СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 2013 года Дело N А71-10565/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н.М.

судей: Васевой Е.Е., Сафоновой С.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя Кароян Санасара Васильевича (ОГРНИП 304183512800042, ИНН 183502935550)  - Кароян С.В.. паспорт 9403 416402, Гусева Е.В., паспорт 9403 161784, доверенность от 13.02.2012

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990) - Машнина Е.С., паспорт 9402 960723, доверенность от 07.09.2012

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя  индивидуального предпринимателя Кароян Санасара Васильевича, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года

по делу № А71-10565/2012,

принятое (вынесенное) судьей Л.Ю.Глуховым

по заявлению индивидуального предпринимателя Кароян Санасара Васильевича

к Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике

о признании недействительным решения от 22.06.2012 № 21,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кароян Санасар Васильевич обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике от 22.06.2012 № 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2012г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск от 22.06.2012г. № 21 в части доначисления НДФЛ и ЕСН по взаимоотношениям с ООО  «Расстан», ООО « Промпоставка», ООО Строительные технологии», ООО « Агродорстрой», ООО « Исток», в части доначисления НДС в сумме 423 041 руб.86 коп. по взаимоотношениям с ООО «Строительные технологии», ООО «Агродорстрой» и ООО « Исток», а также в части начисления соответствующих пеней и штрафов по п.1 ст. 122 НК РФ.  В оставшейся части в заявленных требованиях отказано.

Заявитель и заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами.

Заявитель просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: 1) в части НДС, пеней и штрафов -  налоговым органом не доказано, что счета-фактуры, выставленные ООО «Расстан» и ООО «Промпоставка» подписаны неуполномоченными лицами, в связи с чем НДС по данным контрагентам доначислен необоснованно; 2) в части НДФЛ за 2010год, пеней и штрафов - указывает на то, что безнадежный долг по контрагенту  ООО «Саракташское молоко» обоснованно списан в расходы 2010года, в  налоговом периоде исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией (банкротством).

Заинтересованное лицо просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. В обоснование жалобы указывает на то, что материалами дела не подтверждается факт поставки и дальнейшей реализации приобретенной продукции от спорных контрагентов. Ссылается на непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена  выездная налоговая проверка ИП Кароян С.В. по вопросу соблюдения налогового законодательства за период 2008-2010годы.

По результатам проверки составлен акт проверки  от 15.05.2012г. и вынесено решение № 21 от 22.06.2012г., согласно которому предпринимателю доначислены и предложены к уплате в бюджет налоги, в том числе НДС в сумме 682 218руб.73коп., НДФЛ в сумме 1 209 114руб., ЕСН в сумме 119 817руб.20коп., а также соответствующие пени и штрафы.

Основанием для доначисления НДФЛ, ЕСН и НДС за 2008-2009годы послужили выводы акта проверки о необоснованном отнесении в налоговые вычеты по НДС и  в состав расходов стоимости товара (сыр, масло), приобретенного налогоплательщиком у ООО «Расстан», ООО «Исток», ООО «ПромПоставка», ООО «Агродорстрой», ООО «Строительные технологии», в связи с отсутствием реальных поставок. При этом инспекция  ссылается на следующие обстоятельства: отсутствие технической, финансовой, возможности осуществить поставку такого вида товара; отсутствие рабочих для исполнения договорных обязательств; отсутствие необходимых документов, свидетельствующих о физическом перемещении товара из разных населенных пунктов; отказ контрагентов от отношений с ИП Кароян С.В., отсутствие расходов по приобретению товара для перепродажи у контрагентов ИП Перечнева Н.И.; что представленные первичные документы и счета-фактуры содержат недостоверные сведения и не подтверждают факт совершения сделки в связи с тем, что данные счета-фактуры и товарные накладные подписаны неустановленными неуполномоченными лицами, что подтверждается результатами почерковедческой экспертизы; денежные средства, предназначенные для оплаты товара, поступали на расчетные счета контрагентов, откуда в короткий промежуток времени направлялись не на приобретение товара, а выводились из оборота, снималась наличными по денежным чекам; ООО «Исток» и ООО «Агродорстрой», в проверяемом периоде не являлись плательщиками НДС, при этом счета фактуры выставлены в адрес ИП Кароян С.В с НДС.; на непроявление предпринимателем  должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Основанием для доначисления НДФЛ за 2010год послужили выводы акта проверки о необоснованном списании налогоплательщиком в  расходы безнадежной задолженности  контрагента ООО «Саракташское молоко», поскольку указанное право имеется только у юридических лиц, получивших убыток прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 28.07.2012г. решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ИП Кароян С.В. - без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции вынесено незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.

Принимая решение, суд первой инстанции  исходил из подтверждения материалами дела факта поставки товара и его реализации дальнейшим покупателям; не достоверностью данных, содержащихся в  счетах-фактурах ООО  «Расстан», ООО « Промпоставка», а также необоснованностью  списания дебиторской задолженности в расходы 2010года, поскольку безнадежные долги должны быть списаны в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Заявитель и заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами.

Заявитель просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью. В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: в части НДС, пеней и штрафов -  налоговым органом не доказано, что счета-фактуры, выставленные ООО «Расстан» и ООО «Промпоставка» подписаны неуполномоченными лицами, в связи с чем НДС по данным контрагентам доначислен необоснованно;  в части НДФЛ за 2010год, пеней и штрафов - указывает на то, что безнадежный долг по контрагенту  ООО «Саракташское молоко» обоснованно списан в расходы 2010года, в  налоговом периоде исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией (банкротством), в связи с чем прекращено обязательство по поставке товара.

Заинтересованное лицо просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. В обоснование жалобы указывает на то, что материалами дела не подтверждается факт поставки и дальнейшей реализации приобретенной продукции от спорных контрагентов. Ссылается на непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы заявителей апелляционных жалоб, пришел к следующим выводам.

Согласно статьям 207, 235 НК РФ ИП Кароян С.В.является налогоплательщиком НДФЛ и ЕСН.

В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.

На основании пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, право на аспоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В соответствии со статьей 221 НК РФ налогоплательщики при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения для целей налогообложения, установленному главой НК РФ «Налог на прибыль организаций».

На основании статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме, а при получении доходов в натуральной форме - как день передачи доходов в натуральной форме.

Согласно гласно статье 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется аналогично налоговой базе по НДФЛ.

В силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.

В соответствии со статьей 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура.

При этом сведения, содержащиеся в счете-фактуре, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ, должны быть достоверны. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (определение от 15.02.2005 № 93-О) в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности, данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такая счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.

По смыслу данной нормы, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.

Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 НК РФ, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 № 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.

Обязанность доказывания обоснованности вынесенного решения возложена на налоговые органы. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Как следует из материалов дела, в 2009-2010г.г. с ООО «Расстан», ООО «Исток», ООО «ПромПоставка», ООО «Агродорстрой», ООО «Строительные технологии»  ИП Кароян С.В. были заключены договоры поставки сыра и масла.

В подтверждение факта поставки товара заявителем в налоговый орган были представлены соответствующие договоры с указанными контрагентами, счета-фактуры и товарные накладные.

Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу о неправомерности позиции налогового органа.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, при этом исходит из того факта, что налоговым органом не представлено в материалы дела доказательства, безусловно подтверждающие несовершение налогоплательщиком и его контрагентами хозяйственных операций.

Как верно указал суд первой инстанции, наоборот,   представленными по делу доказательствами подтверждается факт реальной поставки молочной продукции ООО «Расстан», ООО «Исток», ООО «ПромПоставка», ООО «Агродорстрой», ООО «Строительные технологии» заявителю.

Как следует из протокола допроса  ИП Кароян С.В., инициатива заключения договоров исходила от контрагентов, при этом предпринимателем проводилась проверка правоспособности указанных лиц, что подтверждается представлением в ходе проверки регистрационных, учредительных документов организаций-поставщиков.

Довод инспекции о том, что контрагенты в силу своих трудовых и материально-технических ресурсов не имели возможности реального осуществления спорных хозяйственных операций, был правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определениях от 08.04.2004 № 169-0 и от 16.10.2003 № 329-0, а также в постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 о том, что  данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях заявителя недобросовестности и получении им необоснованной налоговой выгоды.

Более того, согласно информации, представленной налоговыми органами относительно ООО «Расстан», ООО «Исток», ООО «ПромПоставка», ООО «Агродорстрой», ООО «Строительные технологии», данными лицами в 2009-2010 гг. представлялась налоговая отчетность (не «нулевая»).

Из материалов дела следует, что наличие взаимоотношений со спорными контрагентами, а также факт доставки товара  предпринимателю Кароян С.В., подтверждает и производитель товара - ОАО «ВАМИН-Татарстан».