ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2012 года Дело N А62-2163/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Пономарева Ю.А. (доверенность от 14.02.2012), в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Научно-производственная компания «Катрен» (ОГРН 1025403638875, ИНН 5408130693) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29 июня 2012 года по делу N А62-2163/2012 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Научно-производственная компания «Катрен» (ОГРН 1025403638875, ИНН 5408130693) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796), третьи лица: Департамент Смоленской области по здравоохранению (ОГРН 1026701426069, ИНН 6730009960), Главное управление государственного заказа Смоленской области (ОГРН 1086731007362, ИНН 6730009960), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Научно-производственная компания «Катрен» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента Смоленской области по здравоохранению, Главного управления государственного заказа Смоленской области, о признании решения от 08.12.2011 N 336/11-ГЗ/Ж и положения документации открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0163200000311005704) недействительными.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.06.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, ЗАО «НПК «Катрен» обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы указывает, что поставка, отпуск и хранение не являются функционально и технологически связанными действиями. Заказчик, объединив в один лот поставку, хранение и отпуск лекарственных препаратов льготополучателям, ограничил количество потенциальных участников размещения заказа.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не установлено.

Как следует из материалов дела, 24.11.2011 на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0163200000311005704 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обеспечению льготополучателей лекарственными препаратами на территории Смоленской области в 2011 году и соответствующая аукционная документация.

Заказчиком аукциона являлся Департамент Смоленской области по здравоохранению, уполномоченным органом - Главное управление государственного заказа Смоленской области.

В аукционной документации было определено, что предметом данного аукциона является оказание услуг по обеспечению льготополучателей лекарственными препаратами на территории Смоленской области в 2011 году, что включает в себя: закупку лекарственных средств; хранение и доставку лекарственных средств в аптечные организации; обеспечение качества лекарственных средств; отпуск лекарственных средств.

Поскольку предметом государственного контракта является в том числе и закупка разного рода средств, с различными особенностями хранения, в документации об аукционе были установлены требования к складским помещениям, согласно которым устройство, состав, размеры площадей, эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств должны обеспечивать их сохранность.

Для обеспечения льготных категорий населения Смоленской области лекарственными средствами, оказания своевременной и доступной помощи заказчик определил минимальное количество аптек с учетом территориальной приближенности к лечебно-профилактическому учреждению Смоленской области, осуществляющему выписку рецептов. Данное требование явилось одним из показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

Кроме того, государственным заказчиком в аукционной документации было установлено условие о наличии возможности оперативно владеть информацией о снабжении населения лекарственными средствами с помощью необходимого программного обеспечения.

ЗАО «НПК «Катрен» полагая, что указанная аукционная документация составлена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства в сфере размещения заказов, а именно положений статей 10, 34, 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также статей 432, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку включение в конкурсную документацию вышеуказанных дополнительных требований к участникам размещения заказа и объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств ограничивают доступ к участию в аукционе, обратилось в УФАС по Смоленской области с жалобой на действия Департамента Смоленской области по здравоохранению и Главного управления государственного заказа Смоленской области.

Смоленское УФАС по результатам рассмотрения жалобы общества приняло решение от 08.12.2011 N 336/11-ГЗ/Ж, в соответствии с которым признало жалобу необоснованной.

Как установлено материалами дела, по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционной комиссией составлен протокол от 06.12.2011, согласно которому было подано две заявки, первая заявка была отозвана.

Поскольку на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка, открытый аукцион признан несостоявшимся. Заявка признана аукционной комиссией соответствующей всем требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

На основании протокола от 06.12.2011 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме аукционной комиссией принято решение о заключении государственного контракта с ОАО «Смоленск-Фармация» на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Не согласившись с решением УФАС по Смоленской области от 08.12.2011 N 336/11-ГЗ/Ж а также с положениями аукционной документации, ЗАО «НПК «Катрен» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

На основании ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, в том числе к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов).

В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена данным Федеральным законом.

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Как следует из части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

При этом заказчик при размещении заказа наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг).

Кроме того, на участие в спорном аукционе по всем лотам подал заявку только один участник - ОАО «Смоленск-Фармация», который в последующем и был признан выигравшим аукцион. Доказательств вынужденного отказа иных лиц от участия в аукционе ввиду укрупнения лотов материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что Департаментом размещен заказ одновременно на поставку, хранение лекарственных средств и оказание услуг по осуществлению бесплатного отпуска лекарственных средств. При этом поставка лекарственных средств, их хранение и отпуск не разделены на отдельные лоты.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная помощь в виде набора социальных услуг осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации, и предусматривает: организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов; организацию обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого отдельным категориям граждан набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями.

В соответствии с пунктом 2.7 Приказа в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

В соответствии с положениями документации об аукционе участник размещения заказа обязан на дату начала рассмотрения заявок на участие в аукционе иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Как следует из документации об открытом аукционе в электронной форме, его предметом является оказание мер социальной поддержки, включающей закупку, хранение лекарственных средств, отпуск и учет лекарственных средств в определенном количестве и ассортименте, по рецептам врачей (фельдшеров) медицинской организации.

Целью проведения рассматриваемых торгов является отпуск лекарственных средств гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в определенных аптечных учреждениях при предъявлении рецепта, выписанного по установленной форме в медицинских организациях, что свидетельствует о совокупной (а не самостоятельной) ценности каждого звена названной операции, предполагающей достижение конечной цели (получение лекарственного средства потребителем).

Таким образом, объединение указанных видов деятельности в один лот является технологически и функционально взаимосвязанными исходя из особенностей предмета заказа - обеспечение граждан, пользующихся социальными льготами. Этими же обстоятельствами обусловлено требование документации о наличии у участника размещения заказа собственной (либо привлеченной) аптечной сети, позволяющей осуществление передачи лекарственного средства потребителю.

В рассматриваемом случае законодательство не ограничивает возможность заказчика объединить в один лот виды деятельности как закупка, хранение и обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, поскольку данные виды деятельности являются комплексным предметом аукциона, связанным по значимым критериям.

Исходя из пункта 3 Информационной карты документации об аукционе, где предмет аукциона определен как оказание услуг по обеспечению отдельных групп населения Смоленской области (льготополучателей) лекарственными средствами в 2011 году, которое включает в себя: закупку лекарственных средств, хранение, комплектование и доставку лекарственных средств в аптечные организации, отпуск лекарственных средств по рецептам врачей через аптечные организации, обеспечение качества лекарственных средств, обеспечение режима обмена информацией о наличии и поставках лекарственных средств, а также проекта государственного контракта, где определены функции уполномоченной фармацевтической организации, следует, что предметом открытого аукциона в электронной форме являлось оказание комплекса социальных услуг, а не поставка товаров.

Объединение технологически и функционально взаимосвязанных между собой услуг в один лот имеет целью не только обеспечение их своевременного и качественного выполнения, но и рациональное расходование бюджетных средств, во исполнение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

В соответствии с вышеуказанным, довод апелляционной жалобы о том, что объединив в один лот поставку, хранение и отпуск лекарственных препаратов льготополучателям, заказчик ограничил количество потенциальных участников размещения заказа, являются несостоятельным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В требованиях пункта 1.5 Технического задания к осуществлению закупки лекарственных средств содержатся требования о наличии у участника размещения заказа надлежащим образом оборудованных складских помещений установленной площади для хранения лекарственных средств в целях обеспечения их сохранности, наличие контрольно-пропускной системы вывоза (выноса) товаров, что обусловлено потребностями заказчика, вытекающими из необходимости обеспечения нуждающихся людей лекарственными средствами, и основано на положениях Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (статья 58), Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 20), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ», приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 N 590н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 01.04.2002 N 15 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02» и других.

Указанные требования не противоречат положениям Закона о размещении заказов.

В целях обеспечения населения Смоленской области лекарственными средствами, а именно оказания своевременной и доступной медицинской помощи, заказчиком определено минимальное количество аптек с учетом территориальной приближенности к лечебно-профилактическим учреждениям Смоленской области, осуществляющим выписку лечебных рецептов.

Следовательно, требования пункта 1.2 Технического задания о месторасположении складских помещений, аптечных организаций и минимальном их количестве являются обоснованными, представляют собой показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

Поскольку оказание услуг, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме, должно осуществляться на территории Смоленской области согласно Приложению N 3 к Информационной карте, соответственно, при оказании услуг на территории области, исполнителем должны соблюдаться все требования, которые предъявляются к складским помещениям законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Технического задания установлено требование в виде автоматизированного учета лекарственных средств, основанное на положениях приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

Автоматизированный учет лекарственных средств необходим для упрощения идентификации, учета лекарственных средств, получения и обработки сведений о количестве выписанных, обслуженных рецептов, в том числе по категориям граждан (группам), стоимости обслуженных рецептов, количестве рецептов зарегистрированных на отсроченном обслуживании, о наименовании, стоимости и поставщиках лекарственных средств, их сроках годности и т.д., что позволит своевременно и в полном объеме представлять в соответствующий федеральный орган исполнительной власти отчеты о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации по выполнению переданных полномочий в области оказания государственной социальной помощи, связанной с обеспечением населения Смоленской области лекарственными средствами, что является также одним из показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

Пунктом 1.1 Технического задания определено, что закупка лекарственных средств осуществляется в соответствии с перечнями, утвержденными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 и от 09.01.2007 N 1, и сопровождается документами, подтверждающими их качество и безопасность.

В пунктах 4.2 и 4.3 проекта государственного контракта установлено, что закупка лекарственных средств, изделий медицинского назначения осуществляется в объеме, необходимом для обеспечения льготополучателей, согласно представленным рецептам врачей (фельдшеров).

При этом аукционная документация, в том числе проект государственного контракта, не содержат указание на точное количество лекарственных средств и тем самым не определяют существенное для договора поставки (купли-продажи) условие о количестве товара, поскольку объем фармацевтических препаратов зависит от количества и содержания предъявленных гражданами в аптечные учреждения рецептов врачей (фельдшеров).

Таким образом, аукционная документация не может содержать указание на количество лекарственных средств, поскольку предмет аукциона не позволяет определить количество граждан, нуждающихся в медицинской помощи, и количество выписанных рецептов, следовательно, и объем фармацевтической продукции, в связи с чем заказчиком и уполномоченным органом в документации об аукционе правомерно не были установлены конкретные требования к товару, предусмотренные частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.

При названных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие в рассматриваемых действиях Департамента нарушений ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, действия заказчика не влекут ограничение количества участников размещения заказа, не ограничивают их конкуренцию и не противоречат природе аукциона.