• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2013 года Дело N А27-22443/2012

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2013года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лияскиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСмарт», г. Москва (ОГРН 1077757586686) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», г.Москва (ОГРН 1027700485757)

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844 в размере его рыночной стоимости,

при участии:

от истца: Третьякова Д.В. - представитель (доверенность от 16.11.2012 №10);

от ответчика: не явился (извещен)

от третьего лица: не явился (извещен),

у с т а н о в и л:

Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя.

Представитель истца на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. В обоснование исковых требований указал на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, в связи с чем на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что кадастровая стоимость подлежит изменению на рыночную стоимость земельного участка в соответствии с отчетом, представленным в материалы дела истцом.

ООО «ЭкоСмарт» указало на возложение судебных расходов по рассмотрению иска на истца.

Ответчик в отзыве указал на то, что для внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, с которой применяются результаты кадастровой стоимости. Сведения о кадастровой стоимости указанного участка в размере 61713317 руб. 24 коп. внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта об определении кадастровой стоимости от 31.08.2011, утвержденного Управлением Росреестра по Кемеровской области. Вместе с тем отчет о рыночной стоимости земельного участка на указанную дату не представлен в материалы дела. Просит отказать в иске полностью.

Третье лицо в отзыве поддержало возражения ответчика.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, изучив обстоятельства дела, доводы искового заявления и отзыва, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, удовлетворил требования по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭкоСмарт» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844 по договору аренды от 04.07.2006 №06-0445, заключенному с Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

Кадастровая стоимость указанного участка определена в размере 61713317,24 руб. (кадастровая выписка №4200/001/11-154973 от 10.11.2011), утверждена актом Управления Росреестра по Кемеровской области от 31.08.2011.

Согласно отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Хардвурд» №ОН/293-10-12-2012-1 от 13.12.2012 рыночная стоимость названного участка, определенная на дату 10.12.2012, составляет 14 211 000 руб.

Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844 значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации)

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. В данном постановлении указано на защиту прав лица, нарушенных несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Согласно представленному обществом в материалы дела отчету независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Хардвурд» №ОН/293-10-12-2012-1 от 13.12.2012 рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844, определенная на дату 10.12.2012 составляет 14 211 000 руб.

В соответствии с экспертным заключением некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» №Э-160113-1 от 31.01.2013 отчет об оценке №ОН/293-10-12-2012-1 от 13.12.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №135-ФЗ), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете №ОН/293-10-12-2012-1 от 13.12.2012, эксперта, изложенные в экспертном заключении №Э-160113-1 от 31.01.2013, лицами, участвующими в деле, в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Документального подтверждения иной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844 в материалах дела не имеется.

Довод ответчика о том, что рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 31.08.2011, поскольку с указанной даты подлежат применению результаты кадастровой оценки спорного земельного участка, является несостоятельным.

При этом суд учитывает, что в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его рыночная стоимость.

Вместе с тем, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка истцом не оспариваются, что исключает необходимость определения рыночной стоимости земельных участков на момент установления его кадастровой стоимости.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную независимым оценщиком.

При таких обстоятельствах исковые требования ООО «ЭкоСмарт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:844 в размере, равном его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика, подлежат удовлетворению.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, и пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора суд оставляет за истцом с его согласия в порядке части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья Аникина Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-22443/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 21 февраля 2013

Поиск в тексте