеспечения работы крышной котельной, считается электроэнергией, направленной на обеспечение функционирования мест общего пользования всего жилого дома, поскольку объект, расположенный по адресу: г.Тула, пр.Ленина, д.112 относится к категории жилого многоквартирного дома.

Вместе с тем, гарантирующий поставщик электрической энергии ОАО «ТЭК» не лишен возможности заключить прямые договора энергоснабжения с коммерческими структурами, расположенными по указанному адресу, осуществляя поставку через соответствующие узлы учета на границе раздела балансовой принадлежности.

В силу подпунктов 5.3.4 и 5.3.10 Положения о ФСТ России контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов), а также рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, относятся к полномочиям именно Федеральной службы по тарифам.

Таким образом, суд кассационной инстанции отклоняет ссылку заявителя жалобы о том, что электроэнергия, приобретенная ООО Управляющая компания «Платоновский лес» для подачи иного коммунального ресурса (крышной котельной) на отопление и услуги горячего водоснабжения должна рассчитываться по тарифам, установленным для категории «прочие потребители».

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что вся электроэнергия, поставленная на нужды спорного многоквартирного дома, включая его отопление, снабжение горячей и холодной водой, потреблена непосредственно для содержания всего жилого многоквартирного дома в целом, и, следовательно, расчет размера платы за приобретение исполнителем электрической энергии должен осуществляться по тарифам, установленным для категории «граждане».

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, а также, учитывая то, что нарушений норм права, допущенных судом при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012г. по делу №А68-1830/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
  Егорова С.Г.

     Судьи
  Толкачева И.Ю.

     Шильненкова М.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: Ф10-5299/2012
А68-1830/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 21 февраля 2013

Поиск в тексте