• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2013 года Дело N А43-30400/2012

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Верховодова Евгения Владимировича (40-976),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Листковым П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный Банк Инвестиций» (ОГРН 1025200002002, ИНН 5261002749, г.Н.Новгород, набережная им. Федоровского, 8)к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области (ОГРН 1045207690527, ИНН 5253001276, г.Н.Новгород, ул. Минина, 20) о признании недействительным решения от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение,

при участии:

от заявителя: Хитенкова Н.Г. - представитель по доверенности от 11.02.2013 № 14,

от заинтересованного лица: Стариков И.Г. - представитель по доверенности от 25.10.2011 № 02-19/008549,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Региональный Банк Инвестиций» (далее - ООО «РегионИнвестБанк», Банк) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области (далее - Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Ответчик отклонил исковое требование заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (дополнении к отзыву). Считает оспариваемое решение законным и обоснованным и просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области в адрес банка направлен запрос от 20.04.2012 № 01-09/002440 о предоставлении выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), согласно которому у Банка запрашивалась выписка (выписки) по операциям на счете (счетах) ООО «Ютекс».

«03» мая 2012 года Банком в адрес Инспекции направлен мотивированный отказ в предоставлении выписки по операциям на счете ООО «Ютекс».

«11» мая 2012 года налоговым органом составлен акт № 2/3 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.

По результатам рассмотрения указанного акта и представленных Банком возражений Инспекцией было вынесено решение от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Данным решением Банк был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 40 000 руб. 00 коп.

Ввиду несогласия с вынесенным решением, обществом с ограниченной ответственностью «РегионИнвестБанк» была подана жалоба в Управление ФНС России по Нижегородской области, решением которого от 03.08.2012 № 09-12/19265@ указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, ООО «РегионИнвестБанк» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.

В обоснование своей позиции по делу Общество указывает, что решение инспекции от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно, поскольку банк правомерно отказал налоговому орган у в предоставлении выписки по счетам.

Инспекция требования не признала, указав, что банком не исполнена обязанность, установленная пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, ответственность за нарушение которой предусмотрена статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в банк поступил запрос налогового органа от о предоставлении выписки по операциям на счете ООО «Ютекс» (ИНН 7702681314/КПП 770201001).

Запрос мотивирован тем, что в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с истребованием документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках при проведении мероприятий налогового контроля, в форме истребования документов в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ООО «Ютекс», необходимо представить в отношении указанной организации выписку (выписки) по операциям на счете (счетах).

Письмом от 03.05.2011 № 004/2135 банк сообщил инспекции о невозможности исполнения запроса, поскольку указанные в нем основания предоставления информации нарушают гарантированную статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» тайну банковского счета и банковского вклада; не соответствуют нормам Кодекса об обязанностях банков, связанных с учетом налогоплательщиков, и приказу ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов», так как из содержания запроса не следует какие именно мероприятия налогового контроля проводятся в отношении клиента банка ООО «Ютекс».

Суд приходит к выводу, что решение инспекции от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

Указанным положениям Налогового кодекса Российской Федерации корреспондирует пункт 3 статьи 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которому налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.

Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

Пунктом 2 статьи 86 Кодекса установлено, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Названная в пункте 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в том числе налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена в статье 26 Закона «О банках и банковской деятельности».

Таким образом, из содержания пункта 2 статьи 86 Кодекса следует, что выписка по операциям на счете ООО «Ютекс» (ИНН 7702681314/КПП 770201001) могла быть запрошена инспекцией у банка только в том случае, если в отношении данного общества инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

Аналогичное толкование приведенных норм Кодекса дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.11.2008 № 10407/08.

Согласно приложению № 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации приказа ФНС России № САЭ-3-06/829@ в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований: вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа); принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации; проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).

Из запроса от 20.04.2012 № 03-09/002440 в отношении ООО «Ютекс» (ИНН 7702681314/КПП 770201001) не следует, что в отношении этого лица проводились мероприятия налогового контроля.

Как пояснил суду представитель инспекции, мероприятия налогового контроля в виде выездной налоговой проверки проводились инспекцией в отношении иного налогоплательщика, состоящего в инспекции на налоговом учете. Из полученных в ходе проверки документов следовало, что ООО «Ютекс» являлось контрагентом проверяемого налогоплательщика, поэтому у инспекции возникла необходимость истребовать информацию и в отношении ООО «Ютекс».

Такую информацию налоговый орган также вправе запросить у банка и у иных лиц, однако в этих случаях должны соблюдаться правила, установленные статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: истребование документов должно производиться путем направления письменного поручения об истребовании документов (ин формации), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), т.е. в данном случае в ИФНС России по Нижегородскому району г.Н.Новгорода, где банк состоит на налоговом учете.

Поскольку в запросе отсутствовали надлежащие основания, подтверждающие обязанность предоставления банком информации об организации - клиенте банка, и связанные с целями и задачами налоговых органов, данный запрос правомерно не исполнен банком. Поэтому требование заявителя о признании недействительным решения от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика. Учитывая, что с 01.01.2007 в связи с изменениями, внесенными в часть 2 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная Заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп. подлежит взысканию в его пользу непосредственно с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области как стороны по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180, 181, 182, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования общества с ограниченной ответственностью «Региональный Банк Инвестиций» (ОГРН 1025200002002, ИНН 5261002749, г.Н.Новгород, набережная им. Федоровского, 8) удовлетворить.

Признать недействительным решение от 08.06.2012 № 2/3 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Нижегородской области (ОГРН 1045207690527, ИНН 5253001276, г.Н.Новгород, ул. Минина, 20) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональный Банк Инвестиций» (ОГРН 1025200002002, ИНН 5261002749, г.Н.Новгород, набережная им. Федоровского, 8) 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 07.11.2012 № 3696.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Верховодов

Исполнитель: Листков П.А.

Тел.: 419-70-59

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-30400/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 21 февраля 2013

Поиск в тексте