ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2012 года Дело N А09-3671/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года. Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дорошковой А.Г., Полынкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малининой В.В.,, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска (241035, г. Брянск, ул. Комсомольская, д. 2) на решение Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2012 года по делу N А09-3671/2012 (судья Гоманюк Н.С.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа г. Брянска к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-нравственного воспитания N 159 «Непоседа» (241035, г. Брянск, ул. Институтская, д. 9 А, ИНН 3232030265, ОГРН 1023201065084) о взыскании 36 743 руб. 64 коп., при участии от истца: Шалаева К.А. (доверенность N 3428 от 27.03.2012), в отсутствие представителей от ответчика, надлежащим образов извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.

В арбитражный суд обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бежицком районе городского округа города Брянска (далее - пенсионный орган, УПФР) с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 159 «Непоседа» г. Брянска (далее - Учреждение) о взыскании 36 743 руб. 64 коп.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы ссылается на ст. 165 Трудового кодекса, где приведен перечень случаев, при которых работникам предоставляются гарантии и компенсации. Поскольку такой случай, как возмещение расходов работников на оплату стоимости питания, в нем не поименован, такие обязательства работодателя, предусмотренные коллективным договором, под определение «компенсация» не попадают. Обязанность осуществлять питание работников образовательного учреждения законодательно не закреплена. Также заявитель жалобы ссылается на разъяснения, содержащиеся в письмах Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19, от 23.03.2010 N 647-19, от 05.08.2010 N 2519-19, в которых указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ к объекту налогообложения страховыми взносами относятся все выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Кроме того, статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Льготы по оплате стоимости питания работников в указанной статье не поименованы и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, пенсионным органом проведена выездная проверка Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 159 «Непоседа» г. Брянска по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период деятельности учреждения с 01.01.2010 по 31.03.2011.

В ходе проверки установлено, что детским дошкольным учреждением предоставлялось бесплатно и с частичной оплатой стоимости питание некоторым сотрудникам учреждения. Предоставление указанного питания производилось учреждением в соответствии с разделом «Основные обязанности администрации» Приложения «Правила внутреннего трудового распорядка» к коллективному договору.

Пенсионный орган посчитал, что данные суммы являются объектом обложения страховыми взносами, в связи с чем УПФР, проводя выездную проверку, установило занижение учреждением облагаемой базы в 2010 году и 1 квартале 2011 году на сумму 115 390 руб.

Данное занижение облагаемой базы повлекло за собой неуплату сумм страховых взносов в сумме 20 844 руб. в 2010 году, и в первом квартале 2011 года в сумме 7 829 руб.

По результатам выездной проверки составлен акт от 15.08.2011 N 042/001/171-2011. Начальником Управления вынесено решение от 27.09.2011 N 042/001/171-2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов в виде взыскания суммы задолженности в размере 28 673 руб., начисленных на данную задолженность пени в сумме 2 335 руб. 64 коп., УПФР начислен ко взысканию штраф в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 5 735 руб.

Требование N 3д от 24.10.2011 об уплате сумм недоимки, пени и штрафов в добровольном порядке Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением, что послужило основанием для обращения пенсионного органа в арбитражный суд с заявлением о взыскании 36 743,64 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с оплатой питания.

Оплата стоимости питания сотрудников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 159 «Непоседа» г. Брянска производилась на основании коллективного договора (раздел «Основные обязанности администрации» Приложения «Правила внутреннего трудового распорядка»).

Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.05.2002 N 304 принято Положение о социальной защите работников образования города Брянска, которым предписано органам местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджете города расходы на реализацию мероприятий по социальной защите работников муниципальных учреждений образования за счет этих средств.

Указанным Положением предоставлены льготы отдельным работникам образования, в том числе пп. 4.5 раздела VI предусматривает льготы для работников дошкольных образовательных учреждений в виде оплаты питания за счет бюджетных средств.

Финансирование возмещения затрат на продукты питания производится из бюджета города Брянска по бюджетной классификации 005 0701 4209900 001 340 - продукты питания, отражены в бюджетной росписи с помесячной детализацией расходов на текущий плановый период и утверждены решением Брянского городского Совета народных депутатов от 22.12.2010 N 462 «О бюджете города Брянска на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы».

Затраты закладываются из стоимости продуктов питания, количества рабочих дней в году, числа сотрудников и детей детских дошкольных учреждений и расчета меню по нормам СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Таким образом, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей N 159 «Непоседа» г. Брянска правомерно производилась оплата стоимости питания сотрудникам детского дошкольного учреждения и данные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Довод апелляционной жалобы о том, что в ст. 165 Трудового кодекса приведен перечень случаев, при которых работникам предоставляются гарантии и компенсации, а такой случай, как возмещение расходов работников на оплату стоимости питания, в нем не поименован, обязанность осуществлять питание работников образовательного учреждения законодательно не закреплена, во внимание не принимается.

Как указывалось выше Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.05.2002 N 304 принято Положение о социальной защите работников образования города Брянска, которым установлены льготы для работников дошкольных образовательных учреждений в виде оплаты питания за счет бюджетных средств. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом, в судебном порядке оно не обжаловалось и незаконным не признано.

Тот факт, что в Постановлении говорится о льготах, а статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» о компенсационных выплатах, связанных с оплатой питания, существенного значения не имеет, поскольку по существу названная льгота направлена на возмещение работникам затрат, связанных с исполнении ими трудовых обязанностей, что является компенсацией.

В апелляционной жалобе пенсионный орган ссылается на разъяснения, содержащиеся в письмах Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19, от 23.03.2010 N 647-19, от 05.08.2010 N 2519-19, в которых указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту налогообложения страховыми взносами относятся все выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Вместе с тем ссылка на указанные письма не может быть принята во внимание, поскольку Положением о Минздравсоцразвитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, право принимать и утверждать нормативные акты Минздравсоцразвитию не представлено, за исключением перечня, установленного п. 5.2 Положения. Письма и разъяснения работников Минздравсоцразвития по отдельным вопросам в этот перечень не входят. Раздел 2 Положения прямо устанавливает, что Минздравсоцразвитие не вправе устанавливать ограничения по осуществлению прав и свобод граждан.

Довод апелляционной жалобы о том, что статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а оплата стоимости питания работников в указанной статье не поименована и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, является несостоятельным.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.

При определении норм на питание денежные средства на питание сотрудников выделяются из бюджета, исходя из норм, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 N 91 (СанПин 2.4.1.2660-10) и от 26.03.2003 N 24 (СанПин 2.4.1.1249.03).

Соответственно, на стоимость данного питания учреждение не начисляет и не уплачивает страховые взносы.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 31 мая 2012 года по делу N А09-3671/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Г.Д. Игнашина

     Судьи
А.Г.Дорошкова
Н.А.Полынкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка