ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2012 года Дело N А62-3434/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тиминской О.А., судей Стахановой В.Н., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Косаревой Е.Н., рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макарова В.М. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.06.2012 по делу N А62-3434/2012, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Макарова В.М., г. Смоленск (ОГРНИП 304673134900746, ИНН 672900315600) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, г. Смоленск, (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050) о признании недействительным отказа в государственной регистрации изменений площади объекта недвижимости, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Макаров Виктор Михайлович (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 23.04.2012 об отказе в государственной регистрации изменений площади объекта недвижимого имущества - здания склада оборудования, расположенного по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, д. 35, и обязании Управление провести государственную регистрацию изменений площади данного объекта недвижимого имущества. Решением суда от 29.06.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель подал апелляционную жалобу.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие в порядке ст. ст. 266, 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом установлено, что ИП Макарову В.М. на основании договоров купли-продажи от 28.05.2005 N 61 и 14.06.2006 N 193/з принадлежит здание склада оборудования по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, д. 35 и земельный участок под данным объектом.

В настоящее время (с целью дальнейшей продажи) земельный участок разделен на три отдельных земельных участка: с кадастровыми номерами 67:27:0020202:169, 67:27:0020202:179, 67:27:0020202:180.

За время владения и пользования зданием Предприниматель произвел его перепланировку, а именно: внутри помещения N 1 встроены помещения санузла N 2, N 3 и N 4 и служебные помещения N 5 и N 6; стены помещений - блоки пенобетонные толщиной 20 см, облицованные силикатным кирпичом толщиной 12 см; перегородки - блоки пенобетонные толщиной 20 см; между помещениями N 1 и N 7 выполнена перегородка из пенобетонных блоков толщиной 20см; в помещении N 8 встроены помещения N 9, N 10, N 11, N 12 и N 13; стены помещений и перегородки выполнены из силикатного кирпича толщиной 25 см; над помещениями N 9, N 10, N 11 и N 12 сконструирована антресоль. Также Предприниматель в 2007 году провел в здание газоснабжение.

В связи с тем, что площадь объекта недвижимости после перепланировки изменилась и составила 1924,8 кв.м (до перепланировки - 1899,2 кв.м), Предприниматель 16.02.2012 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением N 01/059/2012-908 о внесении изменений в сведения ЕГРП о данном объекте недвижимости.

В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию внесения изменений в ЕГРП, установлены причины, препятствующие ее проведению, вследствие чего в адрес заявителя направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 24.02.2012 N 01/059/2012-908.

Регистратором в порядке межведомственного взаимодействия были направлены запросы в Смоленский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска.

23.04.2012 письмом N 01/059/2012-908 Управление отказало Предпринимателю в государственной регистрации изменений в сведения ЕГРП о данном объекте недвижимости по причине того, что на государственную регистрацию не представлен документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что разрешение на реконструкцию не требуется, разрешение на ввод реконструируемого объекта, удостоверяющего выполнение реконструкции в полном объеме.

Полагая, что указанный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Макаров В.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК Р

Ф.

Порядок государственной регистрации права собственности на реконструированный объект недвижимости установлен Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества".

Кроме того, согласно статье 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" собственники объектов недвижимости вправе обратиться с заявлениями об учете изменений таких объектов недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (статья 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен специальный внесудебный порядок регистрации права собственности на возникшие в результате правомерной реконструкции объекты недвижимости, а также кадастрового учета изменений существующих объектов недвижимости, уникальные характеристики которых претерпели изменения.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них» находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию), либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статьей 20 Закона N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

На основании п. 10 ст. 33 Закона N 122-ФЗ если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения об объекте недвижимого имущества.

Согласно пункту 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, в ЕГРП вносятся записи об изменениях таких сведений, которые не влекут за собой имущественного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, в частности, относятся уточнение площади, изменения при незначительной реконструкции объекта.

В силу ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пп. 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости).

На основании п. 2 ст. 27 Закона о государственном кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проведение реконструкции здания в отсутствие разрешительной документации является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Судом установлено, что по сведениям, содержащимся в ЕГРП, и представленному заявителем кадастровому паспорту от 22.04.2011 изменилась общая площадь вышеуказанного объекта с 1899,2 кв.м на 1928,8 кв.м и в этажность добавлена антресоль.

Из письма и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства от 18.10.2010 следует, что оформить справку о том, что проведенные работы не требуют оформление разрешения на реконструкцию склада оборудования, не представляется возможным, поскольку были выполнены строительные работы по возведению встроенного 2-х этажного сооружения с подведением инженерных коммуникаций и с использованием данного сооружения под служебные помещения.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

При этом администрация г. Смоленска является единственным уполномоченным органом, обладающим правом либо выдавать указанное разрешение, либо подтвердить, что такое разрешение не требуется.

В связи с этим представленное заключение специализированной организации ООО «Город С.», на которое ссылается предприниматель, судом во внимание не принимается.

Письмом от 09.04.2012 N 23-1587 администрация г. Смоленска сообщила ответчику, что в связи с невозможностью идентификации объекта недвижимого имущества представить сведения о выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию интересующего объекта недвижимого имущества не представляется возможным. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска сообщило, что документами, дающими право на регистрацию объектов недвижимого имущества, являются разрешения на ввод в эксплуатацию или справки, выданные данным органом.

Как следует из материалов дела, предприниматель обращался в администрацию г. Смоленска за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания склада оборудования площадью 1924,8 кв.м. Для рассмотрения данного обращения администрация запросила у предпринимателя перечень необходимых документов, после представления которых она готова была вернуться к рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания склада оборудования по Краснинскому шоссе, д. 35.

Однако на момент рассмотрения настоящего дела предпринимателем не получено разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного здания склада.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что предпринимателем представлены на государственную регистрацию все документы, перечисленные в Законе N 122-ФЗ, противоречит материалам дела.

Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, как того требует ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139 размер госпошлины по апелляционной жалобе для физических лиц составляет 100 рублей, поэтому государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру N 1068458622 от 25.07.2012, подлежит возврату из федерального бюджета в размере 1900 руб. как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.06.2012 по делу N А62-3434/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Макарову Виктору Михайловичу (214031, г. Смоленск, ул. 25-е Сентября, д. 42, кв. 9, ОГРНИП 304673134900746, ИНН 672900315600) из федерального бюджета 1900 руб. госпошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру N 1068458622 от 25.07.2012.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

     Председательствующий
О.А.Тиминская
Судьи
В.Н.Стаханова
Н.В.Еремичева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка