АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 марта 2013 года Дело N А27-22337/2012

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Лияскиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  дело  по иску общества с ограниченной ответственностью «Востокхимзащита», г. Кемерово (ОГРН  1064205117767) к  Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757)

третьи лица: Комитет градостроительства и земельных ресурсов города Новокузнецка, г. Новокузнецк,  Кемеровская область (ОГРН 1094217012284)

Атагулян Мехак Левонович, г. Новокузнецк, Кемеровская область

об установлении  кадастровой  стоимости  земельного участка с кадастровыми номерами 42:30:0301014:205 в размере  его  рыночной  стоимости,

при участии:

от истца: Политко О.В. - представитель (доверенность от 26.12.2012 №1)

от ответчика: представители не явились

от третьих лиц: представители не явились

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Востокхимзащита», г. Кемерово обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва об установлении кадастровой стоимости земельного участка с  кадастровым номером 42:30:0301014:205 общей площадью 3346 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, проспект Строителей, д.7 А, 7-А/1, в  размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14.12.2012 отчетом ООО «Независимая профессиональная оценка» в сумме 5120505  руб.

Исковые требования обоснованы статьей  66  Земельного кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 29.12.2012 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 04.02.2013. Определением суда от 04.02.2013 подготовка к судебному заседанию окончена, судебное разбирательство назначено на 04.03.2013.

Определением суда от 04.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований на предмет спора, привлечен  Атагулян  Мехак Левонович

Ответчик и третьи лица, извещенные надлежащим образом, представителей  в заседание не направили. Ответчиком,  Атагуляном М.Л. заявлены ходатайства о рассмотрении спора в их отсутствие. Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

В обоснование исковых требований истец указывает на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, в связи с чем на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что кадастровая стоимость подлежит изменению на рыночную стоимость земельного участка в соответствии с отчетом, представленным в материалы дела истцом.

ООО «Востокхимзащита» указало на возложение судебных расходов по рассмотрению иска на истца.

От  ответчика в материалы дела поступил отзыв, в котором  указывает на то, что для внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату  определения кадастровой стоимости. Вместе с тем кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от  27.11.2008  "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", применяется с 01.01.2009. Просит отказать в иске полностью.

Комитет отзыв не представил, возражений против требований не заявил.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, изучив обстоятельства дела, доводы искового заявления и отзыва, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации представленные доказательства, удовлетворил требования по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Востокхимзащита» является  арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:30:0301014:205, площадью 3346 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, проспект Строителей, дом 7-А, 7-А/1 по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне  арендатора №314-03 от 24.12.2012, заключенного с Комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (арендодатель). Срок действия договора аренды от 21.14.2012 до 01.12.2013. Данный договор заключен между Комитетом (арендодатель) и арендаторами ООО «Востокхимзащита», Атагуляном М.Л. Указанные лица являются собственниками недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права от 29.10.2012 серии 42АД №120626, от 21.07.2010 серии 42АГ №387868, от 06.11.2012 серии 42АД №185336)

Кадастровая стоимость указанного участка  определена в размере 19035226руб. 70 коп. (кадастровый паспорт №4200/001/09-257107 от 07.10.2009), утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 520 от  27.11.2008 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».

Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Независимая Профессиональная Оценка» №121124 от 14.12.2012 рыночная стоимость названного участка, определенная на дату 14.12.2012, составляет 5120505 руб.

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0301014:205 значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости,  принимая во внимание порядок определения размера арендных платежей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65  Земельного кодекса Российской Федерации)

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с  пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. В данном постановлении указано на защиту прав лица, нарушенных несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Согласно представленному обществом в материалы дела отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Независимая Профессиональная Оценка» №121124 от 14.12.2012 рыночная стоимость объекта оценки -  земельного участка с кадастровым номером 42:30:0301014:205, определенная на дату 14.12.2012, составляет 5120505 руб.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете №121124 от 14.12.2012, лицами, участвующими в деле, в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не представлено.

Документального подтверждения иной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0301014:205 в материалах дела не имеется.

Довод ответчика о том, что рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 01.01.2009, поскольку с указанной даты подлежат применению результаты кадастровой оценки спорного земельного участка, является несостоятельным.

При этом суд учитывает, что в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его рыночная стоимость.

Вместе с тем, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка истцом не оспариваются, что исключает необходимость определения рыночной стоимости земельных участков на момент установления его кадастровой стоимости.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную независимым оценщиком.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО «Востокхимзащита» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0301014:205 в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика, подлежат удовлетворению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора суд оставляет за истцом с его согласия в порядке части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Решение в месячный срок с момента его принятия  может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья   Аникина Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка